Как научить ребенка принимать решения: несколько простых советов для родителей

Как научить ребенка принимать решения: несколько простых советов для родителей

Перед родителями стоит немало задач, связанных с воспитанием детей. Одна из них: родители должны помогать своим малышам в процессе принятия решений с раннего детства. Их роль в качестве проводника ребенка по жизни очень важна. Многие из родителей уверены, что дети развивают навыки принятия решения самостоятельно, без какого-либо вмешательства. Однако именно они учат их этому с самого детства.

Важно научить детей принимать решения

Дети, которые умеют принимать решения, обладают массой преимуществ. Развитие подобных навыков поможет им повысить самостоятельность, уверенность в себе и ответственность. Эти качества чрезвычайно важны и очень ценятся в течение всей жизни.

Для детей важно принимать решения, чтобы оставаться независимыми. А что это означает? Это принятие решений без внешнего вмешательства и возможность следовать своим собственным принципам. Родители должны обучить своих детей этому, чтобы упростить им дальнейшую жизнь и самостоятельно решать различные проблемы без посторонней помощи.

Это не означает, что ребенок должен сам заботится о себе. Скорее всего, речь идет о том, чтобы дать им необходимые инструменты, которые очень нужны. В результате дети станут чувствовать себя полностью удовлетворенными как собственными решениями, так и результатами.

Как родители, многие из нас хотят, чтобы наши дети были независимыми и способными отвечать за собственные действия. Но эти качества не просто волшебны.

Скорее всего, этим навыкам родители должны научить детей различными способами. Хотя все меры, которые принимаются ими, могут быть не только простыми, но и эффективными.

Когда дети независимы, они обладают здоровой самооценкой и уверенностью в себе. Они не боятся совершать ошибки, когда дело доходит до принятия решений, и в целом они охотно оценивают, что и почему.

Ключи для обучения ребенка принятию решений

Когда родители начинают обучать своих малышей принимать решения, необходимо учитывать их возраст. Благодаря этому, проще всего решить, что проще.

Родители не могут ожидать одинаковых действий от 3-летних и 8-летних детей. Они должны подавать правильный пример и сохранять полную открытость, когда дело доходит до предоставления необходимых объяснений. Какие советы родителям следует использовать, чтобы научить детей принятию решений?

Родители должны давать малышам определенные задания

В зависимости от возраста и уровня развития, дети могут нести ответственность за выполнение отдельных задач. К примеру, они могут решить, какую одежду можно носить в определенные дни, убрать игрушки, застелить свою постель, привести в порядок комнату и др.

Нужно разрешать детям выполнять некоторые обязанности самостоятельно

Родители должны четко объяснить своему ребенку суть определенного задания и дать возможность сделать его самостоятельно. Конечно, нужно наблюдать за ними, но важно обеспечить пространство для экспериментов.

Когда ребенок попросит о помощи или не сможет выполнить задание самостоятельно, следует помочь ему. Эта тактика может быть применена, когда малышу нужно узнать, как работает новая игрушка.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность – научить их говорить слово “вода”.

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Определите, нужно вести переговоры детям или нет

То, что дети могут принимать решения, не означает, что они освобождаются от определенных норм и правил. Например, ребенок может выбрать, какую одежду носить при условии, что она подходит для этого случая и погоды.

Однако объясните им, что у них не всегда будет выбор по поводу пищи, которую они едят. Именно родители будут обеспечивать надлежащее питание для их правильного развития. Нравится им это или нет.

Научите ребенка принимать верные решения

Игра также полезна, когда доходит дело до обучения детей принимать решения. Например, один из родителей может взять по игрушке в каждую руку и попросить ребенка выбрать ту, которая нравится ему больше всего.

Родители должны использовать такие вопросы: “Какую из них ты предпочитаешь?” или “Какой вариант ты считаешь лучшим?” Это побудит ребенка задуматься о решении, которое он принимает.

Если родителям оно не нравится, потому что неправильное или имеется другая причина, то спешить и исправлять малыша не стоит. Сначала нужно объяснить ошибку ребенка и то, как он сможет исправить ее в будущем.

Ведь процесс принятия решений обычно состоит из проб и ошибок. Важно определить их в спокойной обстановке, чтобы дети далее учились и совершенствовались.

Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Принимать грамотные решения – вот чему мы хотим научить своих детей. Мы отлично знаем, что от верно принятого решения часто зависит не только один отдельно взятый день, но и… судьба человека.

Жизнь как череда решений

Что надеть сегодня утром?

Что съесть на полдник?

Какой мультфильм посмотреть прямо сейчас?

Какую книгу прочитать сначала?

Кого позвать на день рождения?

Когда убраться в своей комнате?

С чего начать уроки?

Какую секцию выбрать?

Это пока еще детские вопросы. Но именно с ответов на эти простые вопросы начинаются взвешенные взрослые решения в жизни ребенка.

Решающий треугольник

Принципиально важно, какое решение уже принял ребенок о себе, родителях и жизни.

1. Ребенок должен всегда знать, что он – хороший.

Поэтому в следующий раз, прежде чем обронить привычное «откуда у тебя руки растут?», «что за растяпа!», «где была твоя голова?!» и пр., вспомните об этом детском решении. Ребенку, решившему однажды: «Я плохой», потом довольно трудно доказать обратное.

2. Ребенок должен всегда знать, что мама и папа его любят.

Да, это снова к теме безусловной любви. Именно она фундамент для формирования психологически здоровой личности.

3. У ребенка должно быть базовое доверие жизни.

Как можно жить гармонично и счастливо, если каждый день ждать от мира подвоха? Как можно наслаждаться жизнью, не доверяя ей?

Как мы сами всё портим

Мудрые решения – это действительно важно в жизни ребенка. Поэтому часто мы… принимаем их за него.

Разумеется, в случае с совсем крохой это единственно возможная стратегия. Но если ребенку уже 4, 6, 10, 15 лет.

Вы в самом деле думаете, что 4-летний ребенок не в состоянии сам решить, что ему съесть – помидор или огурец?

Вы в самом деле думаете, что 7-летний ребенок неспособен сам решить, в какую секцию ходить – на футбол или гимнастику?

Вы в самом деле думаете, что 10-летний ребенок не может сам решить, с кем из одноклассников ему дружить?

Иногда мы в самом деле так думаем. И начинаем сначала ненавязчиво, а потом всё настойчивее предлагать ребенку свои решения.

Читать еще:  Отдых на Средиземном море с ребенком: необходимые документы и карта курортов, стоимость билетов, цены на размещение и развлечения

Потом мы же удивляемся, что ребенок без нас шагу не может ступить, да и вообще как-то несерьезно относится к своим обязательствам.

Как научить ребенка принимать грамотные решения?

В отношениях с моей дочерью я использую простую 4-шаговую модель.

1. Свобода выбора

Я даю своему ребенку свободу выбора. Некоторым родителям при знакомстве с нами сначала кажется, что свободы у Сони даже слишком много. Но дело в том, что моя дочь за несколько лет к ней привыкла и распоряжается своей свободой вполне разумно.

Она сама решает:

– что есть за столом;

– что надеть утром;

– когда делать уроки;

– когда убраться в своей комнате;

– когда пойти с подругами в кино или позвать их к себе в гости;

– в какой кружок или на какие курсы ходить (и ходить ли вообще в этом году);

– какой фильм или передачу посмотреть;

– какие книги читать;

– с кем дружить и т.д.

Разумеется, краем глаза я всё время слежу за тем, какие решения принимает моя дочь, но с непрошеными советами обычно не лезу.

Потому что хочу, чтобы моя дочь умела мыслить самостоятельно. А еще я хорошо знаю, что ребенок очень последователен в отношении своего выбора. И если она решила ходить на курсы английского сама, она будет туда ходить регулярно и без напоминаний. Если же ее записать на те же курсы против ее воли, ответственного отношения к ним ждать не стоит. Потому что это – чужое решение.

2. Честное информирование

Конечно, не всегда мой ребенок принимает грамотные решения. В этом случае я могу вмешаться. Но делаю это очень аккуратно, без давления, всего-навсего предоставляя ребенку информацию.

Так, в середине прошлого учебного года у нас состоялся такой диалог:

– Соня, мне кажется, что с румынским языком (государственный язык в нашей стране) твои дела обстоят не совсем так, как тебе бы хотелось. Нужна ли тебе помощь? Может, надо на дополнительные языковые курсы походить хоть немного? Тем более что твои подружки очень ими довольны. Заодно сможете общаться.

– Но у меня английский дважды в неделю. Еще и румынский? Я не очень хочу каждый день куда-то ходить после школы.

– Я понимаю. Но в конце года – экзамен. Ты чувствуешь в себе силы сдать его на желанную оценку?

– Мы могли бы заниматься и дома (я сама знаю язык очень хорошо), но практика показала, что это желание никак не доходит до действий:) Я боюсь, мы просто потеряем время.

– Как думаешь, мама, может, есть смысл 4-5 месяцев походить на курсы?

И я записала ее на курсы. Не скажу, что за эти месяцы уровень языка сильно подтянулся, но чувствовать себя на уроках она стала и увереннее и экзамен прошел благополучно.

3. Рефлексивные вопросы

Задающий вопросы контролирует ситуацию.

Самый эффективный тип вопросов в общении с ребенком – рефлексивные, те, которые вызывают ребёнка на размышление и побуждают к действию.

Я обожаю задавать своей дочери рефлексивные вопросы. В эти моменты я отчетливо наблюдаю, как растут ее осознанность и навык принятия ответственных решений.

Рефлексивные вопросы – безоценочны. Их цель – помочь ребенку понять, чего он сам хочет, принять разумное решение и воплотить его в жизнь.

Рефлексивные вопросы – это открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Вопрос «почему?» также не является рефлексивным.

Примеры рефлексивных вопросов:

— Что поможет тебе принять верное решение?

— Какого результата ты хочешь добиться?

— Как можно избежать неприятных последствий в этом случае?

— Сколько времени у тебя займет это действие?

— Как можно сделать это быстрее?

— Что надо сделать прямо сейчас, чтобы всё получилось?

— Как ты будешь себя чувствовать, когда всё получится?

— Что ты готов сделать сам, а в чем нужна помощь?

— Кто может помочь тебе?

4. Делегирование ответственности

Ребенок должен отвечать за последствия своих решений. Если в силу возраста или по другой причине он не способен отвечать за эти последствия, значит, принимать решения данного уровня ему еще рано.

Если ребенок принял решение, а с последствиями разбираетесь вы, в системе явно есть поломка.

Например, ваш первоклассник решил, что сегодня не хочет идти на физкультуру. И не пошел, просидев весь урок в раздевалке, играя в игры на телефоне. А на второй день в школу вызывают маму.

Объясните ребенку, что в следующий раз по такому вызову вы просто не придете. Поэтому он смело может прогулять еще один урок, но разбираться с учителем и директором он будет сам. Объясните тихо, спокойно, но твердо дав понять, что вы не шутите.

Для прокачки навыка принятия ответственных решений вы можете использовать все эти 4 способа в виде шагов: 1 – 2 – 3 – 4. Результат будет выше и устойчивее.

Но даже применение одного из этих 4 способов заметно улучшит ситуацию в плоскости «ребенок – решения». Главное – практикуйте способы регулярно.

Хотите использовать в отношениях с ребенком самые эффективные стратегии воспитания? Хотите получить авторитет в глазах ребенка и уважение со стороны других родителей и педагогов? Хотите просто наслаждаться своим родительством? Приходите на мой знаменитый курс «Перезагрузка»!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Воспитываем в ребенке решительность и уверенность в себе

Для подростков часто характерно состояние неуверенности в себе, в своих силах, сомнения и нестабильная самооценка. Для того, чтобы решить проблему вашего ребенка, очевидно, что необходимо воспитать в дочери такие качества, как уверенность в себе и решительность. Можно, конечно, воспользоваться помощью психолога. Профессиональный человек постарается найти причины постоянных сомнений. Также посоветует методы преодоления этой проблемы. Однако, подобный шаг для наших сограждан всё еще непривычен. Да и ваша дочь, возможно, воспротивится походу к психологу. Поэтому для начала попробуйте повлиять на поведение своей дочери самостоятельно, не прибегая к помощи посторонних людей.

Вы можете избрать два варианта для своего поведения.

Воздействовать на формирование у ребенка уверенности и решительности таким образом, чтобы дочь не знала о вашей целенаправленной работе в отношении воспитания ее качеств.

Или же, если ребенок сам осознает свои проблемы и хочет их устранить, предложить совместно решать ее проблемы. Наверное, это будет лучше, поскольку, во время этого процесса она сможет раскрыть себя, приобретет новые знания и навыки, и наконец, вы станете ближе друг другу.

Давайте рассмотрим первый вариант.

Решительность выражается в способности человека принимать самостоятельные ответственные решения и неуклонно проводить их в действиях, сопряженных с трудностями или опасностями. Решительность не может быть воспитана вне практического овладения средствами для достижения поставленных целей. Нельзя развивать решительность у ребенка, если он ограждается от всяких трудностей и опасностей, если взрослые устраняют с его пути малейшие препятствия. Поэтому проанализируйте, прежде всего, и свое поведение, и поведение членов вашей семьи. Возможно, не замечая того, вы сами или кто-нибудь другой из близких, в повседневной жизни подавляете самостоятельность дочери и не даете развиться в ней уверенности и решительности. Нужно, чтобы ребенок сам проявлял усилия в достижении относительно трудных целей. Поэтому периодически ставьте для нее такие цели. Например, скиньте СМС-ку, например, такую: «пожалуйста, придумай сама что-нибудь на ужин и приготовь из того, что есть в холодильнике! Я сегодня буду поздно”. Или: «затарь холодильник продуктами. Деньги на столе». При этом выстраивайте такую линию поведения, чтобы дочь не звонила вам всякий раз, чтобы спросить – что именно купить или сколько соли положить в суп. Ссылайтесь на невозможность отвечать на ее звонки в рабочее время, поскольку это грозит вам строгим выговором или лишением премии. Даже если всё это на самом деле не так, фантазируйте! Немного лукавства в этом деле не повредит! Ничего страшного не случится, если неопытный в ведении домашнего хозяйства подросток не слишком удачно потратит деньги или приготовит не ростбиф под кисло-сладким соусом, а подаст на стол пригоревшую картошку! Главное, вселить в нее уверенность в собственных силах и не отбить желание делать и решать что-либо самостоятельно. Понятно, что в случае неудачных действий и решений, лучше всего устроить «разбор полетов». Но делать это нужно деликатно, без нравоучительных нотаций. Без истерик объясните дочери, например, что деньги предназначались на продукты для всей семьи, а не для шоколадок и газированной воды для нее. Что для приготовления вкусного жареного картофеля нужно сделать то-то и так-то. Еще лучше если фраза: «давай вместе подумаем, что нужно было сделать?» станет привычной в вашем лексиконе. Таким образом, вы не будете находиться в отношении своего ребенка в позиции начальника, а станете его равноценным партнером. Если ребенок не находит быстро решения для какой-либо проблемы, не торопитесь ей помогать. Возможно, ее осенит в следующий момент или даже на следующий день. Зато она именно сама придет к какому-то решению.

Читать еще:  Какие анализы необходимо сдать мужчине при планировании беременности и как к ним подготовиться правильно?

Усложняйте с каждым днем задания и давайте больше свободы действий. Не забывайте хвалить дочь словами, подтверждающими ее правоту, смелость, верность мысли или действий. Например, говорите ей: «Ты отлично это придумала!» Или: «Ты правильно сделала, что решила делать именно так!» и тому подобное. Важно выработать и закрепить у нее стереотип поведения уверенного и решительного человека.

Мероприятия по воспитанию решительности могут быть различны по своему содержанию и характеру, однако все они должны удовлетворять следующим требованиям:

1.Необходимо как можно чаще практиковаться в принятии самостоятельных решений и в самостоятельном выборе средств для их выполнения.

2.Выбранные для воспитания решительности задания должны быть во всех случаях посильными, однако достаточно сложными, чтобы ребенок действовал не только самостоятельно, но и преодолевая сомнения и опасения.

3.Эти задания должны повторяться достаточное число раз, чтобы ребенок мог приобрести необходимый опыт в данном действии.

4.Особое значение при этом имеет навык в преодолении собственных колебаний и нерешительности при выполнении опасных и сложных действий.

5.Громадную роль в воспитании решительности играет успех предпринятого действия, который создает чувство уверенности в своих силах. Наоборот, неуспех попытки самостоятельно разрешить поставленную задачу укрепляет чувство нерешительности.

Одним из лучших средств для развития решительности являются систематические занятия физическими упражнениями и спортом, поскольку в этих занятиях необходимо предпринимать самостоятельные действия собственными силами и средствами в борьбе с преодолением трудных, а иногда и опасных препятствий. Предложите дочери заняться спортом, мотивировать это можно самыми разными словами. Например: «Посмотри, как ты сутулишься, только это мешает тебе быть по-настоящему красивой!» Или: «Попробуй заняться гимнастикой, станешь стройной как Кристина Агиллера!» Находите способы мотивации, подходящие именно для вашей дочери. Используйте примеры из жизни или внешности ее кумиров, чтобы воздействовать на нее наиболее эффективно и побуждайте подспудно к тому, чтобы она сама находила для себя в жизни примеры того, как действовать решительно и уверенно.

Подумайте, возможно, помимо изначально заложенной природной неуверенности в себе, у вашей дочери есть и другие причины испытывать постоянные сомнения и нерешительность. Может быть, она отстает в учебе, или считает себя недостаточно привлекательной и поэтому слушает других, более успешных, как ей кажется, подруг? Или возможно, у нее такие подруги, которые самоутверждаются за счет нее? Тогда следует решить именно эти проблемы, чтобы продвинуться дальше на пути к обретению уверенности в себе и решительности.

Если вы сами готовы к этому и дочь не противится, то второй вариант поведения должен стать более плодотворным. Поскольку предоставляет больше возможностей для осознанного формирования у вашей дочери уверенности и решительности. В честном и открытом диалоге расскажите дочери, что именно вас тревожит в ее поведении, и предложите свою помощь. Избрав сотрудничество, вы во-первых, можете порекомендовать ребенку интересную литературу по психологии, в которой детально рассматривается данная проблема. В ней же можно почерпнуть различные упражнения и игры, которые способствуют развитию уверенности и решительности. Во-вторых, предлагаемые в такой литературе упражнения лучше всего проводить не одному. Вдвоем вы легко можете разыгрывать воображаемые сценки. Например, следующие упражнения лучше выполнять с партнером:

– как попросить человека так, чтобы он вам не отказал;

– как уверенно отказать;

– как уверенно, с чувством собственного достоинства, рассказать о себе неприглядную историю, ничуть при этом не смущаясь;

– как внешне и внутренне оставаться спокойным, когда тебе вся аудитория говорит гадости;
– как рассказать о себе яркую героическую историю (можно использовать и блеф).

Если дочь стесняется, подайте ей пример того, как бы вы сами действовали в предлагаемых выше обстоятельствах. Как человек взрослый и опытный вы можете поделиться воспоминаниями о собственных проблемах и о том, как вам удалось их решить.

Вторая линия поведения поможет еще и тем, что вслух произнесенная проблема уже не кажется столь страшной. Совместно вы сможете проанализировать более детально и откровенно те или иные случаи неуверенного поведения дочери, развеять ее предрассудки или присущие ее возрасту страхи. Вы можете также вместе посетить специализированные тренинги по психологии. В действительности это очень интересно и познавательно! С примером такого тренинга вы можете ознакомиться по следующей ссылке http://ourfuture.ru/programmy_v_gorode/treningi_dlja_podrostkov/24

В любом случае, необходимо помнить, что воспитание уверенности и решительности в себе, дело не одной недели и месяца. Вероятно, и вам и вашей дочери понадобится много терпения и усилий. Желаем вам терпения и удачи!

Развитие ребенка

Вопросы, которые нужно задать ребенку, чтобы помочь ему научиться принимать верное решение

Учим детей принимать правильные решения

Один из самых эффективных способов поддержать детей в стремлении стать успешными, счастливыми и полезными людьми – научить их уметь принимать правильные решения, а затем позволить действовать самостоятельно. Решения, которые ваши дети принимают по мере взросления, определяют то, какими людьми они станут и какой жизненный путь выберут. К сожалению, массовая культура пытается навязать им решения о том, что им следует носить, есть и пить, какие фильмы смотреть, в какие компьютерные игры играть и какую музыку слушать, тем самым лишая их возможности сделать свой собственный независимый выбор и принять свое собственное взвешенное решение.

Читать еще:  Успеть до родов: 10 идей для облегчения жизни будущей мамы

Принятие плохих решений

Если мы зададим группе молодых людей вопрос о том, кто из них когда-либо поступал глупо, все с впечатляющим энтузиазмом и единодушием поднимут руки вверх. Если затем мы спросим, будут ли они совершать глупости в будущем, ответ окажется столь же пламенным. При этом на вопрос, почему же они поступают глупо, можно услышать, как правило, следующие ответы:

  • Я просто не подумал.
  • Тогда это казалось смешным.
  • Мне было скучно.
  • Я испытывал давление сверстников.
  • Я не принял во внимание последствия.
  • Я так поступил назло родителям.

Тем не менее, если мы зададим им вопрос о том, стоило ли делать все эти глупости, большинство детей ответят: «На самом деле, нет».

Из-за нехватки опыта и понимания дети часто принимают поспешные, эгоистичные и недальновидные решения. Отсутствие предусмотрительности приводит их к игнорированию последствий принятых решений и долгосрочных результатов.

Да, дети должны совершать глупые поступки. Неверные решения и последствия их принятия помогают научиться принимать лучшие решения в будущем. Однако проблема возникает тогда, когда плохие решения принимаются постоянно. Поскольку процесс принятия решений – это навык, дети могут научиться принимать неправильные решения. Это обычно происходит тогда, когда родители не возлагают на них ответственность, а выручают из неприятностей, которые являются следствием их же неправильных решений. Такие дети думают, что не должны нести ответственность за свои решения, и могут продолжать поступать глупо, не опасаясь последствий. Долгосрочные личные, социальные и затем профессиональные последствия для детей, которые растут, не умея принимать верные решения, весьма глубокие, негативные и очевидные.

Воспитание детей, умеющих принимать правильные решения

Предоставление детям права принятия решений – это поэтапный процесс, основанный на особенностях возраста, степени зрелости и опыте принятия решений. Иногда давать детям полную свободу в принятии решений просто опасно. Но вы можете начать обучать их этому навыку, начиная с самого раннего возраста. Например, не следует приводить детей в ближайший магазин и говорить, что они могут выбрать все, что угодно; варианты выбора могут просто ошеломлять. Но вы можете предоставить им выбор между твердым леденцом, шоколадной конфетой и жевательной резинкой (или еще лучше – между кунжутным печеньем, фруктами и арахисовым драже), и тогда им легче будет выбрать угощение по вкусу.

По мере взросления увеличивайте количество предоставляемых вариантов. Затем повышайте значение решений, которые детям нужно принимать (например, дети могут решать, чем они будут заниматься или определять время своего отхода ко сну). Каждый раз они должны определить и взять на себя ответственность за последствия своих решений. Кроме того, сохраните за собой право вето, но используйте его благоразумно.

Обучение способу принятия правильных решений

Навык принятия правильных решений представляет собой сложный процесс, на освоение которого уходят годы. Начинается он с обучения детей смыслу принятия решений. Дети часто делают поспешные выводы и, не задумываясь, действуют на их основании. Первый шаг заключается в том, чтобы научить их обдумывать предстоящие действия. Несколько секунд раздумий помогут детям предотвратить реализацию большого количества неверных решений. Ловите своих детей «перед прыжком», то есть тогда, когда вы видите, что они собираются действовать необдуманно, останавливайте их и проводите через весь процесс принятия решений. Кроме того, поскольку вы не можете постоянно стоять за спиной у своих детей, используйте случаи их необдуманных действий (и их неблагоприятные последствия), чтобы вместе проанализировать то, как бы они могли поступить иначе, если бы время можно было повернуть вспять.

Следующий шаг заключается в том, чтобы научить детей думать, прежде чем действовать. Дети должны спрашивать себя: «Зачем я буду это делать?». Вы должны добиться того, чтобы дети понимали мотивы своих решений. Одна из проблем заключается в том, что дети часто сталкиваются с противоречивыми мотивами. Они могут знать, что поступать определенным образом глупо, и все равно поступают так из-за давления сверстников. За исключением самых зрелых детей, когда решение сводится к тому, чтобы поступить правильно или так, как понравится сверстникам, большинство детей почти всегда выбирают последнее.

Следующий вопрос, который дети должны задавать самим себе, это «Какие у меня есть варианты?». В любой ситуации у детей зачастую есть несколько возможных вариантов решения. Например, если ребенок сталкивается с возможностью украсть конфеты из магазина вместе с друзьями, он может взять конфеты или не брать их, закрыв глаза на кражу друзей, или попытаться убедить их в том, что воровать нехорошо.

Затем дети должны спросить себя: «Какими будут последствия моих действий?», что на их языке звучит, как «В какие неприятности я могу попасть?». Они должны оценить риски и выгоду от своих решений. Проблема заключается в том, что дети часто недооценивают затраты и переоценивают пользу своих решений. То, как ваши дети отвечают на этот вопрос, зависит от последствий и ожиданий, которые вы для них устанавливаете. Если вы воспитываете детей в религиозных традициях, они будут принимать более взвешенные решения.

Еще один сложный вопрос для детей – это «Как мое решение повлияет на других людей?». Вследствие природного эгоцентризма в юном возрасте дети могут даже не задумываться о том, на кого, кроме них, может повлиять их решение. Обучив детей задавать себе этот вопрос, вы поможете им принимать решения, наиболее выгодные и для себя, и для других людей.

И, наконец, пожалуй, самый важный вопрос, который дети должны задавать себе: «Насколько решение служит моим интересам?». Когда дети осознают собственные интересы, они подходят к окончанию изучения процесса принятия решений.

Чтобы помочь детям принимать правильные решения, поместите список вышеупомянутых вопросов где-нибудь на видном месте в доме, например, на холодильнике.

Тренировка в принятии позитивных решений

Вы можете помочь своим детям научиться принимать правильные решения, поэтапно тренируя их. Помогите им ответить на вышеперечисленные ключевые вопросы и вместе сделайте продуманные шаги по направлению к принятию решения. После принятия решения помогите им оценить, насколько правильным было это решение и, если оно оказалось плохим, какой урок они могут извлечь на будущее. Вы также можете описать детям гипотетические ситуации, такие как моральная дилемма, можно ли лгать другу, и вовлечь их в разговор о том, какие решения они будут принимать в таких ситуациях. Конечно, дети не всегда будут принимать продуманные решения, особенно в юном возрасте. Но если вы будете тренировать их и давать возможность приобретать опыт принятия правильных решений, они будут использовать его во взрослой жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector