Этапы становления детской речи

Этапы становления детской речи

В последнее время появилось много жалоб родителей, связанных с тем, что их ребенок не говорит.

Популярное раннее развитие, картинки «СУПЕР-МАМ» из Instagram затмили адекватное родительство и нормативное развитие детей.

Сами того не понимая, не зная нормы моторного/физического и речевого развития детей, мы загружаем не нужные структуры мозга, тем самым провоцируя искусственную задержку развития.

Вместо своевременного перехода к твердой пище (которое развивает артикуляционный аппарат), вместо занятий спортом, полноценного сна и регулярных прогулок (дыхательная система и нейродинамика) день ребенка заполняются разными «развивашками», не имеющими научное обоснование и реальную пользу.

Что же нужно знать о нормах речевого развития родителям? Давайте разберемся!

От рождения до одного года этап развития речи называется подготовительным.

Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Раскрытие легких – сигнал о том, что дыхательная система малыша готова к жизни. Далее воздушный поток, проходя сквозь гортань, включает в работу голосовые складки.

В итоге воздух попадает в ротовую полость и начинает работу артикуляционный аппарат.

* К двум неделям от рождения ребенок начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца – на интонацию.

Появляется гуканье («агу»), кряхтение (признак недовольства малыша), покашливание (тренировка речевого аппарата, для дальнейшего произнесения звуков речи).

* К двум – трем месяцем появляется гуление. Этот период А.Н. Гвоздев называет «период свирели».

* К пяти – шести месяцам гуление переходит в лепет. Появляются такие звукокомплексы как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «де-да», «ма-ма», «па-па».

* Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Например, если вы говорите: «Где тик-так?», то малыш ищет глазками часы.

* В седьмом – девятом месяце ребенок начинает повторять более разнообразные сочетания звуков («тики-тики», «дя-дя-дя»).

* В десять – одиннадцать месяцев появляется реакция на разнообразные слова говорящих, а именно на те слова, что более интересны ребенку и эмоционально захватывают его.

* К одному году произносятся первые слова, такие как «дай» – требование получить что-то, ведь иначе он нем может выразить свою просьбу, так как пока его плохо понимают. Или «мама», «папа», что является частым предметом спора родителей о том, какое слово сказано раньше.

Следующий этап – преддошкольный.

Он длится от одного года до трех лет.

* К концу первого года дети могут осмысленно употреблять около десять пятнадцати слов, звукоподражательного характера, одинаковые для всех языков («гав-гав», «пи-пи», «би-би»).

Речь на этом этапе ситуативная, и ограничивается одним словом, которое по своему обозначению многозначно (полисемантично).

Например, под словом «каша» может подразумеваться, что каша горячая, дай кашу, убери кашу, хочу кашу.

* На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря.

Так к полутора годам в обиходе ребенка используется 10-20 слов, к двум20-40 слов, к двум с половиной200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов.

На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи.

Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения, простые распространенные предложения. Например, «Папа, ди» – папа иди.

Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.

Например, «Бибика бах» – машинка упала.

Понимание речи на данном этапе значительно превосходит произносительные способности детей.

Качественным скачком в развитии речи ребенка (по Н.С. Жуковой) считается появление несложных предложений, первограмматических форм в три года, когда ребенок начинает научаться изменять слова по падежам, числам, родам.

Наиболее интенсивным периодом речевого развития детей является дошкольный этап от трех до семи лет.

Активный словарь ребенка к четырем- пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч.

* К пяти годам активно используются все части речи. Формируется более дифференцированное употребление слов, в соответствии с их значениями. Начинают совершенствоваться процессы словоизменения, меняет глаголы по лицам и временам. Например, то как трясет дом во время землетрясения, ребенок называет «домотрясение».

* В возрасте пяти – шести лет высказывания становятся достаточно логичными и включают элементы фантазии, связанные с желанием придумать эпизоды, которых не было в действительности.

Формируется контекстная речь. Это значит, что она отвлеченная и не имеет наглядной опоры. Сначала в виде пересказов, а далее при описательном и творческом рассказе из личного или коллективного опыта.

На этот период также приходится активное становление фонетической стороны речи.

* К пяти годам у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который появляется к 7 годам. Ребенок научается дифференцировать звуки и на слух, и в произношении. Он может справиться с различением свистящих и шипящих, твердых и мягких, африкатов и их компонентов, а также сонор.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.

При этом нормы для билингвов не отличаются, в данном случае у детей определяется ведущий язык, который развивается в соответствии с указанными параметрами.

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.

Читать еще:  Как обрабатывать пупочную ранку – техника выполнения процедуры и правильное купание

Авторы статьи Курбанова Марьям – психолог, нейропсихолог.

Ксенжук Алена – логопед, олигофренопедагог, нейропсихолог.

Этапы становления детской речи

В последнее время появилось много жалоб родителей, связанных с тем, что их ребенок не говорит.

Популярное раннее развитие, картинки «СУПЕР-МАМ» из Instagram затмили адекватное родительство и нормативное развитие детей.

Сами того не понимая, не зная нормы моторного/физического и речевого развития детей, мы загружаем не нужные структуры мозга, тем самым провоцируя искусственную задержку развития.

Вместо своевременного перехода к твердой пище (которое развивает артикуляционный аппарат), вместо занятий спортом, полноценного сна и регулярных прогулок (дыхательная система и нейродинамика) день ребенка заполняются разными «развивашками», не имеющими научное обоснование и реальную пользу.

Что же нужно знать о нормах речевого развития родителям? Давайте разберемся!

От рождения до одного года этап развития речи называется подготовительным.

Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Раскрытие легких – сигнал о том, что дыхательная система малыша готова к жизни. Далее воздушный поток, проходя сквозь гортань, включает в работу голосовые складки.

В итоге воздух попадает в ротовую полость и начинает работу артикуляционный аппарат.

* К двум неделям от рождения ребенок начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца – на интонацию.

Появляется гуканье («агу»), кряхтение (признак недовольства малыша), покашливание (тренировка речевого аппарата, для дальнейшего произнесения звуков речи).

* К двум – трем месяцем появляется гуление. Этот период А.Н. Гвоздев называет «период свирели».

* К пяти – шести месяцам гуление переходит в лепет. Появляются такие звукокомплексы как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «де-да», «ма-ма», «па-па».

* Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Например, если вы говорите: «Где тик-так?», то малыш ищет глазками часы.

* В седьмом – девятом месяце ребенок начинает повторять более разнообразные сочетания звуков («тики-тики», «дя-дя-дя»).

* В десять – одиннадцать месяцев появляется реакция на разнообразные слова говорящих, а именно на те слова, что более интересны ребенку и эмоционально захватывают его.

* К одному году произносятся первые слова, такие как «дай» – требование получить что-то, ведь иначе он нем может выразить свою просьбу, так как пока его плохо понимают. Или «мама», «папа», что является частым предметом спора родителей о том, какое слово сказано раньше.

Следующий этап – преддошкольный.

Он длится от одного года до трех лет.

* К концу первого года дети могут осмысленно употреблять около десять пятнадцати слов, звукоподражательного характера, одинаковые для всех языков («гав-гав», «пи-пи», «би-би»).

Речь на этом этапе ситуативная, и ограничивается одним словом, которое по своему обозначению многозначно (полисемантично).

Например, под словом «каша» может подразумеваться, что каша горячая, дай кашу, убери кашу, хочу кашу.

* На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря.

Так к полутора годам в обиходе ребенка используется 10-20 слов, к двум20-40 слов, к двум с половиной200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов.

На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи.

Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения, простые распространенные предложения. Например, «Папа, ди» – папа иди.

Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.

Например, «Бибика бах» – машинка упала.

Понимание речи на данном этапе значительно превосходит произносительные способности детей.

Качественным скачком в развитии речи ребенка (по Н.С. Жуковой) считается появление несложных предложений, первограмматических форм в три года, когда ребенок начинает научаться изменять слова по падежам, числам, родам.

Наиболее интенсивным периодом речевого развития детей является дошкольный этап от трех до семи лет.

Активный словарь ребенка к четырем- пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч.

* К пяти годам активно используются все части речи. Формируется более дифференцированное употребление слов, в соответствии с их значениями. Начинают совершенствоваться процессы словоизменения, меняет глаголы по лицам и временам. Например, то как трясет дом во время землетрясения, ребенок называет «домотрясение».

* В возрасте пяти – шести лет высказывания становятся достаточно логичными и включают элементы фантазии, связанные с желанием придумать эпизоды, которых не было в действительности.

Формируется контекстная речь. Это значит, что она отвлеченная и не имеет наглядной опоры. Сначала в виде пересказов, а далее при описательном и творческом рассказе из личного или коллективного опыта.

На этот период также приходится активное становление фонетической стороны речи.

* К пяти годам у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который появляется к 7 годам. Ребенок научается дифференцировать звуки и на слух, и в произношении. Он может справиться с различением свистящих и шипящих, твердых и мягких, африкатов и их компонентов, а также сонор.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.

При этом нормы для билингвов не отличаются, в данном случае у детей определяется ведущий язык, который развивается в соответствии с указанными параметрами.

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.

Читать еще:  Отеки во время беременности: почему возникают и как с ними эффективно бороться?

Авторы статьи Курбанова Марьям – психолог, нейропсихолог.

Ксенжук Алена – логопед, олигофренопедагог, нейропсихолог.

Речевое развитие ребенка до 1 года

В раннем возрасте основным показателем интеллектуального развития ребенка является уровень формирование его речи. Если здоровый ребенок в 3 года говорит не более 30-50 слов, скорее всего, это упущение со стороны родителей, которые в течение первого года жизни не разговаривали с ним. Многие считают, что до того, как ребенок произнесет первое слово, а это обычно случается в возрасте около года, говорить с ним бесполезно, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это ошибочное мнение. Чтобы к году был достаточно развит артикуляционный аппарат, доречевым развитием ребенка необходимо заниматься с первого дня жизни.

Основные этапы развития речи ребенка до 1 года

Если мама с рождения разговаривает с малышом, иными словами занимается доречевым развитием ребенка, он сначала реагирует на интонацию, затем начинает понимать отдельные слова. Это – важный этап доречевого развития ребенка. К своему первому дню рождения малыш в общих чертах уже понимает речь взрослых.

Формирование речи происходит поэтапно:

  1. Крик – первый доступный для ребенка способ заявить о себе, когда он приходит в этот мир. В первые месяцы крик для ребенка становится сигналом о дискомфорте, но постепенно младенец учится не только использовать крик для привлечения внимания, но и для общения. Уже к 3 месяцам у большинства детей появляется способность менять интонацию крика, так что чуткая мама выделяет несколько его видов, которые передают разные эмоции и состояния малыша;
  2. Гуление – повторение различных вариаций звуков. Дети начинают гулить в возрасте 1-2 месяца и делают это примерно до полугода, при этом младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно ребенок осваивает новые звуки, появляются новые интонации. Для раннего речевого развития ребенка на этом этапе важно взаимодействие. Малыш может гулить и один, но с появлением мамы он делает это активнее, ждет ее ответа и пытается таким образом общаться. Нужно обязательно поддержать его в этом стремлении, отвечать ему и поощрять его, стараясь построить своеобразный диалог;
  3. Лепет – в ходе постепенного доречевого развития ребенка, в возрасте 6-7 месяцев, гуление затихает, ему на смену приходит лепет. На этом этапе малыш произносит отдельные слоги «ма», «ба» и т.п., сначала однократно, затем все чаще, складывая их в цепочки. Лепет очень важен для развития речи ребенка до года, поэтому нужно стараться его активизировать. Расположившись лицом к лицу с ребенком, чтобы ему были видны движения губ, повторяйте разные слоги, пойте песни, читайте детские стишки и просто разговаривайте. Хоть первые лепетные слова-слоги и не несут в себе содержательного смысла, ребенок с их помощью пытается общаться с вами, а значит, его нужно в этом поддержать.
  4. Первые слова – рождаются в 11-12 месяцев из лепета. Ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающего мира, на этом этапе нужно помочь ему в словотворчестве. Нужно больше читать вслух, стараться называть все предметы и вещи своими именами, комментировать свои действия, находясь рядом с малышом. Для лучшего развития речи ребенка в 1 год рекомендуется тренировать мышцы губ и щек. Это можно делать с помощью свистулек, губных гармошек, игрушечных флейт, полезно выдувать мыльные пузыри. На этой стадии ребенок активно использует лепетные слова («би-би», «бум», «ав-ав») для обозначения определенных ситуаций и объектов, они помогают ему перейти к нормальной речи. В то же время взрослым, обращаясь к малышу, не следует использовать этот милый детский язык. На этом этапе важно, чтобы ребенок слышал правильную речь.

Слова и жесты

Мимика, жесты и интонация необходимы для общения между людьми. В разговоре значительная часть информации передается с помощью мимики и жестов, а для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, так как на определенном этапе развития речи ребенка до года – это единственный способ общения с взрослыми. Поэтому для взаимопонимания с малышом полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест (к словам «дай», «возьми», «принеси», «до свидания»), а потом повторяет слово. Научите ребенка также утвердительно и отрицательно качать головой, показывать на предметы указательным пальцем.

Приемы раннего речевого развития ребенка

Существуют различные способы помочь ребенку освоить речь. Так, на развитие речи ребенка до года благотворно влияет разработка мелкой моторики рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он заговорит. Развитию моторики способствует лепка, рисование, сбор мелких предметов и т.п.

Есть и еще несколько приемов, которые способствуют раннему речевому развитию ребенка:

  • Проговаривание – взрослый медленно и четко, короткими простыми предложениями проговаривает свои действия, ситуацию или происходящие события в присутствии малыша, можно также описывать действия ребенка (что он видит, слышит, делает, трогает), подсказывая ему слова, выражающие его опыт.
  • Провокация – иногда взрослым стоит притвориться, что они не понимают ребенка, это стимулирует малыша активизировать свои речевые возможности;
  • Игры – использование песенок, потешек и поговорок в играх с детьми доставляет им большое удовольствие. Они учат вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Произведения устного народного творчества способствует формированию речевой активности ребенка, поэтому они очень важны для развития речи ребенка в 1 год. Эффективны также музыкальные игры, пусть ребенок двигается под музыку и подпевает словам детских песенок.
Читать еще:  Что приводит к мужскому бесплодию — полный перечень причин и заболеваний

Ничто более не способствует развитию речи ребенка, чем общение с ним. Каждый взрослый член семьи должен находить достаточно времени, чтобы поговорить с малышом.

Развитие речи ребенка до года по месяцам

03.04.2015 , Развиваем речь ребенка, Статьи Один комментарий

Многие родители привыкли считать, что развитие речи начинается с первых слов «мама/папа». Но с первым вздохом ребёнка, с первым криком, который слышит молодая мама в родовой комнате, уже начинается подготовка малыша к освоению языка. А какие-то азы могут заложиться ещё раньше, ведь дети начинают слышать ещё в утробе!

Ещё до того, как ребёнок заговорит, он должен слышать вокруг богатую и красивую речь. Сначала он не понимает смысла слов, но чувствует эмоции, и это влияет на его психологическое состояние. Так формируется эмоциональная привязанность и закладывается фундамент дальнейшего развития. А впоследствии ребёнок будет общаться в точности так, как говорили при нём, с теми же эмоциями и лексиконом. Именно поэтому первый год жизни так важен для того, чтобы заложить крепкую основу здоровой и гармоничной личности. Для того, чтоб ребёнок заговорил правильно и своевременно, важно знать, как развивается речь до того, как малыш скажет первые слова.

Как происходит развитие детской речи в первый год жизни?

Развитие речи ребенка до года проходит несколько ключевых этапов:

Первый месяц.

Некоторые родители считают, что дети в этот период жизни еще ничего не понимают, поэтому и разговаривать с ними необязательно. Это крайне ошибочное мнение, ведь для ребёнка с первого месяца жизни существует огромная потребность в общении. Сейчас устанавливается такая важная эмоциональная связь. С первого дня начинает развиваться так называемый речевой аппарат, то есть совокупность всех мышц и органов, при помощи которых образуется речь. Кряхтение, крик – единственные звуки, которые может издавать новорождённый. Пока что он может общаться с вами только так, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать или злиться, если малыш кричит. В первый месяц формируются и тихие гортанные звуки.

Второй месяц.

Малыш следит глазками, поворачивает голову на звуки, учится улавливать интонацию и реагировать на нее улыбкой, плачем, шевелением ручками и ножками. Его речь обогащается гласными звуками, несвойственными для взрослых, ребенок начинает гулить. При желании можно выделить звуки, напоминающие «а», «о», «у», «ы», «б», «г» и т.д. Появляется явная интонация.

Третий месяц.

Уже в таком раннем возрасте ребенок начинает реагировать на свое имя, искать маму глазами, а гуление достигает пика. Согласные становятся более различимыми. Малыш начинает реагировать на интонации, а также гулить в ответ. Таким образом возможны «диалоги» между мамой и ребёнком. Со временем навыки, полученные в первые три месяца, и станут основой для формирования речи.

Четвертый месяц.

У детей начинается следующий этап речевого развития – лепет. Это короткие звуки, которые напоминают простые слоги. Также малыш продолжает гулить и делает это продолжительно и певуче. Часто отвечает на голос родителей.

Пятый месяц.

Лепет усложняется, появляются целые цепочки слогов. Если ребёнок в хорошем настроении, то можно услышать длинное «мамамамама» или «каааааа». Очень важно постоянно говорить с детьми, это развивает умение сосредотачиваться. Кроме того, помните, что малыш всё слышит и очень скоро начнёт понимать.

Шестой месяц.

Лепет ещё более усложняется. В речи ребёнка появляются интонации, свойственные родному языку. Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и, если у соседки ребенок уже говорит что-то похожее на слова, а ваш нет – не стоит огорчаться, всему свое время. Сюсюкать с малышом, стараясь повторить его речь, очень вредно. Так у него не будет стимула развиваться, ведь родители и без того разговаривают с ним на одном языке.

Седьмой месяц.

Речь малыша усложняется, также усложняются движения губ, неба, языка, мягкого неба. Теперь он не просто повторяет звуки, а учится соединять слова, которые произносит мама, с предметами, которые она показывает. Ребёнок старательно может пробовать повторять за мамой слоги и даже целые слова.

Восьмой месяц.

В этот период еще активнее начинают развиваться голосовые реакции. Ребенок громко и четко произносит различные слоги, девочки могут повторять короткие слова (у мальчиков, как правило, это происходит на одиннадцатом-двенадцатом месяце жизни). Знает названия многих предметов, может их показать. Также утрачиваются звуки, несвойственные родной речи, но все больше появляется звук, характерный для речи окружающих.

Девятый месяц.

Ребенок учится управлять голосом, меняя тембр и громкость в зависимости от настроения и самочувствия. Теперь малыш стал более осознанным, воспринимает и различает предметы зрительно, умеет их находить не только глазами, но и уже активно изучает со всех сторон.

Десятый месяц.

В этот месяц у ребенка появляется все больше новых слов, он старается повторять взрослую речь. При этом простые слова уже звучат четко и понятно (мама, папа, баба, ляля и т.д.).

Одиннадцатый месяц.

Словарный запас ребенка все больше расширяется, он учится имитировать звуки животных (ав-ав, мяу).

Двенадцатый месяц.

К концу первого и такого важного года жизни ребенку уже под силу произносить 8-10 простых слов. Он пытается произносить и более сложные слова, но часто «теряет» часть слова, отдавая предпочтение ударным слогам. Учите его использовать слова для коммуникации.

Вот так происходит развитие речи ребенка до года по месяцам. Для каждого периода есть специальные игры, потешки, шутки-прибаутки, благодаря которым у малыша формируется правильная постановка речи.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector