Лечение дизартрии

Лечение дизартрии

Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.

Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.

Причины и признаки дизартрии ↑

Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:

  • поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
  • последствие менингита и энцефалита;
  • перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
  • ишемия и порок сердца,
  • наследственность.

Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.

Современные методы лечения дизартрии ↑

Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях. Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев. Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.

Массаж ↑

Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:

  1. Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
  2. Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
  3. Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.

Физические упражнения ↑

Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:

  1. Открытие и закрытие челюсти.
  2. Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
  3. Сильное сжатие губ в трубочку.
  4. Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
  5. Упражнение «оскал».

Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑

Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики ↑

Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.

Лечение стертой дизартрии ↑

Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.

Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:

  • Медикаментозное лечение;
  • Логопедическая терапия.

Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.

Читать еще:  Виды желтухи или о чем расскажет цвет кожи ребенка: почему появляется патология и нужно ли ее лечить

У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой одну из разновидностей нарушения произношения, которая развивается вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Спровоцировать его могут поражения отделов мозга, расположенных в заднелобном и подкорковых слоях.

В логопедической практике дизартрия относится к тройке наиболее распространенных нарушений устной речи у детей. По частоте встречаемости она уступает дислалии и несколько опережает алалию.

Характерные признаки дизартрии у детей и взрослых

В отличие от афазии – другого системного нарушения уже сформированной речи, возникающего при органических поражениях речевых отделов коры, дизартрия характеризуется ограниченностью подвижности элементов речевого аппарата (в частности мягкого неба, языка и губ) и мимических мышц. Ограничение подвижности органов речи при дизартрии у детей, в свою очередь, провоцирует затрудненность артикуляции.

Дизартрия у детей является причиной нарушения словопроизношения и вытекающих отсюда замедления развития навыков чтения и письма, что обусловливается общей задержкой речевого развития.

В отдельных случаях ребенку ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Скорректировать подобного рода дефекты могут занятия со специалистом-логопедом, однако адекватное лечение дизартрии у детей при этом требуется начинать уже с раннего возраста.

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия характеризуется нарушениями:

  • Речевой моторики (сниженной четкостью и смазанностью произношения);
  • Просодической стороны речи (то есть системы взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, влияющих на разборчивость, внятность, мелодику и эмоциональную окрашенность речи);
  • Ритма дыхания;

а также потерей плавности речи, ускорением или замедлением темпа речи.

Кроме того, дети-дизартрики нередко разговаривают слабым голосом и очень тихо или же, наоборот, достаточно резко.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

Формы дизартрии у детей

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Подкорковая форма характеризуется спонтанными сокращениями мимической мускулатуры лица и мышц голосового аппарата. Речь у детей с таким нарушением спокойная, размеренная, плавная, однако срывается при волнении или когда ребенок испытывает другие сильные эмоции (при этом возможны непроизвольные выкрики). Часто нарушение сопровождается снижением слуха.

Бульбарная дизартрия сопровождается параличом лицевой и мускулатуры голосового аппарата в зоне трех нервов – подъязычного, блуждающего и языкоглоточного, которые отвечают за функцию мышц лица и голосовых связок. При этой форме речь невнятна и характеризуется произношением «в нос». Чаще всего такое нарушение является следствием опухолей головного мозга.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка и его проводящих путей. Как самостоятельное нарушение эта форма практически не встречается, чаще она сопутствует другим нарушениям.

Читать еще:  Лактазная недостаточность у детей — виды и симптомы заболевания, диагностика и методы терапии патологии

Корковая дизартрия является результатом очаговых поражений коры головного мозга.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия у детей. Она обусловливается ограниченным поражением корково-ядерных проводящих путей и характеризуется правильной речью. Дети с дизартрией этого типа на стыке нескольких согласных или гласных просто «глотают» некоторые звуки или же заменяют их другими.

Согласно логопедической классификации, которая основана на принципе понятности речи, заболевание подразделяют на четыре степени тяжести: от 1 (стёртой дизартрии у детей) до 4.

При стёртой дизартрии у детей нарушения речи могут быть выявлены исключительно логопедом при обследовании. При второй степени тяжести речевые дефекты заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. При третьей – речь понятна только близкому окружению ребенка и частично посторонним людям. При четвертой стадии – речь отсутствует вовсе или непонятна даже родителям, эта патология называется анартрией.

Лечение дизартрии у детей

Логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей предполагает системный подход к проблеме. Помимо проведения занятий по коррекции звукопроизношения и уроков по улучшению мелкой моторики, ребенку назначаются:

  • Акупунктурный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Иглоукалывание;
  • Гирудотерапия;
  • Лечебные ванны;
  • Механотерапия и т.д.

Хорошие результаты дает также лечение дизартрии у детей с использованием нетрадиционных форм медико-психологической коррекции и реабилитации: терапии песком, дельфинотерапии, изотерапии, сенсорной терапии и т.д.

Упражнения при дизартрии у детей

Дизартрия – это распространенное среди детей дошкольного возраста поражение головного мозга, которое вызывает дисфункцию речевого аппарата с нарушением ЦНС, звукопроизношения, артикуляции, развития мелкой моторики.

Методы диагностики и лечения данного отклонения в современной медицине недостаточно развиты, основным направлением корректировки, является комплекс упражнений, который помогает улучшить состояние при дизартрии у детей.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии: виды и польза

Артикуляционная гимнастика, направленная на борьбу с выраженной симптоматикой дизартрии, подразделяется на два вида:

  1. Пассивная гимнастика – такие упражнения при дизартрии применяются в случае, когда ребенок не может выполнять движения самостоятельно из-за потери силы в мышцах лица. Коррекция подразумевает, в основном, одностороннюю работу, когда педагог выполняет гимнастику, механически воздействуя на органы речи ребенка с помощью зонда, палочек, рук и шпателя. Такой вид занятий помогает улучшить тонус в мышцах языка, наладить их функционирование, и постепенно малыш начнет выполнять некоторые элементы гимнастики сам. Пассивные занятия включают в работу новые группы мышц, действие которых необходимо для воспроизведения звука.
  2. Активная гимнастика – с нее начинают при легкой форме отклонений или переходят на нее с пассивной формы при заметных улучшениях. Работа выстраивается путем подражания, то есть педагог показывает движения, а ребенок повторяет. В активной фазе упражнений используются различные предметы для удержания их во рту или между губ.

В случае, когда у ребенка отсутствует сила звука, он тихо и неразборчиво говорит, выполняются голосовые упражнения, которые при дизартрии тяжело даются. Данное заболевание оказывает свое влияние не только на голос и произношение, оно затрагивает развитие ЦНС, мелкой моторики, что приводит к отставанию от своих сверстников. После длительной и систематической коррекции многие дети способны продолжать обучение в обычных среднеобразовательных учреждениях.

  • расслабление зажатых мышц лица, добавление тонуса в незадействованные ранее артикуляционные органы;
  • постановка силы голоса;
  • вырабатывание навыков использования артикуляционного аппарата для произношения;
  • укрепление мышц языка и лица;
  • приток крови к мышцам речевого аппарата;
  • постановка правильного произношения звука и слога.

Важно! Основной целью таких занятий является выраженная четкость звуков и произношения слов. Максимального эффекта можно достигнуть только при регулярном посещении логопеда и выполнении упражнений в домашних условиях.

Полезно выполнять гимнастику в виде игры, так ребенок больше увлекается процессом и меньше утомляется.

Цель и результаты тренировок

Правильная и систематическая гимнастика сможет показать быстрые результаты развития речи и постановки звука. Артикуляционные упражнения при дизартрии развивают у детей автоматизацию произношения звука, точность амплитуды сокращения мышц ротовой полости, скорость двигательной функции, умение переключаться от одного занятия к другому, определение силы мышечных сокращений.

Читать еще:  Влияние металлов на здоровье человека: польза и вред, лечение металлотерапией

Цели артикуляционной гимнастики:

  1. улучшение формирования фонем у ребенка;
  2. выработка правильных кинем (движений для образования звука речи) при произношении;
  3. отработка положения артикуляционных органов во время речи;
  4. выработка силы голоса.

Достигнуть хорошего произношения можно, лишь имея силу в голосе, умея ею управлять и выдавать порционно, по мере необходимости. Полноценный комплекс просодических упражнений при дизартрии включает в себя:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • отработка каждого звука до автоматизации;
  • выработка правильного положения мышц языка, губ, щек во время разговора;
  • улучшение подвижности речевого аппарата.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики логопедом или в домашних условиях:

  1. занятия должны быть ежедневными; если в этот день ребенок не посещает педагога, то нужно провести комплекс упражнений с родителями дома;
  2. желательно не переутомлять малыша, чтобы исключить у него стойкое отрицание. Выполнять движения лучше несколько раз в день по 5 минут;
  3. обязательно соблюдение последовательности упражнений по нарастанию сложности;
  4. из всего курса выполняемых занятий в день добавлять можно только одно незнакомое ребенку движение;
  5. при выполнении гимнастики малыш должен сидеть, лучше, если напротив него будет и родитель, и зеркало – это поможет ускорению закрепления;
  6. начинать комплекс нужно с разминки мышц губ.

Как правило, дети с дизартрией имеют проблемы с дыханием во время речи, они стараются говорить как на выдохе, так и на вдохе. Корректировка дыхания тоже должна входить в комплекс упражнений.

Упражнения

Дети склонны к потере интереса, поэтому занятия лучше проводить в виде игры, вовлекая их в сказку. С той же целью материал для логопедической гимнастики должен постоянно обновляться. Каждое упражнение должно начинаться с объяснений взрослого о том, как правильно выполнять то или иное движение, используя тематику игры. Далее показывают пример, а малыш должен его повторить.

Важно! С психологической точки зрения категорически запрещено сопровождать занятия критикой, успехи (хоть и не такие быстрые, как хотелось бы) нужно всегда хвалить и мотивировать.

Пример разминки мышц неба и глотки:

  • покашливания с открытым ртом, рекомендуется высунуть язык;
  • медленное глотание воды минимально возможными движениями;
  • удерживание киселя во рту с имитацией движений полоскания;
  • зажать нос и надувать поочередно щеки, не используя вдох;
  • мычать и свистеть;
  • положить ребенку на затылок руку, как будто придерживая голову, преодолевая сопротивление, он должен отклонить голову назад. Не стоит давить слишком сильно;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д» звуками;
  • произносить многократно звук «Ы»;
  • надувать воздушный шарик.

Примеры пассивной гимнастики:

  1. растягивание руками губ в положение улыбки, на несколько секунд фиксируя мимику;
  2. сильное смыкание губ;
  3. механическое создание положений губ: в трубочку (собрать руками от уголков к середине), имитируя положение для произношения звуков «А», «У», «О», «Ы», «Э».
  • ребенок удерживает открытым рот, при этом должно быть видно и верхние, и нижние зубы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • положение языка с упором в небо, имитируя звук «Р»;
  • ребенок самостоятельно растягивает губы в улыбку, а взрослый, оказывая умеренное давление, пытается ему помешать, с двух сторон нажимая на улыбку.

В заключение

При дизартрии важно найти правильные упражнения (можно скачать на нашем сайте), распечатать комплекс и заниматься по нему с малышом каждый день. При этом должен наблюдаться хотя бы маленький прогресс. Если изменений нет, то упражнения выполняются неправильно.

При коррекции звукопроизношения профессиональными педагогами используется индивидуальный подход, на отработку каждого звука должно быть отведено большее количество времени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector