Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Светлана Щепихина
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Щепихина Светлана Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное подразделение детский сад № 2 «Журавушка»

«Здоровье ребёнка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз». Д. Джабаев.

Мы с вами знаем, что дети, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Виной тому постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии дошкольников. Педагоги -профессионалы считают важным в работе с детьми дошкольного возраста использовать упражнения на релаксацию. Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Эдмунд Якобсон, американский врач, является разработчиком метода релаксации под названием «Прогрессивная мышечная релаксация.

Якобсон опробовал техники релаксации на себе. После двадцати лет исследований он опубликовал свои результаты в книге «Прогрессивная релаксация». Его главная работа «Вы должны расслабиться» адресованная широкой публике, вышла в свет в 1934 году.

По словам Якобсона, его метод помогал справляться с разными заболеваниями, например, с бессонницей, заиканием, депрессией.

Метод релаксации полезен не только взрослым, но и детям. Актуальность использования релаксационных упражнений на практике состоит, на мой взгляд, в том, что применение данного метода позволяет добиться следующих результатов:

– создания в музыкальной деятельности с детьми атмосферы радостного общения и гармоничного самоощущения;

– активности и раскрепощённости детей,

– возникновения интереса у детей.

– усвоения детьми элементарных музыкальных знаний, развития музыкально-творческих способностей, познания себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного общения с музыкой.

В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Метод мышечной релаксации основан на следующем принципе: после сильного напряжения мышц наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный. Я применяю его в игровой форме в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Перед проведением релаксации поясняю детям, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе упражнений контролирую степень расслабления детей. Во время выполнения упражнений на релаксацию учу детей распознавать ощущение напряжения и расслабления, которое вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослым, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Детям очень нравятся такие игры – превращения, они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание.

В упражнении «Сосулька» (см. фото 2) детям предлагается представить, что они — сосульки. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Затем предлагаю представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая ими сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Чем больше дети вживаются в образ, тем больше пользы они из этого извлекут. Помогает детям расслабиться воображение.

В упражнении на релаксацию «Куклы- марионетки» (см. фото 1, 3

детям предлагаю поднять руки, выпрямить пальцы, вообразить себя куклами- марионетками. Представляю себя кукловодом с воображаемыми ножницами. Говорю, что «отрезаю» нити, идущие от пальцев, дети опускают пальчики, отрезаю воображаемые нити, идущие от локтей рук, детки опускают плавно руки, отрезаю нити, идущие от головы – дети опускают голову, отрезаю нити, идущие от спины- дети наклоняются вперёд, отрезаю нити, идущие от коленей- дети плавно ложатся на ковёр животиками вниз, расслабляются. (Проводится упражнение с педагогами).

Применяю упражнения на релаксацию со старшими дошкольниками в НООД, досуговой деятельности, также нередки случаи использования релаксации во время подготовки ко сну. Взрослый человек, прослушивая свою любимую песню или музыку, мысленно начинает успокаиваться Для детей применение звуковой релаксации также возможно, но, учитывая специфику и нестабильность детской нервной системы, необходима спокойная и мелодичная музыка. Наиболее подходящим вариантом для прослушивания могут служить мелодии, в основе которых присутствуют природные звуки, например:

– шелест листвы или травы;

Если дети напряжены, никак не могут успокоиться, включаю записи шумов природы на фоне спокойной музыки. Дети подготовительной группы очень любят слушать пение птиц, звуки моря, успокаиваются и с удовольствием засыпают. Материал для релаксации скачиваю в основном с педагогических образовательных сайтов.

В результате анализа своего опыта работы по использованию релаксационных упражнений с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: данный метод помогает мне, как музыкальному педагогу ДОУ в работе с детьми на современном этапе. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

При опросе детей подготовительной группы, применяют ли они дома знакомые упражнения, большинство дали положительный ответ. Оказалось, что детишки с удовольствием выполняют релаксационные упражнения не только индивидуально, но и с группой друзей, что меня очень порадовало, потому что умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – это еще один шаг к развитию у них уверенности в себе.

1. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2016. — №24.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21

Статья просмотрена: 1054 раза

Библиографическое описание:

Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 454-456. — URL https://moluch.ru/archive/128/35565/ (дата обращения: 16.01.2020).

«Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Читать еще:  Сон ребенка: популярные вопросы и ответы на них, рекомендации специалиста

Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь [1, c.23].

Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме мы применяем его с детьми. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм [2, c.36].

В использовании приемов релаксации мы придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитываем предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то выполняем упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи) [3, c.147].

Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям предлагаем лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включаем музыку и проговариваем текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даём различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Например, говорим, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать. По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.

Детям предлагаем вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции [4, c.42].

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что они — сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1–2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Чем больше ребенок вживается в историю, тем больше пользы он из этого извлечет. Подсказываем ребенку, что если он будет слушать рассказ с закрытыми глазами, он понравится ему еще больше.

Помогая детям расслабиться, включаем в процесс их воображение. Можно прибегнуть к фантазии, когда ребенок предпринимает воображаемое путешествие в Страну игр. В этой стране постоянно отмечается День вашего рождения, вам всегда рады, и все играют в игры, в которые хотите играть вы. Там показывают фильмы, где вы можете попасть на экран и стать участником приключения. Там есть деревья, на которых растут спагетти вместе с соусом. Там можно встретить шоколадные растения, леденцовые цветы, и кусты, на которых можно вырастить все что угодно. В этой стране есть огромная площадка для игр, где вы можете поиграть в любую игру, какая только может прийти вам в голову. Там есть магазин, где продают именинные пирожные и подарочные машины. А после всех игр и прочих развлечений можно лечь в “Постель сновидений” и отдохнуть. Очень полезно к релаксации прибегнуть в конце занятия или, например, перед сном.

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Мы устали — надо спать.

Ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Проводя с детьми релаксационные этюды, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность [5, c.97]. Во время проведения релаксационных этюдов мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

  1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. — //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21–27.
  2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 304 с
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
  5. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003- 143с.
Читать еще:  Болят почки во время беременности: как определить недуг, что делать для лечения и профилактики заболевания?

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

Упражнения для исправления осанки у детей. Укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности приоритета “интеллектуальных” занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: “Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение”.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, фитотерапия, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно “подбирается”, происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

  • воспитывать сознательное отношение к занятиям;
  • усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
  • обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
  • обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

  1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).
  2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).
  3. Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).
  4. Направленные на развитие физических качеств.
  5. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей

Савинич Людмила Александровна, Воспитатель
Мурманская область, г. Апатиты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru

Читать еще:  Грибок ногтей у детей: признаки и причины заболевания, эффективные способы терапии для разного возраста, формы и стадии болезни

Игровые здоровьесберегающие технологии детей с ОВЗ

как средство охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Физическое развитие дошкольников с ОВЗ имеет свои особенности. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны дефицит или избыток веса, функциональный сбой сердечно – сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ОВЗ быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, что приводит к нарушению осанки, плоскостопию и значительному ослаблению мышц. При выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время ациклических упражнений: лазании, прыжках, метании. Заметное отставание наблюдается в развитии основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. Нарушены произвольная регуляция (неспособность к волевым двигательным усилиям), слабо развита эмоционально – волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, раздражительности, или наоборот, апатичности.

Большое значение в работе по физическому воспитанию детей с ОВЗ имеет индивидуальный подход, а именно: учёт особенностей двигательных ощущений, психического развития, состояние здоровья.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе нашей группы, включают:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физминутки, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, релаксация и т.д.), приспособления для массажа стоп и рук;

2. технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, занятия из серии «Здоровье», подражательные, имитационные игры;

3. технологии музыкального воздействия: музыкальные упражнения, логоритмика, психогимнастика.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, его индивидуального развития, учитываются его интересы и предпочтения.

В нашей группе есть картотека пальчиковых игр и стихов, сопровождающих упражнения, различные предметы для выполнения упражнений, картотеки зрительной, дыхательной гимнастики, упражнений для самомассажа и т. д.

На занятиях выполняем упражнения с предметами: пуговицами, камешками, прищепками, орехами, пробками, счётными палочками, карандашами и т.д.

Ежедневно в своей работе с детьми с ОВЗ используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения пальчиковой гимнастики делятся на: ‒ пальчиковые игры с речевым сопровождением («Дружные пальчики», «Моя семья», «Коза-дереза» и т.д.); ‒ без речевого сопровождения: («Человечек», «Птенцы в гнезде», «Игра на пианино» и т.д.).

Для укрепления зрения используем зрительную гимнастику, которая помогает детям справляться со значительной зрительной нагрузкой, снимать зрительное утомление. Дети учатся прослеживать взглядом за различными предметами с различного расстояния. В ходе гимнастики для глаз укрепляются и тренируются глазные мышцы.

Нашим детям очень нравятся эмоциональные разминки (похохочем; порычим, как львы; покричим так, чтобы стены задрожали и т.д.) Они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий.

Так же используем минутки покоя: послушаем «тишину»; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту прекрасную музыку и т.п.

С целью предупреждения утомления на занятиях, для поддержания внимания и умственной работоспособности детей на хорошем уровне проводим физкультурные минутки. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Используем следующие виды физминуток:

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками»;

Можно имитировать движения и звуки животных, птиц, транспорта, насекомых и т.д. Эти упражнения помогают детям переключиться и поднять настроение;

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Все дыхательные упражнения проводим в хорошо проветренном помещении.

В ходе занятий из серии «Здоровье», даем детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаем элементарные навыки личной гигиены. Эти занятия формируют у ребенка понимание здорового образа жизни.

Учим детей делать самомассаж. Он способствует не только физическому укреплению здоровья ребенка, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводим в игровой форме. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Примерные упражнения для самомассажа.

Массаж ушных раковин: «Взяли ушки за макушки…», «Чебурашка» и т.д.

Массаж носа: «Часики», «Рисуем круг» и т.д. Массаж рук: «Моем руки», «Вот какие пальчики», «Стиральная доска» и т.д. Массаж головы: «Моем голову», «Хороший», «Расчёска» и т.д.

Массаж лица: «Лепим лицо», «Лес, полянка, горка, ямка» и т.д.

Массаж тела: «Грибной дождик», «Рельсы- рельсы», и т д.

Развивающие кинезиологические упражнения направлены на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует улучшению у ребёнка памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, снижает утомляемость, повышает способность к

В своей работе с детьми используем комплекс кинезеологических упражнений: “Колечко”, “Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “Лягушка”, “Ухо-нос”, “Замок”. А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Элементы психофизической гимнастики используем с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Упражнения, этюды, игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Проводим с детьми упражнения на релаксацию. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствуют осознанному отношению ребенка к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью. Эффективность использования данных видов здоровьесберегающих технологий даёт положительные результаты и состоит в том, что они:

‒ снижают уровень заболеваемости;

‒ повышают работоспособность, выносливость;

‒ развивают психические процессы;

‒ активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;

‒ формируют двигательные умения и навыки, правильную осанку;

‒ развивают общую и мелкую моторику;

‒ приобщают к здоровому образу жизни.

При целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, также происходит его сохранение и укрепление.

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице – диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.

2016-2020 (c) Педагогический портал “Лимпопо”
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 70357 от 13.07.2017 г. Роскомнадзор, г. Москва | Выходные данные

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector