Развитие внимания у детей 2-3 лет статья на тему
Развитие внимания у детей 2-3 лет
статья на тему
Статья для воситателей детского сада “Развитие внимания у детей 2-3 лет. В которой описаны особенности развития внимания детей раннего возраста. Дан перечень и описание игр, игрушек и пособий, рекомендуемых при работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_detey_2-3_let.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей 2-3 лет
Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.
Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным.
Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.
Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.
Игры на развитие внимания
Кто что услышит?
Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.
Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т.д.
Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.
Угадай, что надо сделать
Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Необходимый материал: бубен, два флажка.
У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.
Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.
Солнце или дождик?
Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).
Взрослый говорит ребёнку:
– Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,
светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.
Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Угадай, на чем играю
Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.
Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.
Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.
Развитие внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет
Каждый из нас замечал то, как новорожденный вздрагивает и пугается от громкого звука и резко поворачивается в сторону его происхождения. Так малыш реагирует, дабы определить опасность и защититься. Так у него появляется врожденный рефлекс, который плавно переходит в рефлекс внимания.
Но ребенок –это чистый лист, и без нашей помощи ему будет трудно развивать этот процесс. Мы, родители, должны приложить все усилия, чтоб у малыша правильно развивалось внимание, с этим согласны и педагоги и психологи.
Внимание запускает и тормозит все психические и физиологические реакции. Хорошего результата при развитии внимания можно достичь с помощью логики (логического мышления), образное мышление, память феноменальная и, конечно же, сила воли.
Давайте подробнее рассмотрим сам процесс развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет.
В 2 года малыш делает все по-своему, так, как ему нравится, и внимание в этом случае непроизвольное (пассивное). Все зависит от того, чем занят и что заинтересовало ребенка. Интересное занятие привлекает большее внимание ребенка. Но не удивляйтесь, если малыш вдруг бросает одно и хватается за другое, более увлекательное, для него, занятие. Это связано с тем, что внимание в таком возрасте довольно не стойкое.
немного все меняется. Ребенок начинает много болтать, с помощью разговоров можно подольше удержать внимание ребенка. Вам важно научить малютку внимательности и умению слушать, в таком случае, в школе, вашему ребенку будет намного легче. Начинайте в этом возрасте чаще читать сказки, книги, стихи вслух и просите малыша рассказать то, о чем вы прочитали.
Главная наша задача: способствовать превращению внимания из пассивного в активное. Для облегчения обучения, нужно объяснять, что каждое упражнение имеет свой результат, расскажите, что должно получится в итоге, но так, чтоб результат заинтересовал ребенка. В таком случае, малыш будет заниматься с интересом, и будет стремится достичь оставленной цели. Не забывайте хвалить за каждую победу, даже маленькую и не значительную.
у чится переключать свое внимание. Хотите проверить, умеет ли ваш ребенок это делать? Это очень просто! В момент, когда малыш чем-то увлечен, например игрой, спросите его о чем-нибудь. Если малыш сразу вам не ответил и не обратил внимания – не беда, повторите вопрос еще раз, пока вы не увидите реакцию. Если ребенок ответил вам, но продолжает заниматься своим делом, значит процесс начался и у малыша развивается двухстороннее внимание. Значит очень скоро он будет с легкостью совмещать два-три дела одновременно.
В три года ребенок начинает понимать смысл, прочитанного вами произведения, книги, сказок. Начинает понимать вещи, которых нет рядом в поле видимости. Вот еще один шаг к развитию внимания.
Гуляя , увидев на улице кошку, спросите ребенка напомнить вам, где он еще видел такое же животное. Можете поменяться местами: пусть кроха спрашивает, а вы отвечайте, и как бы «случайно» ошибайтесь. А он пусть поправляет вас. Такие упражнения способствуют развитию активного внимания у ребенка.
Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет 
2 года. Вы указываете ребенку на любой предмет (жестом или словом), он его внимательно рассматривает.
2,5 года. Пытается заканчивать начатое занятие. Происходит формирование привычного внимания – это переходная ступень между пассивным и активным.
3 года. Ребенок может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. Ориентировочный рефлекс постепенно сменяется волевым усилием.
Развиваем внимание у трёхлетнего ребёнка правильно
Последнее обновление статьи: 18.05.2019
Развитие внимания у детей 3-х лет – одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.
Особенности развития внимания у детей 3-х лет
В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.
В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.
Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.
Свойства внимания
Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.
- Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
- Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
- Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
- Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
- Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.
Диагностика
Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:
- найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
- раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
- найти отличия на двух похожих картинках.
Развивающие игры
Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.
«Найди одинаковый предмет»
Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.
«Общее и различия»
Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.
Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.
Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.
Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.
Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.
Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность – не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.
На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.
Развитие внимания у детей 2-3 лет.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.
Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.
В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие.
Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 – 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.
Условия развития внимания детей 2-3 лет
• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.
• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).
• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.
• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.
• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.
• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.
• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.
• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)
• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).
• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.
• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.
Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет
2 года – 2 года 6 месяцев
– Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).
– Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).
2 года 6 месяцев – 3 года
– Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.
– Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.
– Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
– Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.