Тактильный контакт с ребенком

Тактильный контакт с ребенком

Зачем нужен тактильный контакт?

Есть причины медицинского и психологического характера. Тактильный контакт с мамой:

  • Нормализует температуру тела новорожденного.
  • Нормализует сердечный ритм и артериальное давление.
  • Повышает уровень сахара в крови малыша.
  • Успокаивает ребенка, дает ему ощущение безопасности.
  • Снижает уровень гормонов стресса ребенка в крови.
  • Помогает проще наладить грудное вскармливание.

Хочу на ручки!

Даже будучи взрослыми, мы редко отказываемся от объятий. Это успокаивает и утешает нас. Только представьте, насколько это важно для ребенка! До того как малыш начнет уверенно ползать, он считает место на руках своей законной территорией. Родители просто обязаны взять его «на ручки» по первому требованию. Как правило, дети «виснут на руках» из-за недостатка прикосновений в другое время или раздражения. Оно может быть вызвано не только болезнями, но и просто складом характера ребенка.

Большинство детей сами прекращают требовать постоянной переноски, как только начинают самостоятельно передвигаться. Любопытство побеждает желание прикосновения.

Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:

  • Существует множество средств, чтобы кроха не чувствовал маму так близко: рюкзачки-«кенгурушки», переноски и слинги создадут барьер между вами и ребенком, но при этом он все равно будет чувствовать заботу и проводить время с самым любимым человеком.
  • Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.
  • Завлекайте. Музыкальная игрушка, мультфильм или домашнее животное станут прекрасным «раздражителем» для маленького исследователя. Ребенок с удовольствием переключится на них.

Отсутствие или недостаток тактильного контакта

Дети воспринимают отсутствие близкого человека по-другому. Вы занимаете очень большое место в его жизни. Поэтому для него неважно, ушли вы на минуту или на час. Малышу не просто плохо без вас, он не может понять, сколько вас не было и сколько еще не будет. Такой образ мысли длится первые полгода. Отучать ребенка от себя (да, это тоже придется сделать) лучше только после этого периода.

Все советы формата «не приучайте к рукам» лучше игнорировать. Малыш, которому уделяется достаточно внимания гораздо легче «отпускает» родителей. Дело в уверенности малыша в том, что его не оставили навсегда и мама вернется.

Считается, что быть с мамой – это врожденная потребность ребенка. Это не признак «разбалованности» и не следствие того, что ребенка «приучили к рукам». Это внутренняя потребность, свойственная всем детям без исключения. Просто одни – более требовательны, чем другие.

Тактильный контакт – это одна из вещей, на которых не советуют экономить время. Оставляя ребенка долго без своего присутствия, вы можете подвергать его постоянному стрессу. Такое напряжение может вылиться в психологические травмы и комплексы. Те малыши, которым не хватает внимания, ведут себя по-другому. Они часто бывают напряжены и проявляют агрессию. Это не злоба, просто так компенсируется недостаток прикосновений.

Наблюдение на прогулке за своим малышом может помочь вам определить, хватает ли тактильного внимания вашему малышу. Если ребенок не боится отойти далеко от вас, охотно общается или взаимодействует с другими детьми, то все хорошо. Что-то в поведении не понравилось? Подумайте, как можно восполнить такой недостаток внимания: развивающие игры с касаниями, массаж, просто выделить больше времени для того, чтобы побыть с малышом.

Почему полезно носить ребенка на руках и что происходит при тактильном контакте?

Новые исследования американских ученых доказали, как полезно носить детей на руках. Хотя давно было замечено, что если к ребенку прикасаются, то его развитие идет нормально, особенно это заметно в домах ребенка и детских больницах. Если малыша не трогают и не общаются с ним, а просто обеспечивают надлежащий уход, то он может болеть, отставать в развитии и даже умереть.

Трудно точно сказать, откуда пошел миф о том, что ребенка можно “приучить к рукам, и он потом не слезет”. Явно не от хорошей жизни. Скорее всего в тяжелые времена, когда женщинам приходилось много работать почти сразу после родов, просто не было другого выбора. Но уже у наших мам появилась возможность хоть несколько месяцев понянчить своих малышей, но это вредное убеждение крепко засело в умах.

И детям приходилось большую часть времени сидеть в кроватке, пока мама моет, стирает, готовит – тоже, конечно, не от хорошей жизни. Да еще и пеленали детей туго, чуть ли не до года. Вот и отставали они в развитии. А теперь говорят, что современные дети – акселераты, уже в полгода ползают. На самом деле им просто наконец-то предоставили благоприятные условия для развития, их наконец-то носят на руках, целуют и отпускают в свободное ползание по полу.

Моя знакомая, пролежав в кроватке первые месяцы, пока мама была занята домашними хлопотами и боялась лишний раз прикоснуться к ребенку и “приучить к рукам”, в полгода еще не умела ни переворачиваться, ни тем более ползать или сидеть. Только тогда педиатр забил тревогу. Это, конечно, крайний случай. Но тем не менее боязнь избаловать встречается часто, такие необласканные дети даже на вид грустны, бледны, неактивны, плохо кушают.

Вернемся к нашим ученым. В исследованиях участвовали младенцы, рожденные в срок, и недоношенные. Исследования показали, что чем больше недоношенных носили на руках и прикасались, тем лучше они развивались и догоняли здоровых сверстников.

И еще научный факт. Все живые существа делятся на выводковые и гнездовые виды – не будем вдаваться в подробности. И только человек и другие высшие приматы относятся по этой классификации к носимым. То есть они полностью предназначены и приспособлены для того, чтобы их носили на себе – на руках, в слинге, а у приматов детеныши сами цепляются за шерсть родителей.

Читать еще:  Чем занять ребенка в автобусе во время дальней поездки: проверенные способы заинтересовать малыша в пути

Нельзя приучить детей к рукам. Они сами от природы такие – ручные. Носимые на руках. А вот попытки отучить – совершенно противоестественны.

Биология

Носить ли ребенка на руках? С биологической точки зрения есть несколько важных моментов:

  • Детеныши человека рождаются глубоко недоношенными по сравнению с животными. Это обусловлено тем, что в связи с прямохождением наш вид может произвести на свет плод только с определенным (небольшим) объемом черепа. И кроме 9 внутриутробных месяцев ребенку необходимо еще ровно столько же времени, чтобы достаточно созреть. То есть еще 9 месяцев наш малыш настолько беспомощен и хрупок, что ему необходимо по возможности создать условия, близкие к внутриутробным. Пребывание на руках помогает ему ощущать границы своего тела, как это было в тесной матке, и поддерживать температуру тела на нормальном уровне. Находясь на руках мамы или в слинге, малыш чувствует привычные покачивания, запахи, тепло и биение маминого сердца. А состояние покоя и доверия, как известно, стимулирует развитие ребенка.
  • Ношение на руках укрепляет мышцы ребенка за счет того, что ему приходится поддерживать головку, шейку и спинку и стараться сохранять равновесие. Особенно “поза футболиста” укрепляет мышцы спины. У таких ребятишек и вестибулярный аппарат отлично формируется. Ребенок скорее научится держать головку, переворачиваться, сидеть и ползать, ловко группироваться и владеть своим телом с возрастом. А физическое развитие напрямую связано с психическим. Наши бабушки только всплеснут руками – вот акселераты! Да нет, просто их носили на ручках.
  • Рядом с мамой малышу спокойней и грудь всегда рядом. Ребенок хорошо набирает вес.
  • Контакт живот к животу уменьшает колики.

Психология

С точки зрения психологии желание “не приучать к ручкам” вряд ли приведет к желаемому результату – самостоятельности. Физическое отделение от матери делает ребенка тревожным, разрушается привязанность. Он плачет – мама не берет на ручки, грустно, обидно, доверие падает. Ребенок будет еще больше плакать и проситься на ручки, потому что только так можно добиться реакции от мамы. И доброжелатели скажут – ну вот, всё-таки приучила!

Напротив, частое нахождение малыша в непосредственной близости с мамой, её быстрая реакция на зов малыша формирует базовое доверие к миру, которое лежит в основе будущего уровня счастья и удовлетворения жизнью. Согласно трудам психолога Эрика Эриксона базовое доверие к миру формируется в течение первого года жизни и в последующем мы имеем то, что имеем, и ничего исправить будет невозможно.

Спокойный и уверенный в любви матери ребенок легче пойдет по естественному пути отделения от близкого взрослого, отправится на исследование окружающего мира и будет гармонично развиваться. В то время как тревожный ребенок все больше жмется к маме.

Хорошо, с наукой и мифами всё понятно. Но современным мамам нужно кучу дел по хозяйству успеть сделать, и себе время уделить, а если еще старший ребенок есть – как тут носить на руках? Всё можно решить. Привлекайте помощников, бытовую технику, правила тайм-менеджмента и флай-леди. А в глобальном смысле разрешите себе первый год не быть идеальной хозяйкой.

Многие дела можно делать с ребенком на руках, это полезно не только для укрепления мышц, но и для умственного развития малыша, его знакомства с вашим укладом жизни. Многие дела можно делать с ребенком в слинге. И не так много дел, в которых малыш помеха.

Кстати, вопреки опасениям, это неопасно ни для позвоночника малыша (просто держите его правильно), ни для спины мамы, ведь нагрузка увеличивается постепенно по мере роста ребенка.

Не всегда всё так однозначно, жизнь многогранна и люди разные – разные мамы, разные обстоятельства, разные темпераменты и потребности у малышей. Тем не менее можно уверенно сказать, что законы развития именно таковы, это подтверждают и научные исследования и простые жизненные наблюдения и опыт самих мам.

Положительные эффекты слингоношения или почему полезно для ребенка находиться на руках у мамы и в слинге?

У людей дети рождается незрелыми, беззащитными и нуждающимися в заботе. Органы ребенка и его системы не способны работать автономно от мамы. Фактически мы говорим о том, что период эмбрионального развития длится не 9, а 18 месяцев в течение которых организм ребенка должен дозреть и научиться функционировать независимо от мамы. В этот период наиболее важно создать для ребенка условия, максимально схожие с условиями внутриутробного существования.

Всемирной организацией здравоохранения разработано руководство по уходу за недоношенными, и доношенными новорожденными по методу кенгуру, суть которого заключается в ношении ребенка в контакте “кожа к коже” с матерью с помощью тканевого приспособления для ношения ребенка.
Согласно «Брошюре ВОЗ о методе кенгуру» продолжительный контакт кожа к коже между матерью и ее ребенком, обеспечивает эффективную тепловую защиту и уменьшает риск гипотермии. Обеспечивает тепловую защиту и улучшает метаболизм ребенка. Частота сердечных сокращений, частота дыхания, оксигенация, потребность в кислороде, уровень глюкозы в крови, модель сна и поведения у детей, которые находились в контакте кожа к коже лучше, чем у детей, которые разделены с матерями. Если ребенок находится в слинге, то тепло и комфортный сон ему обеспечены.

До своего рождения ребенок получал питание непрерывно и сразу после рождения ребенок не готов перейти на питание по часам – это может привести к отрицательным последствиям. Известно, что если ребенок не получает питание более двух часов, то происходит некий дисбаланс в желудочно-кишечном тракте. Перевес вредной микрофлоры над полезной, а также падает уровень глюкозы в крови. Кроме того, длительные перерывы между кормлениями не способствуют хорошей лактации. Если мама использует слинг, то грудь для ребенка всегда в зоне доступа, и принцип кормления по требованию осуществить проще. Согласно «Брошюре ВОЗ о методе кенгуру» контакт «кожа к коже» оказывают положительное влияние на грудное вскармливание. Ученые придерживаются убеждения, что программа питания не может функционировать одновременно с поведением протес. отчаяния, появляющимся при разлуки младенца с матерью. При отсутствие тактильного контакта с матерью резко замедляется выработка гормонов роста, хуже усваивается еда, без контакта младенцы плохо набирают вес.

Читать еще:  Профилактика и методы лечения цистита у детей в разном возрасте

Известный факт, что ношения ребенка на руках и в слинге вертикально по принципу «кожа к коже» помогает избавиться от таких явлений как колики, газы, запоры. Животик ребенка в этом положение прогревается, что способствует опорожнению и отхождению газов. Вертикальное положение помогает выйти лишнему воздуху, при этом взрослый находится в постоянном движении, что создает массажный эффект.

Если говорить коротко, то ношение ребенка в слинге способствует тепловой защите и улучшению метаболизма, оказывает положительное влияние на грудное вскармливание и запускает программу питания, облегчает дефекацию и испражнения ребенка.

Исследователями сделан вывод о наличии связи между увеличением времени ношения и сокращении длительности плача ребенка. Например, Исследователи центра Университета МакГилл при Монреальской детской больнице (The McGill University – Montreal Children’s Hospital Research Institute), Монреаль, Квебек, Канада сделали вывод о том, что увеличение времени ношения ребенка связано с уменьшением детского плача и беспокойного поведения у первенцев, находящихся на грудном вскармливании на протяжении первых трех месяцев жизни.
Матери в контрольной группе носили ребенка на руках около 2,5-3 часов в день, а матери из группы с дополнительным ношением носили своих детей в среднем 4,5 часа. В день разница в продолжительности ношения между двумя группами составила около 2 часов. На основе дневников был сделан вывод о том, что в пиковый период плача 8 недель в обеих группах дети плакали с одинаковой частотой, однако продолжительность плача у детей, проводивших больше времени на руках была ниже на 43% в течении дня и на 51 % в вечернее время, в сравнении с контрольной группой, т.е. продолжительность плача практически в половину ниже. Кроме того, частота кормлений на протяжение всего эксперимента в среднем была выше в группе дополнительного ношения по сравнению с контрольной группой. При этом опрос показал, что соской пользовались 70% родителей в контрольной группе и 47% в группе дополнительного ношения. Результаты этого исследования показывают, что в группе дополнительного ношения уменьшение детского плача связанно с увеличением ношения на руках.

В вышеописанном эксперименте матерей из группы дополнительного ношения поощряли к ношению детей на протяжении всего дня в независимости от состояния младенца, и выяснилось, что если носить ребенка не только в ответ на плачь, но и в период спокойного бодрствование, то такое дополнительное ношении имеют опережающее воздействие на беспокойство ребенка, которое может случиться позднее. Этот принцип опережающего воздействия ношения на руках может быть особенно важным в период детских колик.
Наблюдая за поведением младенцев, исследователи установили, что успокаивающий эффект связан не столько с ношением на руках, сколько со своевременным и последовательным откликом мамы на потребности и нужды ребенка. А эффективность ношения в большей степени объясняется его продолжительностью нежели самим фактом его применения. Родители, которые чаще и дольше носят ребенка на руках имеют больше возможности последовательно и своевременно реагировать на нужды ребенка. Мама, носящая своего ребенка буквально становится ближе к нему, больше чувствует и понимает его и реагирует в соответствии с его запросом.
Тактильные контакт с матерью делает работу стрессовых гормонов ребенка более стабильной, т.е. при стрессовой ситуации у ребенка уровень гормона кортизола подскакивает, но спустя некоторое время снижается до нормального уровня, а у детей без контакта с матерью уровень гормона плохо регулируется, т.е. кортизол долго еще остается высоким. Почему важно, чтобы стрессовые гормоны в крови не преобладали у ребенка? Потому что гормоны стресса вмешиваются в работу различных органов и систем организма, при этом происходит торможение или нарушение процессов развития ребенка.

На фото руководитель одной из крупнейших клиник в Милане (до 2009 г.), депутат Европарламента (с 2009 г.) Личия Ронцулли на работе со своей новорожденной дочерью в слинге.

Носите ребенка с любовью на расстоянии поцелуя!

Тактильная сверхчувствительность – что делать?

Хорошо, когда наш ребенок весел, счастлив, спокоен, нормально развивается и хорошо себя чувствует в кругу сверстников. Но некоторые дети ведут себя неадекватно в определенных ситуациях, и родители не могут понять, в чем проблема – ребенок постоянно в движении, он плачет когда его обнимают, проявляет неоправданную агрессию, не любит играть в песок, пластилин, или отказывается носить определенную одежду. Он гиперактивен и несобран. Родители не могут понять в чем дело, многие чувствуют, что у ребенка какая-то проблема, но не знают, как с ней справиться.

Довольно распространенной проблемой, которая иногда может объяснить такое “странное” поведение, является тактильная (осязательная) сверхчувствительность. Наша осязательная система является связующим звеном между нашей кожей и окружающим миром. Мозг получает от кожи постоянную информацию, эта информация проходит фильтрацию, распределение и только часть ее доходит до нашего сознания (например, мы, как правило, не чувствуем нашу одежду на себе все время, если только не обратим на это специальное внимание – наш мозг фильтрует эту тактильную информацию как нерелевантную в данное время).

Одна из теорий объясняющих тактильную сверхчувствительность состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные – у одной есть функция исследовать окружающую среду, у второй защищать человека от потенциальной опасности. Например, если мы берем в руку камень – наш мозг “включает” исследовательскую систему, и мы исследуем камень на ощупь. С другой стороны – если нас укусит пчела, включается защитная система, мы чешем укушенное место и таким образом смягчаем боль и зуд.

Читать еще:  Системная красная волчанка у детей: причины и формы заболевания, эффективные методы терапии для разного возраста

У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую. Исследовательская система подавляет гипертрофированную реакцию на внешние осязательные возбудители, а защитная защищает нас от потенциальной опасности. У некоторых людей исследовательская система работает несколько слабее чем нужно, и тогда “неопасные” возбудители воспринимаются как опасные, и реакция человека на них выглядит преувеличенной. Как ведет себя ребенок с осязательной сверхчувствительностью? Он избегает прикосновения с определенными материалами, песком, пластилином, тестом, глиной, клеем и т.д. Ему очень мешает бирочка сзади на одежде (часто родители этих детей знают это и сразу спарывают бирочку). Он не любит новую одежду или соглашается носить одежду только из определенных тканей. Он не любит ходить босиком по траве, по песку и т.д. Он предпочитает одежду с короткими рукавами или, наоборот, хочет носить только длинные. Он очень не любит причесываться, мыть голову, стричь ногти, мыть лицо или чистить зубы – речь не идет о ребенке который просто упрямится, а именно о тех детях которым это явно очень неприятно. Он очень не любит, когда до него дотрагиваются, особенно если он этого не ожидает в данный момент. В саду или в школе ему очень трудно стоять в очереди (стоящий сзади ребенок может нечаянно дотронуться), или играть с другими детьми – например, дети толкаются, дотрагиваются до него, и эти прикосновения ему очень неприятны. Иногда это выливается в агрессию – ребенок “ни с того ни с сего” бьет сверстников, а причина лишь в том, что обычные прикосновения других детей, не мешающие им, вызывают у него неприятные ощущения, иногда невыносимые – он может чувствовать сильную щекотку, это место может чесаться и т.д. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись.

Ребенок гиперактивен, в саду не сидит на месте ни минуты, в школе постоянно ерзает на парте, не слушает учителя. На перемене все время носится, не в состоянии владеть собой, не контролирует собственное поведение. Многие из этих признаков присутствуют у многих из нас (например, многие не терпят бирки на одежде или шерстяной одежды на голое тело) и они не мешают нам нормально функционировать. В некоторых, относительно редких случаях, тактильная сверхчувствительность мешает ребенку в саду, в школе, в повседневной жизни.

Например, такой ребенок может постоянно ерзать, не слушать на уроке, так как ему постоянно мешает его одежда, у него все чешется, и он не в состоянии сосредоточиться. Он может быть агрессивным. Он бывает гиперактивным, особенно в присутствии большого количества людей (которые представляют для него постоянную угрозу). Ему бывает трудно заснуть или трудно проснуться, он ненавидит одеваться и предпочитает старую, стираную одежду или одежду которую носил вчера. Особо сильная тактильная сверхчувствительность мешает развитию мелкой моторики, правильной схемы тела и т.д.

Если проблема существует – что делать?

Сверхчувствительность бывает разная, каждый ребенок уникален и “набор” трудностей связанных с осязанием, тоже бывает разный. Тем не менее, существуют разные упражнения и игры, которые помогут вашему ребенку успокоить свою тактильную систему, организовать себя и свое поведение и лучше функционировать.

Многие сверхчувствительные дети очень любят “сильные” тактильные ощущения – заворачиваться в одеяло или мат или мягкий матрас. Можно делать им сильный массаж через одеяло или без – ребенок сам покажет родителям что ему приятно а что нет. Можно купить жесткие щетки (такие которые не повредят коже ребенка), и в те минуты, когда он чувствует, что он “переполнен “тактильными ощущениями и начинает вести себя слишком активно, можно научить его делать самому себе массаж тех мест, в которых неприятные ощущения наиболее сильны.

Тех детей, которые не любят песок, глину и т.д., важно постепенно приучать играть с этими материалами. Устройте ребенку тихий уголок дома, где никто ему не мешает и где нет посторонних помех, и пусть он играет там один. Стоит купить такому ребенку красивые игрушки (он может их выбрать вместе с вами) для игры с разными материалами, чтобы поощрить его к такой игре.

Вся окружающая среда такого ребенка должна быть хорошо организована, в комнате должен быть порядок и предметы должны лежать на своих местах – в такой комнате ребенок будет чувствовать себя увереннее, ему будет легче собираться утром в школу. Если ребенок плохо засыпает – можно создать ему в кроватке мягкий уютный “уголок” – обложить его подушками, повесить занавесочку на кроватью, включить мягкий свет. Кстати, тактильная сверхчувствительность часто встречается у детей – аутистов, она объясняет часть их поведенческих стереотипов – чтобы определенная вещь всегда была на определенном месте, определенные ритуалы поведения – в знакомой среде они чувствуют себя комфортнее, незнакомая же полна угроз, непонятных тем, кто не чувствует дискомфорта от случайного прикосновения. Таких детей лучше обнимать очень сильно, они могут не любить нежных прикосновений.

Самое главное – чтобы родители поняли причину проблем и по мере роста ребенка объяснили ему самому, в чем его проблема и научили его самого правильно определять свое состояние, чувствовать, когда его “переполняют” ощущения и успокаиваться самостоятельно. Учителя и воспитатели (в зависимости от их понимания и вообще готовности понимать) должны знать о проблеме, относиться к ребенку тактично (опять же – кто умеет и может) и не награждать его обидными ярлыками – “лентяй”, “гиперактивный”, “драчун” и т.д., кто во что горазд). С такими детьми непросто, но если проблема ясна, и родители нашли способы облегчить состояние ребенка – ему будут легче в саду, в школе и в жизни. Впоследствии он будет знать о своей особенности и научиться сам справляться с трудностями, вызванными осязательной сверхчувствительностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector