Рекомендации для родителей Критерии выбора игрушек

Рекомендации для родителей “Критерии выбора игрушек”

Рекомендации для родителей.

Критерии выбора игрушек

Современная система образования предъявляет новые требования к образовательной среде. Игра и игрушка ребенка – важные составляющие образовательного пространства детей. Игрушка – тот инструмент, который помогает ребенку в сопровождении игры, является средством общения детей и сверстников, малыша и взрослого; предметом обучения, развлечения, а также – культурное орудие. Современная игрушечная индустрия ставит перед педагогами и родителями сложную задачу выбора «правильных игрушек».

Какой она должна быть? Какое место должна занимать в жизни ребенка? Какие игрушки не следует покупать ребенку? На что нужно обращать внимание при выборе игрушки? По каким критериям нужно выбирать игрушку для детей? Эти вопросы и многие другие определили тему публикации. В методической разработке представлены Рекомендации для родителей «Критерии выбора игрушек».

Рекомендации для родителей.

Критерии выбора игрушек

1. Игрушки должны быть безопасны для детей.

Материал. Материалы, из которых были изготовлены игрушки, не должны обладать аллергенными и токсическими свойствами. Необходимо проверить и определить безопасность покрытия игрушки: краска должна быть однородного цвета, нанесена ровным слоем и не должна облазить. Обращайте внимание на то, чем набита мягкая игрушка. Идеальный вариант — синтепон (поролон через полгода может начать выделять вредные вещества). Если в игрушке есть маленькие шарики, оцените прочность материи, из которой сшита игрушка.

Конструкция. Необходимо проверить отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда маленький исследователь может плотно засунуть пальцы. Обратите внимание на то, насколько крепко пришиты глаза, нос. Проверить прочность и надежность всех креплений и соединений. Подержите игрушку в руках, оцените ее прочность, обращайте внимание на вес игрушек, особенно погремушек.

Запах. Не допускается наличие неприятного резкого запаха игрушки. Понюхайте пластмассовые и резиновые игрушки,

Цвет. При выборе игрушки избегайте слишком ярких цветов, неестественные оттенки мот быть токсичны и способны негативно повлиять на зрение и нервно-психическое состояние малыша.

Звук. Игрушки не должны быть со слишком громким, пронзительным и резким звуком.

– Гигиеничность. Выбираете игрушки, которые можно регулярно чистить и мыть, чтобы не накапливались бактерии. Наиболее гигиеничными являются игрушки из резины, пластмассы и поролона.

2. Игрушки должны соответствовать возрасту детей.

– изучить упаковку игрушки, определить возраст рекомендуемый производителем детских игрушек.

– для малышей не выбирайте игрушки, содержащие мелкие детали,

– ребенок младше указанного возраста на игрушке возраста не сможет правильно использовать ее своей игре

– игрушка, выбранная не по возрасту ребенка не будет развивать.

3. Игрушки должны быть сертифицированы.

– Приобретайте только сертифицированный товар. Старайтесь покупать игрушки в специализированных детских магазинах, так как при желании вы сможете ознакомиться с сертификатами качества и гигиены.

– Обращайте внимание на производителя. Имеет смысл познакомиться с названиями ведущих брендов игрушек.

– На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится значок Ростеста и прилагается инструкция на русском языке. Читайте этикетки!

4. Игрушки должны быть полезны для психического развития.

– Не покупайте игрушки, которые провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость, вызывает страх или тревогу, имеет грубый натурализм, унижает человеческое достоинство, вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребёнка.

– Выбираете игрушки безопасные, привлекательные, эстетичные, соответствующие возрастным возможностям ребёнка, выполненные из экологически чистых материалов, в специальной упаковке.

5. Игрушки должны нести в себе педагогическую ценность.

– выбирайте полифункциональные игрушки, которые предоставляют возможность для развития способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т.д.

Смирнова Е. О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. – Изд.: Ломоносовъ, 2013 г., 224 с.

Консультация для родителей «Игрушки для развития мелкой моторики»

Светлана Федорова
Консультация для родителей «Игрушки для развития мелкой моторики»

Игрушки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Читать еще:  Простые способы научить ребенка слушаться

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Игрушки для развития мелкой моторики

Специальные мешочки, наполненные крупой, фасолью, бусинами или другими наполнителями, тоже отлично подойдут для развития мелкой моторики. Сшить такие мешочки очень просто

Игрушки, которые можно зашнуровывать, тоже очень полезны для мелкой моторики, к тому же, они помогают развивать усидчивость и глазомер.

Для раннего развития малыша часто используют развивающие книжки, с которыми можно играть и развивать различные навыки.

Малыши любят играть с яркими разноцветными кубиками. А если куб сделан из ткани и имеет всевозможные ленточки, кармашки, звенелки и шуршалки, то это не просто игрушка, а отличное развивающее пособие.

Развивающий коврик

Ещё одно дидактическое пособие, которое помогает сделать пальчики малыша более ловкими и умелыми – мягкий развивающий коврик. Это может быть тематический коврик, где в виде аппликации нарисован целый город, а каждый дом или дерево имеет различную фактуру и с каждой фигуркой можно активно играть.

Пальчиковый театр – еще одна увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики и развивает воображение. Сшить таких забавных игрушек-зверушек из кусочков фетра можно своими руками.

Консультация «Игрушки для развития мелкой моторики» Игрушки для развития мелкой моторики Как только в семье появляется малыш, родители то и дело начинают слышать о том, что нужно приобретать.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики своими руками» Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают.

Консультация для родителей старшей группы «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Консультация для родителей старшей группы «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Развитие.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Значение развития мелкой моторики» Воспитатель: Зудина Елена Николаевна В.

Консультация для родителей «Играем вместе с детьми. Упражнения для развития мелкой моторики» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа №1579 дошкольное отделение (здание-3) Подготовила: Воспитатель.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев.

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

В данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Грайзер Е. В.

Грайзер Елена Витальевна /GrayzerElena Vitalyevna -студент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, факультет педагогики,

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития.

Abstract: the results of the researching of middle aged children s fine motor skills and some special aspects of their development are presented in this article.

Ключевые слова: мелкая моторика, движения, критерии оценки мелкой моторики, упражнения.

Читать еще:  Короткий и длинный протокол ЭКО: преимущества и особенности программы, показания и ограничения

Keywords: fine motor skills, motion, criteria of fine motor skills, exercises.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи (М. И. Аксенова) [1].

А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [3].

В психолого-педагогической литературе проблема развития мелкой моторики рассматривается в разных аспектах и для разных групп детей (с нарушением интеллектуального развития, с нарушениями речевого развития), но представляемые исследователями подходы носят обобщенный характер, не раскрывающий особенности развития мелкой моторики детей в конкретной возрастной группе, в частности – в средней. Это обусловило цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста и разработать рекомендации по их развитию.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными нами на основе анализа научной литературы, являлись:

Для изучения мелкой моторики детей нами был использован тест Н. И. Озерецкого, включающий комплекс диагностических заданий, позволяющий оценить все показатели развития мелкой моторики.

Результаты исследования мелкой моторики показали, что у детей среднего дошкольного возраста статическая координация развита в целом лучше, чем динамическая.

Наименее сформированными компонентами мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет являются координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук.

Каждый уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста имеет свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей среднего дошкольного возраста мелкая моторика развита недостаточно.

Поскольку результаты проведенного нами обследования показывают, что наименее развита у средних дошкольников динамическая координация, а в частности, такие ее показатели как координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук, то нам было важно в первую очередь учесть это при разработке рекомендаций по развитию у детей среднего возраста мелкой моторики.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения:

– расстегивание и застегивание пуговиц;

– завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков;

– перекладывание мелких предметов;

– плетение из ниток различных поделок;

– лепка, рисование и штриховка;

Развитию силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности:

– работа со штампами;

– лепка из пластилина, глины;

– работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать);

– использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики);

– работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

– изготовление поделок из природного и бросового материала.

Развитию силы рук дошкольников помогают:

– работа со шнуровками;

– использование игровых предметов (пирамидка, матрешка);

– складывание разрезных картинок;

– игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);

– выкладывание узоров из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), самомассаж, массаж, игры, графические упражнения.

Эффективность работы по развитию мелкой моторики зависит от количества и качества тех упражнений, которые проводятся с детьми. При их подборе важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений и т. д.

1. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. – 1990. № 8. – С. 62-65.

Читать еще:  Чем лечить педикулёз у детей: показания к домашнему лечению и эффективность народных средств

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с.

10 полезных игрушек для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики важнее не количество игрушек, а их разнообразие. Материал, размеры, форма – всё это должно быть разным. Предлагаем пройтись по типам игрушек для развития моторики рук в хронологическом порядке.

1. Слингобусы

Для чего: Как и фактурные погремушки, слингобусы помогают малышу познать многообразие мира.

Возраст: от рождения

Что именно: слингобусы состоят из вязаных (или не только вязаных) бусинок, стимулирующих детскую ладошку.

Как играть: слингобусы особенно хороши при кормлении. По опыту многих мам, малыши любят сжимать что-нибудь в ладошке во время еды. Вязаная фактура бус легко массирует пальчики малыша, запуская таким образом развитие моторики.

Фото: http://homemadetoys.jimdo.com/

2. Фактурные погремушки

Для чего: дают малышу первое представление о различных материалах и формах предметов.

Возраст: с 2-3 месяцев, когда ребёнок сам начнёт тянуться к игрушкам.

Что именно: погремушки не только из пластмассы, но и дерева, вязаные, с хрустящим наполнителем и т.д.

Как играть: сначала проводите ладошкой малыша по игрушке, потом вкладывайте ему в руку, а скоро он начнёт удерживать и брать погремушку сам.

Фото: http://druzhinanr.info/

3. Мягкие книжки

Для чего: помогают малышу освоить переворачивание страниц.

Возраст: с 4-5 месяцев

Что именно: книжки есть тканевые, на их страницах изображены животные и другие картинки, а также небьющиеся зеркала, привлекающие внимание малыша, и есть книжки для ванной, сделанные из водонепроницаемого материала.

Как играть: пока ребёнок не сидит, подвешивайте книжки на развивающий коврик или специальные дуги на шезлонге, но чтобы малыш мог дотянуться до них.

Развитие мелкой моторики является профилактикой гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

Фото: http://vsedetyam.com.ua/

4. Кубики

Простые кубики – отличный строительный материал для детей, способный увлечь их надолго, плюс – развитие ловкости рук.

Возраст: от 6 месяцев

Почему от развития моторики рук зависит речь ребёнка? Моторный и речевой центры в головном мозге находятся крайне близко: стимуляция моторного центра приводит к развитию речевого.

Фото: http://www.shpuntik.com.ua/

5. Пазлы

Для чего: помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка.

Возраст: от 9-10 месяцев

Что именно: детские пазлы – большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.

Фото: http://neplaksa.ua/

6. Развивающие панели

Для чего: не только развивают мелкую моторику, но и обучают новым навыкам, например, как управиться с молнией или пуговками.

Возраст: с 9-10 месяцев

Что именно: развивающая панель состоит из кнопочек, застёжек, задвижек, шнурков – в общем всего того, что можно дёргать и перебирать.

Как играть: сначала самому показывать ребёнку, как застегивать-расстегивать и совершать все возможные действия с панелью.

Выбирайте панели, на которых есть элементы для шнуровки. У современных детей гораздо меньше возможностей научиться такому привычному для нас, но такому важному для них действию как шнурование. Именно во время этого процесса задействовано большое количество мышц рук, что способствует развитию моторики.

Фото: http://www.toysrus.com.au/

7. Пирамидки

Для чего: не стоит недооценивать значение классической детской пирамиды. Нанизывание колец – это один из базовых элементов развития моторики.

Возраст: с 9-10 месяцев

Что именно: начинать надо с простой пирамиды, состоящей из 4-5 деталей.

Фото: http://www.fukurumu.ru/

8. Сортеры и игрушки-матрёшки

Для чего: развивают и ловкость детских рук, и логическое мышление.

Возраст: от года, можно чуть раньше

Что именно: сортер – это куб (или параллелепипед) с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.

Чем заменить: складывание различных предметов (от карандашей до губной помады) в обычную коробку. Более сложный вариант – сложить монетки в копилку.

Фото: http://www.100sp.ru/

9. Пластилин

Возраст: от года

Как играть: лепка из пластилина – это кладезь возможностей для развития мелкой моторики рук. До 2-3 лет не оставляйте ребёнка без присмотра во время лепки.

Фото: http://blog.letop-usa.com/

10. Конструктор

Возраст: возрастная маркировка указана для каждого конструктора

Как играть: один раз увидев конструктор, малыш будет увлечён им надолго.

Конструкторы особенно хороши в качестве подарка ребёнку, так как их выбор крайне разнообразен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector