Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты исследования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в МАДОУ №2 «Звездочка» г. Мыски.

Abstract. The article represents the results of researching independence of pre-school aged children being brought up at MADOU № 2 “Zvezdochka” in Myski.

Ключевые слова: игровая деятельность; самостоятельность; операциональность; роль.

Keywords: play activity; independence; operationality; role.

Эмпирическое исследование организовано на базе МАДОУ №2 «Звездочка» г. Мыски. В экспериментальную выборку вошли дети старшей группы, 15 человек в возрасте от 5 до 6 лет.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности самостоятельности.

2. Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.

3. Оценка уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проводилась в игровой деятельности по критериям и показателям, которые выделены Д.Элькониным и подробно представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1.

Критерии и показатели оценки уровня сформированности самостоятельности

– представления о роли и содержании игры;

– операциональность при выполнении игровых действий;

– проявления настойчивости в достижении результата.

–умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

-умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

-умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения;

– активность при выполнении ролевых действий;

– независимость при определении замысла игры;

– ответственность за соблюдения правил поведения в игре.

На основании выделенных выше критериев и показателей дали подробную характеристику уровням сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень. Роли не связаны между собой, не называются, а определяются игрушкой. Во время реализации содержания ограничиваются однообразными предметами, повторяемыми действиями. С помощью партнеров по игре достигает результата. Проявляет активность в реализации роли лишь по требованию других. Принимает замысел игры других. Понимает правила поведения в игре, но не соблюдает их. Выполняет работу с помощью взрослого под постоянным контролем. Не может дать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль по требованию.

Средний уровень. Роли называются, распределяются и реализуются в ролевых действиях. Появляются игровые действия, которые отвечают роли и содержанию игры. Достигает собственного результата игры, вопреки ожиданию других детей. В реализации роли активно действует. Предлагает собственный замысел. Осознает правила поведения в игре и предлагает другим их соблюдать. Выполняет работу с частичной помощью взрослого и небольшим контролем. Пытается давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль.

Высокий уровень. Роли названы до начала игры, распределены, есть

диалог, отсутствуют внеигровые отношения, конфликты разрешаются за счёт ролевого поведения. Игровые действия последовательны, разнообразны, определяются ролью и содержанием и направлены на партнеров по игре. Достигает общего с другими детьми результата игры, прогнозирует вмести с детьми будущий результат следующей игры. В реализации роли активизирует других участников игры, направляет других участников, их ролевые отношения. Согласовывает собственный замысел с другими игроками, проявляет независимость при определении замысла игры и показывает положительный пример в этом для других. Понимает и принимает правила поведения в игре, понимает собственную ответственность за соблюдения правил поведения в игре и требует ее проявления от других. Выполняет работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого. Дает достаточно адекватную оценку своей работе, осуществляет элементарный самоконтроль.

На основе критериев и показателей нами были выбраны следующие методики:

1. Анкетирование родителей;

2. Методика «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.;

3. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Урунтаевой Г.А и Афонькиной Ю.А.;

Первый этап исследования проводился индивидуально с каждым родителем.

По мнению родителей, только 27% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 56%. Справится с заданием самостоятельно могут лишь 47%. Часто отвлекаются 45% детей, увлечены и направлены на достижение результата 32%. По итогам анкетирования была составлена таблица (см. табл. 2). Детей находящихся на низком уровне нет, 53% на среднем, 47% на высоком уровне развития самостоятельности.

Таблица 2.

Результаты анкетирования родителей детей в старшей группе

Количество набранных баллов

Уровень в результате анкетирования родителей

Воспитание самостоятельности ребенка до года.

Недавно я писала в своем блоге, что столкнулась с мнением общественности, что я приучаю ребенка к рукам, а в дальнейшем не смогу его отучить от них. Вот я и решила написать статью, посвященную воспитанию самостоятельности ребенка до года.

Сегодня я хотела поговорить о слингоношении, да и вообще о ношении ребенка на руках, кормлении по требованию, совместном сне в грудничковом возрасте и прочих вещах, которые должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.

Действительно ли все эти вещи мешают в воспитании самостоятельности у ребенка в будущем?

Какая потребность ребенка до года? Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она его защита и пропитание. Чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года, обуславливающаяся чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом.

Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше сердцебиение, которое слышал 9 месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения, и запах, ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.

Читать еще:  Как одевать новорожденного зимой на прогулку: особенности детского организма, список необходимых вещей

Давайте разберем два сценария развития событий:

1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности

И вот мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту.

Ребенок растет и учиться познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей.

Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомиться с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?

2. Воспитание самостоятельности с пеленок.

Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам.

Ребенка кормят по часам, если он хочет есть раньше, чем положено, его отвлекают, дают воду. Для успокоения грудь тоже не дают, могут использовать соску. Ребенка активно приучают спать одного. И стараются, чтобы ребенок играл сам, учился сам себя занимать.Получается, что очень мало времени ребенок проводит в тесном контакте с мамой. Он с рождения такой самостоятельный…

Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…

К чему я веду? Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех к совместному сну и слингоношению, не подумайте. Ярик спит в своей кровати, но после утреннего кормления остается спать со мной, т.к. Мне лень его перекладывать. Нам так удобнее.

Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, т.е. восприятие мира, как безопасного места.

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?

Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам. Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.

Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить… Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника, т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше, и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Так как же воспитывать самостоятельность у ребенка до года?

Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама — это часть его тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку? Вот и малыш чувствует тоже в отсутствии мамы.

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года

Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогических исследованиях характеризуется как способность действовать относительно независимо от других, без внешней помощи (Л.С. Выготский), особым образом, не так, как все (Л.И. Божович), сохраняя свою позицию, несмотря на изменяющиеся условия (А.К. Латынцева), инициативно (Ю.В. Янотовская) [2].

При изучении самостоятельности предметом исследований выступали: виды самостоятельных работ (Л.М. Пименова, Е.Я. Голант, В.Е. Сыркина); характер инструктирования в самостоятельном использовании конкретных приемов решения определенных задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); условия, при которых ребенок переходит к самостоятельным действиям (А.А. Люблинская); сущность самостоятельных работ учащихся и психолого-дидактические основы их классификации (П.И. Пидкасистый); способы руководства самостоятельной работой учащихся поискового характера (Н.С. Коваль). Ряд исследований (Е.Я. Голант, Р.Б. Срода) рассматривают активность и самостоятельность как характеристику действий учащихся; другие исследователи (Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый) считают самостоятельность производным явлением методов организации обучения; третьи (А.А. Люблинская, В.Е. Сыркина, Л.М. Пименова) понимают самостоятельность как черту личности. Особое значение проблема самостоятельности приобретает в связи с изучением субъектной позиции человека, способного самостоятельно разрешать сложные ситуации (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн и др.) [1].

Читать еще:  Сорок вторая неделя беременности: изменения в организме мамы и малыша

Формирование самостоятельности у детей необходимо начинать как можно раньше. Благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности открываются в период дошкольного детства (А.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская), в течение которого происходит интенсивное развитие произвольности личности ребенка [4]. Развитие самостоятельности позволяет ребенку на новом уровне познавать окружающую действительность, строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. В соответствии с положения Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельность является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования.

Анализ работ по проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста позволяет обнаружить различные направления исследований: изучение структуры и соотношения компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапов, условий и методов развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязи самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значения и роли самостоятельности в процессе адаптации к детскому саду (Т.Н. Филютина); развития самостоятельности в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крулех, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Подъяков), в обучении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова) [3].

Самостоятельность характеризует регуляцию личностью своей деятельности, отношений и поведения. Воспитание самостоятельной личности является одним из запросов общества к дошкольным образовательным организациям. Формирование самостоятельности связано с такими изменениями в структуре личности, которые обусловливают превращение личности в субъект деятельности, требует способности предвосхищать результаты своей работы, самостоятельно преодолевать трудности и доводить дело до конца, критически оценивать достигнутые результаты и добиваться повышения их уровня за счет мобилизации собственных усилий, а также предполагает способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач [4, 6].

Самостоятельность ребенка включена в содержание нравственно-волевой готовности к школе, она обеспечивает: умение действовать по собственной инициативе, выполнять действие без обращения за помощью и без контроля взрослого; умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и в новых условиях деятельности (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); умение переносить известные способы действий в новые условия; умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности [4, 5].

Исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 92 «Лебедушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет, 20 родителей, 2 воспитателя. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет. Самостоятельность включает в свою структуру представления детей о самостоятельности; эмоциональное отношение детей к самостоятельности самооценку детьми уровня своей самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки, умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание, выбирать средства и оценить деятельности, способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач. Соотношение изучаемых компонентов, показателей и диагностических процедур представлено в таблице 1.

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Ребенок в мегаполисе значительно менее самостоятелен, чем его сельские сверстники. Как учить малыша взрослой жизни?

— Как развить в ребенке самостоятельность?

— В первую очередь следует отметить, что жизнь и детей, и взрослых очень сильно изменилась за последнее время. В основном все семьи сейчас малодетные, хотя, возможно, аудитория сайта « Православие и мир » состоит из больших семей.

Кстати, мне хотелось бы ознакомить широкую аудиторию с термином «статистическая норма»: о многодетных семьях в социологических исследованиях говорят – «нестандартный репродуктивный выбор». А «стандартный репродуктивный выбор» подразумевает, что взрослых в семье больше, чем детей, иногда сильно больше: один ребенок – папа, мама, два комплекта дедушек-бабушек, дяди-тети, а если повезет, то еще прабабушки-прадедушки.

Получается, что в стандартной семье взрослых значительно больше, чем детей. И, конечно, взрослым приятно позаботиться о детях даже в условиях нехватки времени . Поэтому часть того, что могло бы лечь в основу развития самостоятельности – обязанностей, бытовых умений – просто не отдается ребенку в то время, когда он готов эти обязанности на себя принять.

Тему о проблеме развития самостоятельности я бы начала с раннего детского возраста. Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят. О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, — об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает. И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Читать еще:  Чем лучше кормить ребенка «нехочуху» — правила хорошего аппетита

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения — смотреть за собой и устранять последствия своих действий — теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко. Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках — включил, все заработало.

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности — основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель , которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, — принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи . Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток. Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола. Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города .

— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта — и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы , предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки — оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха .

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector