10 вопросов по гигиене ребенка

10 вопросов по гигиене ребенка

При рождении малыша каждая мама задается множеством вопросов. Уход за ребенком кажется настоящей проблемой. В этой статье попробуем ответить на основные вопросы по гигиене ребенка, которые беспокоят молодых родителей.

Когда можно первый раз искупать ребенка в ванной?

Если кроха родился здоровым, то эту процедуру можно начинать со второго дня. Но внимательно следите, чтобы на пупочную ранку, которая еще не зажила, не попала вода. Если, несмотря на все ваши старания, такое случилось, обязательно просушите ее и обработайте перекисью водорода.

Какие места на коже малыша больше всего подвержены раздражениям?

Это складочки кожи и шея. Здесь скапливается пот, молоко, которое может срыгнуть кроха, отшелушившиеся частички эпидермиса. При неправильном уходе за такими местами могут появиться опрелости. Чтобы такого не происходило, при каждом купании тщательно промокните их полотенцем и смажьте кожу детским кремом.

Как часто нужно купать новорожденного?

Ежедневно. Малыш периодически срыгивает, потеет, пачкает подгузник, поэтому ежедневные купания очень важны. Но не забывайте, что вода пересушивает кожу ребенка и смывает с нее защитный слой жира, поэтому ограничивайте по времени водные процедуры.

Где лучше намыливать ребенка – на специальном столике или в ванночке?

Подойдут оба варианта. Главное, чтобы родители чувствовали себя уверенно, и им было удобно. Если вы будете намыливать ребенка на столике, не забывайте, что в помещении должно быть тепло, чтобы кроха не замерз.

Как часто нужно мыть голову крохе?

Ежедневно. Новорожденный ребенок очень много времени проводит в лежачем положении. Его голова часто потеет, малыш иногда срыгивает ив волосах может засыхать молочко, поэтому мыть голову нужно каждый день. Можно использовать специальные шампуни «без слез» (1-2 раза в неделю) или детское мыло, но их нужно тщательно смывать, чтобы у ребенка не пересыхала кожа головы, и не было раздражений.

Можно ли намыливать ребенка мочалкой?

Можно, но учтите, что у малыша должна быть личная мочалка, которой больше никто не будет пользоваться. После купания ее нужно тщательно постирать и ополоснуть, чтобы она не стала переносчиком бактерий и грибов, которые могут вызвать заболевания кожи. Мочалки, которые изготовлены из ткани, нужно иногда кипятить. Особое внимание следует уделять коврикам, которые вы кладете на дно ванной (чтобы кроха не скользил). Их нужно как можно чаще мыть с мылом, после чего обливать кипятком. Если на коврике появятся темные пятна, его нужно немедленно выбросить.

Смазывать ли маслом кожу крохи после купания?

Это зависит от состояния кожи ребенка. Если она сухая и шелушится, ее нужно увлажнять. В первый месяц жизни малыша лучше воспользоваться детским маслом или детским кремом. Позже можно заменить их детскими увлажняющими бальзамами, которые быстро впитываются и отлично защищают кожу ребенка.

Какие лучше подгузники для новорожденного: одноразовые или марлевые?

Конечно, лучше будут одноразовые. Они прекрасно впитывают влагу, и кожа ребенка остается сухой и чистой. Но не забывайте, что одноразовые подгузники нужно часто менять (не реже одного раза каждые 3 часа).

Смазывать ли личико малыша кремом?

Посмотрите на кожу, если она здоровая и увлажненная, тогда никакие кремы вам не нужны. Если у ребенка появились симптомы аллергии или кожные заболевания, обратитесь к педиатру или дерматологу, они обязательно посоветуют специальные средства (мази или кремы).

Как часто нужно расчесывать ребенка?

Ежедневно. При расчесывании улучшается кровообращение в коже головы, а также укрепляются волосяные луковицы. Постарайтесь подобрать ребенку щетку из мягкого натурального ворса, тогда у него не будут электризоваться волосы.

Приложение N 5. Положение об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

Приложение N 5
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Положение
об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее – отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

2. На должность врача по гигиене детей и подростков назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности “гигиена детей и подростков”.

Читать еще:  У ребёнка гноятся глаза: первая помощь в домашних условиях и использование медикаментозных препаратов

3. Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

гигиеническую оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды (микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной организации;

оценку условий и технологий обучения и воспитания несовершеннолетних, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;

участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

организацию и проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни;

оценку производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;

внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий;

участие в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;

планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной среды;

подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;

контроль за соблюдением в образовательной организации санитарно-гигиенических норм воспитательно-образовательного процесса, в том числе, состояние окружающей территории, пищеблока, учебных помещений, мест отдыха несовершеннолетних, санитарно-гигиенических комнат и др.;

разработку программ и мероприятий по профилактике, коррекции и оздоровлению обучающихся с учетом профессионально-производственных факторов;

внесение предложений руководителю образовательной организации по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;

организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

разработку и внедрение медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательной организации;

проведение (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и контроль их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

организацию и методическое обеспечение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;

взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;

своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

своевременно информирует ответственного медицинского работника за своевременное информирование территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

4. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, врач по гигиене детей и подростков в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Санитарный врач по гигиене детей и подростков

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Читать еще:  Почему ребенок беспокойно спит: причины нарушения сна, способы решения, рекомендации для родителей

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Медицинский специалист, осуществляющий контроль надлежащих условий, в которых живут и воспитываются дети – это санитарный врач по гигиене детей и подростков.

Такой доктор несет ответственность за соблюдение санитарно-профилактических мероприятий, которые обеспечивают наиболее комфортные условия для здорового развития ребенка.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Кто такой санитарный врач по гигиене детей и подростков?

Должность санитарного врача по вопросам гигиены детей подразумевает контроль над соблюдением норм и условий проживания, учебы, развития и воспитания в детском и подростковом возрасте. Такой специалист работает, как правило, при санитарно-эпидемиологической станции.

Доктор определяет возможность воздействия неблагоприятных внешних факторов на развитие ребенка, обуславливает степень необходимых гигиенических норм детского обитания, учитывает все недостатки, которые могут помешать полноценному умственному и физическому росту ребенка.

Санитарный врач обязан четко знать все положения действующего законодательства в отношении норм детской окружающей среды. Для контроля над соблюдением этих норм существует определенный набор правил, оговоренный в специально разработанных инструкциях и методиках.

Специалист данного профиля имеет полное высшее медицинское образование и может работать в любых санитарно-эпидемиологических учреждениях, в том числе и государственных.

Когда следует обращаться к санитарному врачу по гигиене детей и подростков?

Обращение к санитарному врачу может быть обусловлено следующими причинами:

  • необходимость в оценке санитарного состояния детских территорий и учреждений;
  • имеющиеся случаи негативного воздействия окружающей обстановки и бытовых жизненных условий на детское здоровье;
  • необходимость в проведении мероприятий по оздоровлению детского населения;
  • необходимость в приведении статистических данных об уровне заболеваемости детей;

  • организация мероприятий по профилактике заболеваний;
  • проведение санитарных обследований учреждений;
  • оценка результатов бактериологического и лабораторного анализа;
  • составление акта или протокола о нарушении санитарных норм.

Санитарный врач по гигиене детей и подростков должен всеми силами и возможностями помогать в деле улучшения условий детской учебы и отдыха, способствовать проведению воспитательных и информационных бесед о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Какие анализы нужно сдать при обращении к санитарному врачу по гигиене детей и подростков?

Посещение специалиста по санитарии не требует сдачи каких-либо конкретных анализов. При необходимости подтвердить или опровергнуть наличие какого-либо патологического инфекционного очага специалист самостоятельно проведет нужные исследования, исходя из эпидемиологических требований.

Какие методы диагностики использует санитарный врач по гигиене детей и подростков?

Методы диагностики санитарных норм следующие:

  • бактериологический метод – требует выделения чистой культуры определенного вида возбудителя с последующей его идентификацией. Это исследование проводится в несколько этапов и продолжается до 2-х суток. Проводят посев отобранного материала на плотную питательную среду, изучают проросшие колонии бактерий, идентифицируют возбудителя с проверкой чувствительности к антибактериальным препаратам;
  • метод исследования метрологических характеристик.

Чем занимается санитарный врач по гигиене детей и подростков?

Специалист по соблюдению санитарных норм и правил обязан:

  • обеспечивать соответствующий санитарный уровень в помещениях и на территориях дошкольного и школьного воспитания детей;
  • следить за наличием и гигиеническим состоянием детских зон, игровых и спортивных площадок, комнат для занятий;
  • предупреждать и бороться с возникающими неблагоприятными экологическими вопросами;
  • обращать внимание на соблюдение мер безопасности в период учебы, массовых детских мероприятий, детского досуга;
  • принимать экстренные меры, препятствующие развитию и распространению массового заражения инфекционными и неинфекционными заболеваниями в учреждениях, где находятся дети.

Санитарный врач должен иметь доступ к санитарно-гигиенической лаборатории, а также проводить среди детей определенные лечебно-профилактические и массово-оздоровительные мероприятия, контролировать их исполнение.

Заключение санитарной экспертизы, выданное таким специалистом, должно стать поводом для действий, направленных на улучшение условий для старших детей и дошкольников.

Какие заболевания лечит санитарный врач по гигиене детей и подростков?

Санитарный врач хоть и имеет медицинское образование, но не занимается лечением конкретных заболеваний: в его компетенцию входит в первую очередь профилактика возможных заболеваний. Такой специалист не должен допустить распространения очага заболевания среди детей одного учреждения, а наоборот, способствовать полноценному развитию и активности детей.

Работа санитарного доктора подразумевает большую серьезность и ответственность. Бороться с разрастанием инфекционных заболеваний, контролировать соблюдение нормативов и стандартов правил гигиены, способствовать профилактике патологий – это прямые обязанности данного специалиста, благодаря которому мы можем быть спокойны за здоровье наших детей.

Читать еще:  Полезные сочетания продуктов или как приготовить сухофрукты?

Специалист по санитарным нормам должен быть осведомлен в вопросах гигиены, физиологии, обязан выполнять необходимые исследования и давать оценку по всем показателям состояния ребенка. Также он следит за соблюдением норм физических нагрузок, за влиянием природных и химических факторов на деятельность детей.

Советы санитарного врача по гигиене детей и подростков

Вопросы гигиены чрезвычайно важны в воспитании ребенка. Участие школы и родителей в решении этой проблемы неоспоримо.

Для полноценного развития ребенка ему следует с детства прививать необходимые навыки:

  • соблюдение режима дня, распределение времени для учебы, отдыха, досуга, сна;
  • развитие полезных привычек, таких как утреннее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой и после посещения туалета и пр.;
  • укрепление здоровья ребенка с помощью ежедневной утренней гимнастики, посещения спортивных мероприятий, секций, проведение активного досуга;
  • способствование рациональному внешкольному времяпрепровождению (чтение научно-познавательной литературы, посещение оздоровительных мероприятий, лекций по гигиене);
  • необходимость в летнем отдыхе, купании в водоемах, принятии солнечных ванн, полноценном витаминизированном питании.

Ребенку необходимо объяснять, что чистая кожа, приятный запах тела и опрятная одежда – это норма, которую нужно соблюдать для собственного здоровья и привлекательности. Данные объяснения обязательно должны быть подтверждены личным примером родителей и воспитателей.

Санитарный врач по гигиене детей и подростков – не слишком громкая профессия, однако значимость её часто недооценивается. В компетенции данного специалиста – здоровье и полноценное будущее наших детей.

[8], [9], [10], [11]

Детский час

для детей и родителей

Викторина «Гигиена» (с ответами)

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …( Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. ( Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… ( Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. ( Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. ( Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. ( Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог … здоровья »
«В здоровом теле — … здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — … наши лучшие друзья »
«Чисто жить — … здоровым быть »
«Кто аккуратен — … тот людям приятен »

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector