Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

• Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

• Лечение гиперактивности у детей

Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

• Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.

• Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.

• Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.

• Не может усидеть на месте.

• Забывает важную информацию.

• Проблемы с концентрацией внимания.

• Отсутствие чувства страха и самосохранения.

• Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.

• Частые и резкие смены настроения.

• Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.

• Испытывает трудности в обучении.

Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.

Причины гиперактивности

Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

Помимо этого родителям необходимо:

• Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.

• Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.

• Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.

• Беречь малыша от переутомлений и стрессов.

• Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.

• Избегать мест, в которых присутствует много людей.

• Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.

• Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.

• Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.

• Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.

• Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.

• Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.

Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Анкета для родителей на тему «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Уважаемые родители! Просим ответить на следующие вопросы..

Гиперактивный и активный ребенок Гипреактивый и активный ребенок. «Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» – это самый часто задаваемый вопрос родителей. Нередко родители.

Гиперактивный ребенок. В каждой группе детского сада есть дети, которые отличаются излишней подвижностью. Таким детям очень тяжело усидеть на месте, они непоследовательны,.

Внимание! Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в детском саду» Родительское собрание в 1 младшей группе по теме «Гиперактивный ребенок в семье» Задачи: 1. Познакомить родителей с термином «гиперактивный.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Очень важно отличить гиперактивных.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол – комплекс репродуктивных,.

Читать еще:  Методика раннего развития Марии Монтессори — основные принципы и заповеди системы

Ребенок-непоседа или все о гиперактивных детях Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему “подключен моторчик”? Что делать, если ребенок не может спокойно.

Гиперактивность у детей — болезнь или трудный характер?

Болезнь выбирает мальчиков

Впервые такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Врачи эту патологию называют «синдром дефицита внимания с гипер­активностью». Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает как наша статистика, так и исследования за рубежом: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Вот он какой

Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, потом 3–7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5–15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может.

Он может удержать в уме и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая.

Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому, что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя… Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться.

В разговоре он перескакивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает чувство страха и повышенную тревожность.

Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, поэтому у него мало друзей. Он вынужден общаться с самыми покладистыми сверстниками или с младшими детьми.

Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли Фила показать врачу?

За что?

Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:

● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка. );

● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных. );

● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;

● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гипер­активны, были такими же в детстве);

● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.

Главное – не ошибиться

Диагноз этого заболевания очень ответственен. Педиатр, перед тем как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или признаком таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова.

Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов: у них повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. А есть просто очень живые, темпераментные дети.

Надо обратить внимание на зрение и слух ребенка. Если ученик плохо видит, что написано на доске, или плохо слышит учителя, его невнимательность и беспокойство могут быть вызваны этим.

Не в сахаре дело

Но вот диагноз поставлен, встает вопрос о лечении.

За рубежом гиперактивных детей лечат в основном медикаментозными препаратами, которые у нас не зарегистрированы и не применяются. Эффективность медикаментозного лечения составляет 75–80%.

У нас лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагоги­ческую коррекцию…

У живчиков нарушен катехоламиновый обмен, у них в организме много норадреналина и адреналина. Эти гормоны выделяются у здоровых людей во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Катехоламиновое депо можно опустошить двигательной активностью. Таким детям необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости.

Еще их надо учить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А визуальная релаксация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной – помогает восстановить умственное и физическое равновесие.

Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал. Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным живчикам.

Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с Непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Это не просто, родители гиперактивных детей, особенно матери, которые проводят с ними больше времени, впадают от постоянного стресса в депрессию, и часто им самим требуется помощь психотерапевта.

Одно время врачи считали, что рафинированный сахар в рационе гипер­активных детей повышает их возбудимость и агрессивность. Однако серьезное исследование, проведенное в 1991 году в США, эту гипотезу не подтвердило: от сахара агрессивность не повышается, разве только внимание немного снижается. Так что особого питания гиперактивным детям не требуется, пожалуй, стоит лишь избегать пищевых добавок.

Читать еще:  Питание ребенка в жаркую погоду: советы и рекомендации родителям

Прогноз на завтра

Если вы вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз у вас такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо.

Гиперактивность у детей — болезнь или трудный характер?

Болезнь выбирает мальчиков

Впервые такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Врачи эту патологию называют «синдром дефицита внимания с гипер­активностью». Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает как наша статистика, так и исследования за рубежом: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Вот он какой

Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, потом 3–7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5–15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может.

Он может удержать в уме и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая.

Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому, что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя… Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться.

В разговоре он перескакивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает чувство страха и повышенную тревожность.

Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, поэтому у него мало друзей. Он вынужден общаться с самыми покладистыми сверстниками или с младшими детьми.

Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли Фила показать врачу?

За что?

Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:

● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка. );

● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных. );

● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;

● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гипер­активны, были такими же в детстве);

● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.

Главное – не ошибиться

Диагноз этого заболевания очень ответственен. Педиатр, перед тем как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или признаком таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова.

Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов: у них повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. А есть просто очень живые, темпераментные дети.

Надо обратить внимание на зрение и слух ребенка. Если ученик плохо видит, что написано на доске, или плохо слышит учителя, его невнимательность и беспокойство могут быть вызваны этим.

Не в сахаре дело

Но вот диагноз поставлен, встает вопрос о лечении.

За рубежом гиперактивных детей лечат в основном медикаментозными препаратами, которые у нас не зарегистрированы и не применяются. Эффективность медикаментозного лечения составляет 75–80%.

У нас лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагоги­ческую коррекцию…

У живчиков нарушен катехоламиновый обмен, у них в организме много норадреналина и адреналина. Эти гормоны выделяются у здоровых людей во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Катехоламиновое депо можно опустошить двигательной активностью. Таким детям необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости.

Еще их надо учить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А визуальная релаксация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной – помогает восстановить умственное и физическое равновесие.

Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал. Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным живчикам.

Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с Непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Это не просто, родители гиперактивных детей, особенно матери, которые проводят с ними больше времени, впадают от постоянного стресса в депрессию, и часто им самим требуется помощь психотерапевта.

Читать еще:  Как вернуть грудное молоко с помощью правильного питания — рейтинг продуктов для усиления лактации

Одно время врачи считали, что рафинированный сахар в рационе гипер­активных детей повышает их возбудимость и агрессивность. Однако серьезное исследование, проведенное в 1991 году в США, эту гипотезу не подтвердило: от сахара агрессивность не повышается, разве только внимание немного снижается. Так что особого питания гиперактивным детям не требуется, пожалуй, стоит лишь избегать пищевых добавок.

Прогноз на завтра

Если вы вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз у вас такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо.

Гиперактивный ребенок: признаки, симптомы, лечение

В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.

Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.

В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.

Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины — пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно.

Причины появления

Перворичинами гиперактивности могут выступать:

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;
• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность;
• Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери;
• Тяжелые отравления;
• Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня;
• Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга);
• Незрелость нервной системы новорожденного младенца;
• Плохая экология.


Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности.

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго.

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость;
• рассеянность внимания;
• непослушание старшим;
• трудность в освоении речи;
• постоянная болтливость;
• капризность;
• большое число движений;
• моторная неловкость.

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес.

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации.

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания;
• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут);
• Нервный тик;
• Заниженная самооценка;
• Трудность в усваиваемости учебного материала;
• Развитие всевозможных фобий;
• Частая потеря личных вещей.

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования.

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией.

• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;

медикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;

• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);

• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;

нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях;

• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета;

• запрещено требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника). 3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной.
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте.

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector