Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

Википедия: «Основные цели терапии аутизма — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.»

Вылечить аутизм полностью нельзя. Это то же самое, как захотеть вылечить например китайца, что бы он стал европейцем. Аутисты-это просто совершенно другие люди, с другой нервной системой, другой пищеварительной системой,другим восприятием мира и т. д. У них всё другое. Поэтому аутистам так сложно понять наш мир, поэтому и происходят такие частые срывы в паталогию. Но аутистам вполне можно помочь адаптироваться, для этого и существует ТЕРАПИЯ АУТИЗМА.

Нет единого оптимального метода терапии аутизма, она, как правило, подбирается индивидуально.

Вот основные, известные на сегодняшний день виды терапии аутизма:

1. АВА — Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии,
основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального
направления в психологии. Несколько ссылок по теме http://www.inpsycho.ru/edu_add/prikladnoy-analiz-povedeniya/infogarphic.html http://autism-aba.blogspot.com/

2. МБА терапия. Основа — АВА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Подробнее можно узнать здесь http://stopautism.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/

3. Игротерапия. Включает в себя несколько методик. Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка. Подробнее можно прочесть в книге http://www.osoboedetstvo.ru/book/pobedit-autizm-metod-semi-kaufman

Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.

Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе. Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:
— Интерес к миру
— Привязанность
— Двухсторонняя коммуникация
— Осознание себя
— Эмоциональные идеи
-Эмоциональное мышление
Основная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.
Основные задачи групповых игровых занятий:
— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
— формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
— равитие произвольной регуляции поведения;
— развитие зрительного и слухового внимания.
На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.

Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

Прежде чем будет создана программа изменения поведения, последнее нужно подвергнуть функциональному анализу. Следует установить, какое поведение должно быть модифицировано и при каких условиях, с какой частотой и интенсивностью оно проявляется. Функциональный анализ поведения должен выявить взаимосвязи между симптомами, на которые требуется воздействовать. Если, например, самоповреждающее поведение служит единственным способом выражения неудовлетворенности, а также боли, то попытка устранить такое поведение была бы безуспешна (Howlin, Yates).

Читать еще:  Почему полезно носить ребенка на руках и что происходит при тактильном контакте?

И при поведенческой терапии, так же как и при ранних воздействиях, важно подключать к лечебному процессу родителей и предоставлять им по возможности полную информацию об особенностях аутизма. Многие специалисты считают оптимальной терапию в домашних условиях в присутствии родителей и сибсов, так как это позволяет учитывать потребности аутичного ребенка в контексте потребностей всей семьи (Howlin).

Но и при такой семейно-ориентированной терапии возникают проблемы. Например, очень важно, чтобы родители и сибсы как «котерапевты» не были перегружены. Поэтому терапевтические сеансы должны быть тщательно организованы. Жизнь родителей не должна вращаться только вокруг их аутичного ребенка. Вмешательства терапевта должны, например, демонстрировать им возможности практической помощи и помогать эффективнее использовать свое время (Howlin). Следует также учитывать, что не все родители подходят для роли котерапевта.

Поведенческая терапия при аутистических расстройствах не имеет принципиальных отличий от таковой при других заболеваниях. Методические основы поведенческой терапии повсюду одинаковы и не нуждаются в повторном описании. Однако имеющиеся методы должны быть видоизменены и адаптированы к особенностям аутичных детей. Ловаас (Lovaas), который одним из первых применил методы поведенческой терапии при аутистических расстройствах, исходит из трех основных предпосылок (Janetzke):
1. Аутизм рассматривается не как первичное нарушение контактов, а как расстройство восприятия и когниций (переработки информации). Вместе с тем при синдроме Аспергера доминирует нарушение взаимодействия, которое рассматривается скорее как свойство характера.
2. Этиология и патогенез аутизма пока не известны, поэтому невозможно включать причину или причины аутизма в терапевтический процесс. Однако имеющийся опыт свидетельствует о том, что модификация поведения возможна и без точного знания причин расстройства. Она представляет собой формирование желательного и устранение нежелательного или мешающего поведения.
3. Мероприятия поведенческой терапии могут проводиться не только специалистами, но также родителями и другими окружающими ребенка лицами, если они обучены этим методам и понимают их принципы.

Основываясь на этих рассуждениях и опыте, психотерапевты применяют многие методы поведенческой терапии прежде всего при раннем детском аутизме. Начинают с оперантного обусловливания с использованием вознаграждения и аверсивных раздражителей вплоть до промптинга (prompting — предоставление помощи), шейпинга (shaping — поэтапное формирование поведения) и фэйдинга (fading — поэтапное устранение помощи).

Небольшая группа подростков с ранним детским аутизмом и средним и выше среднего уровнем интеллектуального развития сравнима по особенностям поведения с подростками, страдающими синдромом Аспергера. Эти подростки чаще всего хотят устанавливать контакты, в том числе и с лицами другого пола, но из-за недостаточных возможностей в социальных взаимодействиях они, к сожалению, способны лишь к ограниченным контактам и не могут их длительно поддерживать.

Например, один из подростков с хорошим уровнем развития интеллекта, задал вопрос: «Что я должен делать, если я увижу девочку, которая мне нравится? Подойти и сказать: «Здравствуй, хочешь пойти со мной сегодня вечером в кино?»; а если она откажется, как мне продолжить разговор? Как я узнаю, интересно ли ей вообще то, о чем я рассказываю?» Подростки могут также выделяться совершенно неадекватным поведением; например, 15-летняя девочка прервала беседу собравшихся гостей , потребовав от матери дать ей подробные объяснения по вопросам секса.

Методики поведенческой терапии при раннем детском аутизме

Область применения Цели терапии Методы поведенческой терапии
Формирование способой поведения Помощь в развитии речи и речевых коммуникаций Невербальная имитация, речевые выражения, коммуникативное использование речи Оперантное обусловливание, дискриминантное обучение, Prompting (предоставление помощи), Fading (поэтапное лишение помощи)
Стимулирование социальных интеракций и коммуникаций Восприятие и узнавание эмоций, адекватное поведение поведение в естественных ситуациях Обучение на модели, обучение правилам с применением оперантного обусловливания
Редукция самостимуляции, стереотипии и саморазрушающего поведения Влияние на «нарушенное поведение» в индивидуальных, группвых и других социальных ситуациях Аверсивная терапия, сочетание аверсивной терапии (например, для подавления саморазрушающих действий) с подкреплением альтернативных способов поведения; программа сенсорного угашения, комбинация поведенческой терапии с фармакотерапией
Устранение способой поведения Приступы злобы и агрессивное поведение Попытка выяснения причин; прямое влияние на нарушенное поведение и на имеющиеся условия Избегание типичных для данного пациента провоцирующих ситуаций

Некоторую помощь могут оказать в первую очередь ролевые игры и обратная связь с помощью видеоаппаратуры или магнитофона. Главная проблема состоит, однако, в неспособности правильно определить, когда именно должно изменяться поведение в зависимости от меняющихся условий социального взаимодействия (Howlin, Yates). В таблице приведены наиболее важные подходы к поведенческой терапии при раннем детском аутизме.

Здесь разграничиваются методы формирования и методы устранения тех или иных типов поведения. К первой категории относятся стимулирование развития речи, помощь в формировании речевых коммуникаций и помощь в социальных взаимодействиях и коммуникациях. Во вторую категорию входят редукция самостимуляции, стереотипии и саморазрушающего поведения — всех действий, направленных против собственной личности или по крайней мере сконцентрированных на этом, а также вспышек ярости и агрессивного поведения, направленного вовне. В таблице указаны основные области применения, терапевтические цели и методы поведенческой терапии, которые могут использоваться для достижения этих целей.

Приведенные в таблице методы в большей или меньшей мере прошли проверку на эффективность; в литературе имеются сообщения об их успешном использовании. Конечно, и у этих методов есть определенные ограничения, а в ряде отношений они недостаточно эффективны:
• при формировании или устранении определенных форм поведения у отдельных пациентов (это связано с их анамнезом, уровнем интеллектуального развития, общими условиями жизни и др.);
• в степени генерализации успехов лечения на другие ситуации вне условий терапии. Этому очень важному фактору сегодня придают значение потому, что терапевтическую ситуацию стараются приблизить к жизненной ситуации, хотя, к сожалению, это удается не всегда;
• в возможностях включения имеющихся методов поведенческой терапии в общий терапевтический план, в котором чрезвычайно важную роль играют и другие методы лечения (например, фармакотерапия, консультирование родителей и других связанных с ребенком лиц).

Читать еще:  Лечение врожденного порока сердца у детей: нужна ли операция и какими методами проводится?

Есть и иные, не обязательно связанные с поведенческой терапией, формы лечения, которые, будучи согласованы друг с другом, могут быть полезны при аутистических синдромах. Например:
• мототерапия, обычно в сочетании с музыкой; все аутистические синдромы сопровождаются нарушениями моторики, лечение которых должно быть включено в процесс терапии;
• спорт: подвижные игры, например с мячом, качелями, прыжками и т. д.; верховая езда и плавание;
• музыкотерапия: прежде всего движения, связанные с музыкой;
• игровая терапия.

При всех формах терапии важно стимулировать собственную активность детей с аутизмом.

Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

Википедия: «Основные цели терапии аутизма — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.»

Вылечить аутизм полностью нельзя. Это то же самое, как захотеть вылечить например китайца, что бы он стал европейцем. Аутисты-это просто совершенно другие люди, с другой нервной системой, другой пищеварительной системой,другим восприятием мира и т. д. У них всё другое. Поэтому аутистам так сложно понять наш мир, поэтому и происходят такие частые срывы в паталогию. Но аутистам вполне можно помочь адаптироваться, для этого и существует ТЕРАПИЯ АУТИЗМА.

Нет единого оптимального метода терапии аутизма, она, как правило, подбирается индивидуально.

Вот основные, известные на сегодняшний день виды терапии аутизма:

1. АВА — Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии,
основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального
направления в психологии. Несколько ссылок по теме http://www.inpsycho.ru/edu_add/prikladnoy-analiz-povedeniya/infogarphic.html http://autism-aba.blogspot.com/

2. МБА терапия. Основа — АВА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Подробнее можно узнать здесь http://stopautism.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/

3. Игротерапия. Включает в себя несколько методик. Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка. Подробнее можно прочесть в книге http://www.osoboedetstvo.ru/book/pobedit-autizm-metod-semi-kaufman

Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.

Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе. Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:
— Интерес к миру
— Привязанность
— Двухсторонняя коммуникация
— Осознание себя
— Эмоциональные идеи
-Эмоциональное мышление
Основная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.
Основные задачи групповых игровых занятий:
— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
— формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
— равитие произвольной регуляции поведения;
— развитие зрительного и слухового внимания.
На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.

Читать еще:  Какая смесь для новорождённых лучше: основные критерии выбора и рекомендации педиатров

Топ-10 методов лечения аутизма.

При изучении литературы, посвященной различным методам терапии аутизма, вы сможете найти множество доступных в современной медицине вариантов лечения. Но какие методы лечения являются наиболее распространенными? Как говорят профессионалы, у каждого ребенка разные потребности. Методы лечения, описанные в этой статье, являются одними из самых распространенных, наиболее исследованных, и чаще приносящих положительные результаты.

1. Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков. Читатель может ознакомиться со следующими статьями нашего блога, посвященными АВА-терапии:
Что такое АВА? Введение в АВА для родителей от организации Autism Speaks.
Почему метод АВА является научно обоснованным?

2. Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.

3. Трудотерапия или оккупационная терапия.
В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение. Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.

4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.

5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость, координацию, а также сформировать основные спортивные навыки.

6. Игровая терапия.
Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и социальных навыков. Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.

7. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка.

8. Развивающая терапия.
Floortime, Son-rise и Развитие партнерских отношений (RDI) считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.

9. Визуальная терапия.
Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения коммуникации. С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь http://autism-aba.blogspot.com/2010/12/s_21.html .

10. Биомедицинские методы лечения.
Биомедицинские методы лечения предполагают использование фармацевтических препаратов или же специальных диет, добавок и альтернативных методов лечения. Ни одна из этих процедур не была одобрена Управлением по контролю за продуктами и лекарствами или же Центром по контролю заболеваний, но существует множество примеров положительных результатов применения данных методов.
Если же вы все-таки примете решение прибегнуть к подобным методам лечения, сначала убедитесь в том, что терапевт вашего ребенка является сертифицированным врачом и экспертом в области аутизма.

Ссылка на основную публикацию