Проверка слуха у детей дома и у врача

Проверка слуха у детей дома и у врача

«Он у нас — молчун, характер такой!» Некоторые родители просто не придают значения тому, что ребенок начинает поздно говорить. А у малыша может быть «выключен» звуковой канал передачи информации, из-за чего он не воспринимает окружающий мир в полном его объеме. Без связи «слово = предмет, явление» невозможно гармоничное развитие, которое напрямую зависит от того, хорошо ребенок слышит или нет. Следить за этим нужно с самого рождения.

Чем раньше вы заметите какие-то нарушения, тем быстрее ЛОР-врач сможет принять адекватные меры. Даже если у вас появилось хоть малейшее подозрение, не откладывайте визит к врачу!

Важно! Проблемы со слухом у детей приводят к нарушениям развития речи.

На этой странице вы узнаете, как самостоятельно проверить слух ребенку в домашних условиях, и какими методами проводится проверка слуха у детей в ЛОР-кабинете.

Как проверить слух у новорожденных с первых дней жизни

Так как проверять слух у новорожденных нужно с самых первых дней жизни, все родители должны периодически выполнять несложные манипуляции и обязательно бить тревогу, если в возрасте до года малыш:

  • не реагирует на любые громкие звуки (оклики, хлопки ладонями, погремушки) — не вздрагивает или не замирает;
  • не поворачивается в сторону источника звука;
  • не повторяет за вами звуки или слоги, не пытается подражать вашей речи;
  • не реагирует на звук голоса матери (эмоциональный отклик происходит только при зрительном контакте);
  • не откликается на свое имя.

Как можно проверить слух у ребенка 2-3 лет дома и у ЛОР-врача

Как настоятельно рекомендуют специалисты, слух у ребенка проверять необходимо не только сразу после рождения. Даже если вам кажется, что ребенок слышит отлично и уже успешно складывает слоги в слова, возможно снижение остроты восприятия звуков из-за перенесенных или хронических ЛОР-заболеваний.

Обращайте внимание на гнусавость голоса и то, как малыш в возрасте двух-трех лет выговаривает звуки! Шепелявость и картавость еще никому не помогла правильно социализироваться в жизни: дети эгоистичны по своей природе и довольно злобно могут высмеивать любое отклонение от нормы.

Чтобы проверить слух ребенка дома, как можно пристальней обращайте внимание на следующие нюансы. Ребенок говорит громче, чем обычно? Не сразу откликается на собственное имя? Постоянно переспрашивает? Жалуется на шум или звон в ушах? Бегом на осмотр к ЛОР-врачу.

Перед тем, как отдать ребенка учиться, обязательно пройдите с ним «техосмотр» у ЛОР-врача и окулиста. Традиционно дети идут в школу в семилетием возрасте, но проверку стоит провести годом раньше — в шесть лет. Это необходимо для того, чтобы успеть помочь малышу справиться с выявленными проблемами: например, адаптироваться к ношению очков или, проверив слух на аудиометре, понять, насколько он острый и за какую парту лучше посадить своего малыша.

Далее вы узнаете, как самостоятельно проверить слух у ребенка 2-3 лет в игровой форме.

Как в домашних условиях проверить слух у ребенка в игровой форме

В возрасте от двух до трех лет проверка слуха в домашних условиях возможна только в игровой форме. Для адекватной оценки лучше будет, если в игре будут участвовать оба родителя. Обращайте внимание на реакцию малыша: поворачивает ли он голову в сторону звука, и как быстро он это делает.

  • В комнате должно быть тихо: выключите телевизор или радио.
  • Говорить с ребенком или подавать звуковые сигналы нужно на расстоянии пяти-шести метров.
  • Позовите ребенка по имени шепотом. Если нет реакции на первое произнесение, то расстояние постепенно сокращаем до одного метра, продолжая повторять имя.
  • Нет реакции на шепот — продолжайте игру на обычной громкости.
  • Поставьте перед ним на столик или разложите на диване игрушки (лучше, если это будут знакомые и понятные малышу животные — собака, кошка, свинка). Встаньте за спиной на расстоянии и шепотом произносите звукоподражания («Кто говорит ‘гав-гав”, ‘мяу-мяу’, ‘хрю-хрю’?»). Ребенок должен показать на соответствующую игрушку.
  • Пошепчите малышу поочередно в уши: сначала — в одно, потом — в другое.

Такой метод называется речевой аудиометрией. Конечно, подобная проверка очень субъективна, поэтому лучше сразу обратиться к ЛОР-врачу. Какие объективные методы определения остроты слуха может предложить специалист? Расскажу об этом подробнее.

Следующий раздел статьи посвящен тому, как проверяют слух у ребенка 2-3 лет и старше у врача при помощи современных методов.

Методы проверки слуха у детей 2-3 лет

Слух у ребенка можно проверить следующими методами:

Игровая аудиометрия.

Этот метод проверка слуха подходит для детей 2-3 лет. Ребенку надевают на голову наушники и просят бросить мяч в корзину, когда он слышит звуковой сигнал разной интенсивности. Или он смотрит в экран монитора, на котором появляются изображения людей или животных, и должен каждый раз нажимать на клавишу, если в наушниках звучат соответствующие изображениям звуки — человеческая речь, звуки животных.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ).

Подходит для любого возраста. Может проводиться у младенцев во время сна, занимает несколько минут.

На сегодняшний день ОАЭ — наиболее безопасный и точный способ определения нарушений слуха.

Во время процедуры в слуховой проход вводят небольшой зонд, при помощи которого регистрируется акустический ответ на издаваемые зондом щелчки — колебания в улитке внутреннего уха.

Тимпанометрия.

Специальное устройство — тимпанометр — исследует функции среднего уха и подвижность барабанной перепонки. Данный метод также называется акустической импедансометрией. Он совершенно безболезненный: в слуховой проход ребенка вводят специальный зонд, который вызывает колебания барабанной перепонки изменением давления. Показания снимаются микрофоном, встроенным в зонд. Вся процедура занимает не более десяти минут.

Тимпанометрия также применяется при диагностике и вы боре методов лечения тубоотита, аденоидов и некоторых других ЛОР-заболеваний.

Исследование с помощью камертонов.

Разница в восприятии высоких и низких тонов камертонов позволяет определить природу тугоухости.

В заключительном разделе статьи вы узнаете, как проверить слух у ребенка 4, 5 и 6 лет.

Как проверить слух у ребенка в 4, 5 и 6 лет

Тональная аудиометрия.

Проводится с помощью специального прибора — аудиометра, который определяет минимальный порог слышимости.

Этот метод, как проверить слух, подходит детям старше 5 лет.

В наушники на голове ребенка подаются звуковые сигналы различной частоты, услышав которые, он или поднимает руку, или нажимает на кнопку. По итогам процедуры специалист расшифровывает данные аудиограммы, в ней содержится информация об отклонениях слуха ребенка от нормы. Аудиограмма представляет собой график: частоты — по горизонтали, порог слышимости — по вертикали.

Другие методы.

К субъективным методам проверки слуховой памяти также относятся тесты, которые проводят сейчас для детей 5-6 лет во многих школах перед зачислением в первый класс.

Определение разборчивости речи. Произносят ряд звуков или слов. Например, «РРРЛР» или «КОСА, КОСА, КОСА, КОЗА, КОСА». Ребенок хлопает в ладоши на «лишнем» звуке/слове.

Определение на слух, какими звуками различаются слова. Произносят пару слов с парными согласными звуками. Например, «ПОЧКА-БОЧКА». Ребенок называет парные согласные звуки.

Читать еще:  Таблица ХГЧ по дням после ЭКО: калькулятор онлайн в динамике по неделям беременности

Развитие слуха у детей

Что делать, если у вашего малыша выявлены нарушения слуха? Какие симптомы говорят, что следует обратиться к специалисту? Как лечить? И как, если слух вернуть невозможно, должно происходить развитие детей с нарушения слуха?
Со всеми этими вопросами мы обратились к главному детскому сурдологу Ставропольского края, заведующей краевой детской сурдологической службой, врачу-сурдологу высшей квалификационной категории Алевтине Валерьевне Ларской.

– Алевтина Валерьевна, что влияет на формирование слуха у будущего ребенка?

– Закладка органов слуха происходит на первых 3-4 неделях развития плода, и поэтому очень важно уделять внимание профилактике нарушения слуха. Что входит в профилактику? Это правильный образ жизни не только во время беременности, но и до наступления беременности – отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, соблюдение режима дня и т.д. Будущая мама обязательно должна наблюдаться у гинеколога и соблюдать все его рекомендации. Необоснованный прием медицинских препаратов, вирусные заболевания, угроза выкидыша, преждевременные роды могут вызвать развитие тугоухости у ребенка.

– С какого возраста можно диагностировать глухоту и тугоухость?

– Современная медицина шагнула далеко вперед, поэтому сейчас диагностировать нарушения слуха можно уже со 2-3 дня после рождения, поскольку ребенок рождается с нормальным слухом, а вот его осмысление, так называемый акустический слух, развивается поэтапно.

– Как родители могут самостоятельно проверить, слышит ли малыш?

– Развитие слуха у детей проходит определенные этапы. С рождения и до 3 месяцев ребенок реагирует на громкие звуки безусловными рефлексами, такими как вздрагивание, моргание, замирание, иногда наоборот плач, т.е. ребенок не понимает, что случилось, что это за звук, откуда он идет, он просто реагирует всем своим существом. К 3 месяцам ребенок уже понимает, какой звук по силе – громкий или тихий, различает голос матери, понимает интонацию – сердитый, ласковый и т.д., но реагирует также с помощью безусловных рефлексов, к которым добавляется улыбка, поворот глазных яблок, нахмуривание, даже смех. Более того, к 3-6 месяцам ребенок понимает, откуда идет звук по трем направлениям – лево, право, верх. К году локализация становится еще более четкая – верх, низ, право, лево, спереди, сзади, причем реагирует на подаваемый звук всем телом. К году он также уже хорошо различает голоса своих родных (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Также в это время его лепет достаточно активный. К полутора годам ребенок должен говорить от 15 до 30 лепетных слов (мама, папа, дай, ав, ляля и т.д.), причем эти слова у него соотносятся с предметом (это кто?). К двум годам ребенок должен говорить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
Родители должны обращать внимание, какая идет у ребенка реакция на громкие звуки, на различную интенсивность звука, как реагирует на голос матери, отвлекается ли на звук, когда играет и не видит его источник. При общении с малышом родители все сопровождают жестами, поэтому может сложиться ложное впечатление, что ребенок слышит. Если возникают какие-либо сомнения, если у малыша наблюдаются какие-либо отклонения от вышеперечисленных норм, то нужно обязательно показать его сурдологу.

– Какие существуют типы нарушения слуха? Какая бывает тугоухость?

– Выделяется три типа нарушения слуха:
– сенсоневральное поражение слуха, когда идет поражение 1-ой клеточки слухового нерва (волосковая клетка), когда идут нарушения в проводящих путях слухового нерва;
– кондуктивное поражение слуха – обычно сопутствует тем или иным заболеваниям лор-органов, т.е. является осложнением запущенных заболеваний лор-органов: хронический аденоидит, синоиты, гипертрофия небных миндалин, хронические затяжные насморки, хронические отиты; может также развиваться и при аномалиях развития челюстно-лицевого скелета, таких как расщелины мягкого и твердого неба, аномалии развития наружного и среднего уха; может сопровождать некоторые заболевания, связанные с нарушением эндокринного и минерального обмена (хондродистрофия);
– смешенная тугоухость, которая сочетает первый и второй типы.
Тугоухость бывает:
-наследственная, т.е. если у родителей есть нарушения слуха, то у ребенка с большой вероятностью тоже они будут;
– врожденная – к ней приводят патологии во время беременности (токсикозы, применение антибиотиков, вирусные заболевания и т.д.) и родов (затяжные, преждевременные, асфиксия и т.д.);
– приобретенная – это все те заболевания лор-органов, о которых я говорила выше, более того сенсоневральная тугоухость тоже может быть приобретенной после перенесения таких заболеваний, как грипп, менингит, а также необоснованного применения ототоксических антибиотиков (гентомицин, стрептомицин, амикоцин и т.д.);
– посттравматическая.

– Какие существуют методы диагностики тугоухости?

– Для того, чтобы определить, насколько правильно идет развитие слуха у детей, существует аудиологический скрининг, который позволяет диагностировать возможные отклонения буквально с первых дней малыша. Проводится он в два этапа. Первый осмотр происходит в роддоме, второй в детской поликлинике на специализированном аудиологическом оборудовании. При подозрении на снижение слуха все дети отправляются в детский сурдологический кабинет. В таких кабинетах врачи обладают всеми возможными методами для диагностики слуха. Это, во-первых, объективные методы исследования, в которые входят компьютерная импедансометрия, компьютерная отоакустическая эмиссия, регистрация КСВП (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов). Во-вторых, субьективные – педагогическое исследование, исследование шепотной и разговорной речи, проведение аудиограммы. Для уточнения диагноза мы обязательно привлекаем педагога (логопеда, сурдопедагога), невропатолога сурдологического кабинета, поскольку зачастую невропатологи общей практики не уделяют должного внимания микросимптоматике.
Родителям главное помнить, что ребенок с подозрением на нарушение слуха должен пройти комплексное обследование. Нельзя ограничиваться только аудиограммой.
В зависимости от установленного диагноза врач-сурдолог дает рекомендации, где и как ребенок должен лечиться, это может быть лечение у лор-врача, невропатолога, иногда и психиатра, а может быть ему будут нужны лишь занятия с педагогом. С выявлением сенсоневрального поражения слуха дети наблюдаются, лечатся и состоят на диспансерном учете у сурдолога.

– Что делать, если слух не вернуть? Как помочь малышу адаптироваться?

– При выявлении сенсоневрального поражения слуха, главное, правильно провести реабилитацию. Развитие детей с нарушением слуха должно включать:
– занятия с педагогом (сурдопелагогом, логопедом);
– слухопротезирование;
– обучение в специальном учебном учреждении для детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного типа.

При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов делается кохлеарная имплантация (операция). Ее в нашей стране проводят в 4 учреждениях, два из которых нахолдятся в Москве (ФГУ НКЦО и ФГУ РНЦАиСл) и два в Санкт-Петербурге (ФГУ НИИУГНиР и 122 больница).
Чем раньше выявлены нарушения слуха, тем раньше можно начать реабилитацию ребенка. Практика показала: если реабилитация (слухопротезирование или проведение операции кохлеарная имплантация) начата в первые 2-3 года жизни малыша, то к 7-10 годам ребенок соответствует нормальному развитию и полностью адаптирован в обществе.

Проверка слуха у детей дома и у врача

«Он у нас — молчун, характер такой!» Некоторые родители просто не придают значения тому, что ребенок начинает поздно говорить. А у малыша может быть «выключен» звуковой канал передачи информации, из-за чего он не воспринимает окружающий мир в полном его объеме. Без связи «слово = предмет, явление» невозможно гармоничное развитие, которое напрямую зависит от того, хорошо ребенок слышит или нет. Следить за этим нужно с самого рождения.

Читать еще:  Вегето-сосудистая дистония у детей: классификация патологии и особенности течения болезни в разном возрасте, терапевтические методы

Чем раньше вы заметите какие-то нарушения, тем быстрее ЛОР-врач сможет принять адекватные меры. Даже если у вас появилось хоть малейшее подозрение, не откладывайте визит к врачу!

Важно! Проблемы со слухом у детей приводят к нарушениям развития речи.

На этой странице вы узнаете, как самостоятельно проверить слух ребенку в домашних условиях, и какими методами проводится проверка слуха у детей в ЛОР-кабинете.

Как проверить слух у новорожденных с первых дней жизни

Так как проверять слух у новорожденных нужно с самых первых дней жизни, все родители должны периодически выполнять несложные манипуляции и обязательно бить тревогу, если в возрасте до года малыш:

  • не реагирует на любые громкие звуки (оклики, хлопки ладонями, погремушки) — не вздрагивает или не замирает;
  • не поворачивается в сторону источника звука;
  • не повторяет за вами звуки или слоги, не пытается подражать вашей речи;
  • не реагирует на звук голоса матери (эмоциональный отклик происходит только при зрительном контакте);
  • не откликается на свое имя.

Как можно проверить слух у ребенка 2-3 лет дома и у ЛОР-врача

Как настоятельно рекомендуют специалисты, слух у ребенка проверять необходимо не только сразу после рождения. Даже если вам кажется, что ребенок слышит отлично и уже успешно складывает слоги в слова, возможно снижение остроты восприятия звуков из-за перенесенных или хронических ЛОР-заболеваний.

Обращайте внимание на гнусавость голоса и то, как малыш в возрасте двух-трех лет выговаривает звуки! Шепелявость и картавость еще никому не помогла правильно социализироваться в жизни: дети эгоистичны по своей природе и довольно злобно могут высмеивать любое отклонение от нормы.

Чтобы проверить слух ребенка дома, как можно пристальней обращайте внимание на следующие нюансы. Ребенок говорит громче, чем обычно? Не сразу откликается на собственное имя? Постоянно переспрашивает? Жалуется на шум или звон в ушах? Бегом на осмотр к ЛОР-врачу.

Перед тем, как отдать ребенка учиться, обязательно пройдите с ним «техосмотр» у ЛОР-врача и окулиста. Традиционно дети идут в школу в семилетием возрасте, но проверку стоит провести годом раньше — в шесть лет. Это необходимо для того, чтобы успеть помочь малышу справиться с выявленными проблемами: например, адаптироваться к ношению очков или, проверив слух на аудиометре, понять, насколько он острый и за какую парту лучше посадить своего малыша.

Далее вы узнаете, как самостоятельно проверить слух у ребенка 2-3 лет в игровой форме.

Как в домашних условиях проверить слух у ребенка в игровой форме

В возрасте от двух до трех лет проверка слуха в домашних условиях возможна только в игровой форме. Для адекватной оценки лучше будет, если в игре будут участвовать оба родителя. Обращайте внимание на реакцию малыша: поворачивает ли он голову в сторону звука, и как быстро он это делает.

  • В комнате должно быть тихо: выключите телевизор или радио.
  • Говорить с ребенком или подавать звуковые сигналы нужно на расстоянии пяти-шести метров.
  • Позовите ребенка по имени шепотом. Если нет реакции на первое произнесение, то расстояние постепенно сокращаем до одного метра, продолжая повторять имя.
  • Нет реакции на шепот — продолжайте игру на обычной громкости.
  • Поставьте перед ним на столик или разложите на диване игрушки (лучше, если это будут знакомые и понятные малышу животные — собака, кошка, свинка). Встаньте за спиной на расстоянии и шепотом произносите звукоподражания («Кто говорит ‘гав-гав”, ‘мяу-мяу’, ‘хрю-хрю’?»). Ребенок должен показать на соответствующую игрушку.
  • Пошепчите малышу поочередно в уши: сначала — в одно, потом — в другое.

Такой метод называется речевой аудиометрией. Конечно, подобная проверка очень субъективна, поэтому лучше сразу обратиться к ЛОР-врачу. Какие объективные методы определения остроты слуха может предложить специалист? Расскажу об этом подробнее.

Следующий раздел статьи посвящен тому, как проверяют слух у ребенка 2-3 лет и старше у врача при помощи современных методов.

Методы проверки слуха у детей 2-3 лет

Слух у ребенка можно проверить следующими методами:

Игровая аудиометрия.

Этот метод проверка слуха подходит для детей 2-3 лет. Ребенку надевают на голову наушники и просят бросить мяч в корзину, когда он слышит звуковой сигнал разной интенсивности. Или он смотрит в экран монитора, на котором появляются изображения людей или животных, и должен каждый раз нажимать на клавишу, если в наушниках звучат соответствующие изображениям звуки — человеческая речь, звуки животных.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ).

Подходит для любого возраста. Может проводиться у младенцев во время сна, занимает несколько минут.

На сегодняшний день ОАЭ — наиболее безопасный и точный способ определения нарушений слуха.

Во время процедуры в слуховой проход вводят небольшой зонд, при помощи которого регистрируется акустический ответ на издаваемые зондом щелчки — колебания в улитке внутреннего уха.

Тимпанометрия.

Специальное устройство — тимпанометр — исследует функции среднего уха и подвижность барабанной перепонки. Данный метод также называется акустической импедансометрией. Он совершенно безболезненный: в слуховой проход ребенка вводят специальный зонд, который вызывает колебания барабанной перепонки изменением давления. Показания снимаются микрофоном, встроенным в зонд. Вся процедура занимает не более десяти минут.

Тимпанометрия также применяется при диагностике и вы боре методов лечения тубоотита, аденоидов и некоторых других ЛОР-заболеваний.

Исследование с помощью камертонов.

Разница в восприятии высоких и низких тонов камертонов позволяет определить природу тугоухости.

В заключительном разделе статьи вы узнаете, как проверить слух у ребенка 4, 5 и 6 лет.

Как проверить слух у ребенка в 4, 5 и 6 лет

Тональная аудиометрия.

Проводится с помощью специального прибора — аудиометра, который определяет минимальный порог слышимости.

Этот метод, как проверить слух, подходит детям старше 5 лет.

В наушники на голове ребенка подаются звуковые сигналы различной частоты, услышав которые, он или поднимает руку, или нажимает на кнопку. По итогам процедуры специалист расшифровывает данные аудиограммы, в ней содержится информация об отклонениях слуха ребенка от нормы. Аудиограмма представляет собой график: частоты — по горизонтали, порог слышимости — по вертикали.

Другие методы.

К субъективным методам проверки слуховой памяти также относятся тесты, которые проводят сейчас для детей 5-6 лет во многих школах перед зачислением в первый класс.

Определение разборчивости речи. Произносят ряд звуков или слов. Например, «РРРЛР» или «КОСА, КОСА, КОСА, КОЗА, КОСА». Ребенок хлопает в ладоши на «лишнем» звуке/слове.

Определение на слух, какими звуками различаются слова. Произносят пару слов с парными согласными звуками. Например, «ПОЧКА-БОЧКА». Ребенок называет парные согласные звуки.

Как можно проверить слух у ребенка

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Читать еще:  Сон ребенка: популярные вопросы и ответы на них, рекомендации специалиста

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector