Бондинг: привязанность на всю жизнь

Бондинг: привязанность на всю жизнь

Буквально через несколько минут после рождения ребенка начинается очень важный процесс установления глубокой эмоциональной связи «мать-дитя». Эта связь будет влиять на всю дальнейшую жизнь только что родившегося человека. Начавшись буквально с первым вздохом, она никогда не прекратится, по крайней мере, со стороны ребенка.

Многим известен невероятный факт привязанности детей из неблагополучных семей к своим непутевым родительницам. Спустя годы брошенный малыш продолжает ждать и любить маму, простив ей все предательства и жестокость.

Именно так проявляется привязанность ребенка к своей маме, называется это бондинг. В норме бондинг – двусторонняя связь. Отношения мамы и ребенка – это основа для всех остальных взаимоотношений, которые возникнут в дальнейшем у малыша. Мама – первый объект эмоциональной привязанности для него. Благополучная, с ответным откликом от мамы привязанность позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Материнское утешение и поддержка помогают легче адаптироваться в мире.

Дословный перевод термина «бондинг» – воссоединение. По своей сути, бондинг – это интуитивная связь, незримая ниточка, связывающая маму и малыша, позволяющая в буквальном смысле понимать друг друга без слов. Это не просто привязанность к ребенку, а скорее, способность чувствовать кроху каждой клеточкой своего тела. Фактически на уровне инстинкта.

В наш прогрессивный век, когда наука в целом, и медицина в том числе, шагнули далеко вперед, мы все больше следуем рекомендациям различных пособий, живем по стандартам и кем-то разработанным правилам. В том числе и в вопросах, касающихся деторождения и дальнейшего воспитания наших детей. И начинаем забывать о знаниях, заложенных в нас самой природой.

Однако, все живые существа на земле, в отличие от человека, не получают специальных, научных познаний, но тем не менее всегда четко знают, что делать со своими детенышами. Потому что действуют на уровне инстинктов. Чего нельзя сказать о многих, весьма образованных и начитанных мамочках.

Между тем в вопросах материнства к этим самым инстинктам следует все-таки прислушиваться.

Младенцы, как и матери обладают врожденной способностью к бондингу, к эмоциональной привязанности, однако сила и качество этой привязанности зависит от матери. Способность женщины чувствовать и реагировать (отзываться) на сигналы от малыша (улыбка, лепет или плач) влияют на качество привязанности. В настоящее время ученые выяснили, что у некоторых женщин из поколения в поколение передаются проблемы в установлении привязанности с собственными детьми. Более подробно можно узнать в статье “Как прошлое мамы влияет на ее отношения с малышом”.

Как же сделать так, чтобы женщина установила бондинг со своим малышом? Как маме с самого начала установить и укрепить связь «мать-дитя»? Конечно, начало должно быть положено буквально с первых дней беременности. Для этого беременность должна стать (если не была с самого начала) желанной. Необходимо принять новость о беременности с радостью, а будущего малыша – с любовью, мысленно поблагодарив его, что он выбрал Вас. Надо постараться «погрузиться» в беременность.

Понятно, что с наступлением беременности мир не перестал вращаться, жизнь не стоит на месте. Мама по-прежнему продолжает ходить на работу, заниматься домашними и своими личными делами. Это вполне нормально. Однако, многие мамочки вообще мало внимания обращают на свое изменившееся состояние или же наоборот, изменения, причиняющие неудобство и дискомфорт, вызывают некоторую тревогу и раздражение. Постарайтесь воспринимать все происходящее более спокойно. Вас мучает токсикоз? Эта неприятность, как правило, длится недолго и вот-вот закончится. Вы не влезли в любимые брюки? Зато это значит, что малыш растет и все идет как надо. Старайтесь мыслить позитивно. Ведь в это время в Вашем теле растет Ваш малыш. Пускай он еще совсем крошечный, но это уже человечек. И ему уже требуется Ваше внимание и забота. Выражающаяся не только в плановых походах в поликлинику и своевременной сдаче необходимых анализов. Уделите хотя бы пару минут в день Вашему еще не рождённому крохе. Поговорите с ним, расскажите, как прошел Ваш день. Поинтересуйтесь, как дела у него? Для формирования крепкой устойчивой связи с малышом в будущем очень важно делать все это уже сейчас. Ваша беременность должна доставлять радость, малыш обязательно почувствует это.

Далее, непосредственно сам процесс родов. Вам больно и страшно? Хочется, чтобы все поскорее закончилось? Разумеется, да. Но Вы-то хотя бы четко понимаете, что происходит. Чего нельзя сказать о Вашем малыше. Постарайтесь в этот момент подумать о нем – ему гораздо хуже приходится. Расскажите ему, что совсем скоро вы встретитесь, что вам обоим сейчас нужно чуть-чуть постараться и согласовать свои действия. Не стесняйтесь выглядеть глупо в глазах окружающих. Это только Ваш ребенок и Ваша связь с ним.

И вот, наконец, малыш родился. Важным условием для формирования бондинга в этот момент является прикладывания малыша к груди. Вкус молозива напомнит ему вкус околоплодных вод и он поймет, что мама рядом. Ведь он только что прошел буквально все круги ада, чтобы появиться на свет. И мгновенное удаление его от мамы еще больше усугубит его стресс и страх. Понятно, что тут от мамы не все зависит. Но если есть хоть какая-то возможность, постарайтесь, чтобы кроху все-таки приложили. И вообще, как можно скорее «воссоединили» Вас с ним, несмотря на то, что маме нужно отдохнуть после родов. Малыш тоже потрудился. И только с мамой ему будет спокойно и комфортно. Перенесенный стресс появления на этот свет быстрее забудется. И установившаяся за 9 месяцев с мамой связь только окрепнет.

Старайтесь как можно чаще брать малыша на руки, прижимать его к себе. Не бойтесь избаловать его, крохе действительно это нужно. Именно от родителей, от их поведения и взаимодействия с малышом зависит как сложится привязанность ребенка к ним.

В современных молодых семьях часто бывает, что ребенок из полноценного члена семьи становится, едва родившись, лишь объектом ухода. Так бывает в семьях без опыта и поддержки. Молодым родителям приходится быстро взрослеть, не по паспорту, а эмоционально и морально – беря на себя ответственность за другого человека. Не все сразу получается, но правильный настрой и следование своим родительским инстинктам заботы о ребенке помогают наладить обоюдную привязанность. Некоторым женщинам гораздо проще и легче устанавливать привязанность со следующими детками в семье, их первенцам в этом смысле не совсем везет. Привязанность к первенцам у многих женщин усиливается с последующими беременностями.

В первые недели и месяцы жизни младенец не может полноценно общаться с родителями, реагировать на их отношение.

Но будьте уверены, что тот поток ласки и нежности, которые Вы обращаете к ребенку, не останется им незамеченным. Ваше любящее и внимательное отношение сформирует у малыша привычку к Вам и потребность в общении с Вами.

Бондинг – залог счастливого материнства!

Бондинг – залог счастливого материнства!

Большинство на вопрос: «Знакомо ли Вам слово бондинг?» ответят отрицательно. Если мужской половине населения это простительно, то женщинам необходимо владеть информацией, т.к. бондинг является важной практикой каждой мамы.

Читать еще:  Партнерские роды: описание процесса и что нужно знать мужу о совместной процедуре рождения?

Так что же такое бондинг? «Бондинг» (от английского bonding) – это «воссоединение», «воссоздание». Под этим иностранным термином понимается тонкая, интуитивная связь младенца и его родителей. Это не просто материнский инстинкт или любовь к своему малышу, это – способность понимать, угадывать и даже предугадывать его желания. [1]

О феномене бондинга серьезно заговорили после выхода в свет книги Дж.Ч. Пирса «Волшебный ребенок», где автор рассказывал об американке Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди.

Бондинг – шире, чем просто привязанность к ребёнку, это своего рода квинтэссенция материнских чувств, нечто недоступное интеллекту, логике, языку. Невозможно обучить бондингу, но можно сделать так, чтобы он имел место быть.

Формирование бондинга происходит в несколько этапов.

Первый этап – беременность.

Фактически бондинг возникает с самого начала беременности. В организме женщины происходят изменения, как физиологические, так и психологические, которые позволяют осуществлять функцию материнства. Обостряются чувства, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция – важные инструменты, которые позволяют ощущать малыша, понимать его потребности.

Отношение бондинга формируются, если будущая мама естественно принимает изменения, происходящим в ней. В этот период нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Сосредоточиться на неизвестных ранее ощущениях, снах, непонятных сигналах. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится Матерью.

Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки – препятствует установлению бондинга. Но это не значит, что женщина с той секунды, как узнала о беременности, бросает все дела, интересы, хобби, работу. Речь о другом: необходимо понимать происходящее внутри, уделять хотя бы минимальное внимание будущему малышу. А для этого надо просто время от времени погружаться в себя, общаясь с ребенком. Чтобы такое общение стало результативным, желательно придерживаться следующих рекомендаций, во – первых, уметь слушать себя и доверять себе (для лучшего сосредоточения сознания вокруг малыша и предстоящих родов можно подключить занятия йогой и медитацией); во – вторых, обладать хотя бы самыми элементарными знаниями о том, что такое «нормальная» беременность; в – третьих, активно подключать ко всем этим процессам супруга – будущего папу. Т.о. проживать свою беременность активно по отношению к самой беременности и будущему малышу, а не только с заботой о собственном теле и физическом состоянии. При желании, довольно легко научиться.

Второй этап – роды.

Во время родов женщина находится в измененном состоянии сознания, которое в нормальных условиях, при определенной психологической подготовке и позитивном настрое, носит характер пикового переживания, способного сильно трансформировать мировосприятие. В это время активизируется то, что можно назвать интуитивным сознанием. Ребенок поддерживает данный процесс, вырабатывая в кровь матери большое количество гормонов. Характер этого пикового переживания весьма существенен для формирования бондинга.

Возникшая ниточка доверия помогает поддерживать друг друга в эти нелегкие для обоих часы, договариваться о «совместных действиях», подбадривать друг друга, дает возможность маме предупредить и рассказать малышу обо всем, что его ждет.

Шоковое состояние, вызванное условиями родов в современных родильных домах и психологической неподготовленности роженицы, обычно приводит к «запечатлению» родов как негативного опыта и, как следствие, к ослаблению бондинга. Немалую роль играет и необоснованное использование медикаментов, как во время беременности, так и во время родов, нарушающее гормональный баланс и естественный ход процесса.

Третий этап – установление бондинга с родившимся малышом.

Первые минуты жизни малыша чрезвычайно важны. Рождение – это гроза, ураган. А ребенок – терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать. Для крохи этот мир – пугающий. Маленький путешественник требует помощи, защиты. Кто лучше всего это сделает? Конечно, мама!

Прижав младенца к своей груди, она частично возвращает его в прежнюю среду существования. Тепло материнского тела, биение ее сердца успокаивают ребенка, даруют ему чувство безопасности. Именно мамочка обеспечивает долгожданному малышу так называемый контакт – комфорт, имеющий огромное значение для всей последующей жизни ребенка. Этот контакт – первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от мамы – значимый фактор установлениябондинга.

К сожалению, в наши дни ураган рождения для малыша часто сменяется новым ураганом – ранним пережиманием пуповины, ярким светом лампы, шлепками по ягодицам с целью вызвать крик, грубым отсасыванием жидкости из носа и рта, растягиванием для измерения роста и т.д. Вместо ощущения маминого тепла – резиновые перчатки акушера, пеленки, неподвижность. Изоляция от мамы…

Иначе чувствуют себя малыши, которых приложили к материнской груди, не унесли от мамы, которые с первых же мгновений почувствовали себя любимыми и защищенными привычным маминым теплом! [2]

Бондинг существует между мамой и её детьми на протяжении всей жизни. Именно им можно объяснить, как мама на расстоянии чувствует, что её взрослый, живущий отдельно ребёнок заболел или у него неприятности. Успешному формированию бондинга способствует также раннее прикладывание малыша к груди, грудное вскармливание, тесный эмоциональный контакт, совместный сон.

Бондинг – это свойство, которым наделены абсолютно все мамы. Только, к сожалению, не все используют подарок природы на 100%, вследствие чего незримая связь может быть разрушена. Причин этому может быть несколько.

На первое место можно с уверенностью ставить работу. Именно она отнимает огромное количество времени и сил. Особенно это касается женщин с ненормированным или удлиненным рабочим днем, и тех, у кого работа связана с постоянными стрессами и эмоциональными нагрузками. О какой интуиции может идти речь, когда вернувшись домой после тяжелого рабочего дня, остаются еще и по дому десять дел на сегодня. Естественно приходится действовать и думать логически, а не полагаться на внутренний голос.

Второй враг бондинга – привычка жить в режиме нон – стоп. В большом городе быстро привыкаешь целыми днями крутиться как белка в колесе. И когда приходит время расслабиться и радоваться новому положению, оказывается очень сложно перестроиться. Начинает катастрофически не хватать прежней суеты и работы.

Бондинг и привязанность.

Бондинг – важное условие формирования положительных личностных качеств. Привязанность к маме – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств.

Однако следует различать отношения бондинга и просто привязанности. Привязанность матери и ребенка существует в любом случае, бондинг – нет. Бондинг – это нечто большее, чем привязанность. При привязанности тонкие или интуитивные сигналы, предшествующие физическому событию, не воспринимаются, а всегда осознаются после факта.

Бондинг – способность течь с событиями на предсказательном, упредительном уровне. Привязанность – попытка анализировать, предсказывать вероятность. Бондингиспользует привязанность так же, как разумность использует интеллект.

Установлено, что «бондинговые» дети гораздо общительнее, внимательнее, спокойнее сверстников, лишенных «маминой ниточки». Эмоциональный контакт, установленный еще в материнской утробе, нелегко разрушить даже подростковым кризисом, а это значит, что Ваш ребенок получит лишнюю страховку от тягот переходного периода.

Читать еще:  Плавание детей до года: подготовка и методика обучения, общие принципы занятий

Литература.

1. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова.- М.: Изд – во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

2. Мухамедрахимов, Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем // Вопросы психологии, 1994. – № 6. – с. 12 – 23.

СВЯЗЬ И ПРИВЯЗАННОСТЬ (BONDING AND ATTACHMENT)

Джон Боулби ввел термин привязанность, к-рый превратился в важнейшее понятие нового теорет. подхода, объединившего этологию и психологию в стремлении понять истоки уз, связывающих ребенка с матерью.

Этологическая теория и привязанность. Исслед. животных говорят о том, что прочные П. образуются благодаря процессу импринтинга, происходящего за короткий интервал времени в течение раннего критического периода жизни. Этология предположительно объясняет образование С. между самкой и ее детенышем как рез-т взаимодействия генетически запрограммированных форм поведения, важных для выживания вида, со средой обитания.

Конрад Лоренц, пионер в области исслед. импринтинга, наглядно показал, что недавно вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к первому, ближайшему к ним, движущемуся объекту или субъекту, к-рый встречается им вскоре после рождения, и далее неотступно следуют за ним. Нико Тинберген доказал, что реакция нападения/бегства у животных развивается в ритуальное демонстративное поведение. Роберт Заслоу на основе исслед. патологии привязанности, обнаруживаемой при раннем детском аутизме, пришел к заключению, что формирование П. зависит от двух связывающих цепей поведения: а) обеспечение телесного контакта, необходимого для формирования близости и базисного доверия, и б) обеспечения контакта глаз и диалогического взаимодействия, необходимых для развития интеграции, фокуса и направления поведения.

Теория научения и привязанность. Приверженцы теории научения подчеркивали важность кормления как механизма подкрепления для развития П. к матери как приобретенного процесса. Удовлетворение первичного драйва голода (пищевого побуждения) имеет следствием образование положительной П. к матери благодаря вторичному подкреплению в ситуации кормления. Новая фаза в развитии теории научения наступила после того, как Гарри Харлоу в серии экспериментов с искусственными матерями (манекенами) обезьян установил, что орального удовлетворения путем кормления было недостаточно для образования П. и проявлений чувства любви.

Развитие привязанности. В общем, возникновение П. — это поэтапный видоспецифичный процесс. В самом начале младенец привязывается ко всем людям, демонстрирующим типичные для чел. как биолог. вида формы поведения, совместимые с актуальным поведением младенца. Боулби описывает развитие поведенческого аспекта П. в виде четырех фаз: а) ориентация и сигналы как общая реакция на людей, без выделения конкретного чел.; б) ориентация и сигналы, направленные на одного или неск. выделенных ребенком людей; в) сохранение пространственной близости к конкретному чел. посредством локомоции и сигналов; г) образование реципрокной С. с людьми. Сильные П. к конкретным людям появляются примерно в 7-месячном возрасте и обнаруживают себя в форме боязни незнакомых людей. Младенцы выражают протест в форме гнева и сопротивления, когда их разлучают с чел., к к-рому они привязаны. Реакции протеста усиливаются в незнакомой обстановке, что указывает на наличие П. не только к людям, но и к месту. Сила протеста и потребность в пространственной близости к лицу, к к-рому привязан, снижаются по мере развития познания и памяти, так как разлука начинает восприниматься ребенком как временная.

Качество привязанности. Постоянство и сила П. зависят от особенностей паттернов взаимодействия между ребенком и родителями. Безусловная П. развивается при сочетании любяще- заботливого поведения родителей с выраженными реакциями сопротивления и гнева у ребенка на отделение от родителей.

Хроническое, не снимаемое раздражение у родителя и ребенка нарушает формирование П. Было установлено, что ритм и согласованность действий влияют на качество П. Младенцы больше привязаны к родителю, к-рый быстро реагирует на их сигналы и самопроизвольно инициирует взаимодействия. Последующие исслед. М. Эйнсворт показали, что качество П. зависит от стимуляции и контролирования обстановки и ребенка. Эйнсворт установила, что младенцы могут испытывать уверенность или беспокойство в отношении лица, к к-рому привязаны, что сказывается на качестве и прочности П.

Привязанность и психопатология. Боулби показал, что после образования первичной положительной С. между матерью и младенцем (примерно через полгода после рождения) реакция малыша на разлуку с матерью имеет 3 характерных фазы. Первая фаза представляет собой выражение «протеста» — плач и гнев, с помощью к-рых ребенок пытается добиться возвращения матери. Если это не удается, фаза протеста сменяется периодом «отчаяния», характеризуемым уходом, депрессией и снижением активности. Наконец, наступает фаза «отстранения», в к-рой младенец становится относительно невосприимчивым к окружающим его людям. Обращенный на мать гнев ребенка является главной характеристикой этого паттерна: он прямо выражается в фазе протеста и косвенно — в фазе отстранения. Боулби утверждал, что «опыт отделения» (т. е. разлучение с матерью) вызывает глубокую и яростную ненависть к матери.

Наблюдения Боулби, касающиеся случаев разлучения с матерью или ее утраты, подтверждаются исслед. Эйнсворт, проведенными на детях, и рядом исслед., выполненных на низших обезьянах. Рене Спитц охарактеризовал анаклитическую депрессию как состояние, в к-ром младенец, разлученный с матерью вследствие госпитализации, становится полностью безучастным к происходящему. Заслоу и

Брегер, имея целью изучение П., провели анализ раннего детского аутизма, к-рый сопровождается отделением и утратой С. с матерью. Они сделали неск. теорет. выводов, применимых к нормальному формированию и психопатологии П. у людей. Первый вывод состоял в том, что удерживание ребенка в состоянии выражения протеста, характеризующегося младенческим плачем (криком), формирует цикл напряжения/расслабления, к-рый является осн. элементом положительной (безусловной) П. Чем сильнее выражение этого «протеста», тем больше расслабление и сильнее С. между ребенком и родителем. Второй вывод заключался в том, что челов. социально-аффективная П. формируется к лицу, а не к груди. Такие видоспецифичные для чел. формы поведения, как улыбка, плач со слезами, говорение и слушание, играющие важную роль в поддержании тесного — «лицом к лицу» — общения, как раз и отсутствуют у аутичного ребенка, активно противящегося контакту глаз и тесным интеракциям. Такая форма реагирования обеспечивается альтернативной поведенческой цепью по типу реакции нападения/бегства, вызываемой напряжением от продолжительного контакта глаз и обнаруживаемой у низших биолог. видов.

Общий вывод Боулби, касающийся теории П. и ее отношения к психопатологии, звучит следующим образом: теория П. представляет собой научно обоснованную систему, объединяющую понятия психоанализа, этологии, когнитивной теории и теории управления.

См. также Потребность в аффилиации, Аутизм, Избегающая личность, Деиндивидуация, Импринтинг, Развитие младенца, Инфантилизм, Z-процесс

Бондинг – залог счастливого материнства!

Большинство на вопрос: «Знакомо ли Вам слово бондинг?» ответят отрицательно. Если мужской половине населения это простительно, то женщинам необходимо владеть информацией, т.к. бондинг является важной практикой каждой мамы.

Так что же такое бондинг? «Бондинг» (от английского bonding) – это «воссоединение», «воссоздание». Под этим иностранным термином понимается тонкая, интуитивная связь младенца и его родителей. Это не просто материнский инстинкт или любовь к своему малышу, это – способность понимать, угадывать и даже предугадывать его желания. [1]

О феномене бондинга серьезно заговорили после выхода в свет книги Дж.Ч. Пирса «Волшебный ребенок», где автор рассказывал об американке Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди.

Читать еще:  Уход за недоношенным ребенком — правила для безопасного роста и развития малыша

Бондинг – шире, чем просто привязанность к ребёнку, это своего рода квинтэссенция материнских чувств, нечто недоступное интеллекту, логике, языку. Невозможно обучить бондингу, но можно сделать так, чтобы он имел место быть.

Формирование бондинга происходит в несколько этапов.

Первый этап – беременность.

Фактически бондинг возникает с самого начала беременности. В организме женщины происходят изменения, как физиологические, так и психологические, которые позволяют осуществлять функцию материнства. Обостряются чувства, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция – важные инструменты, которые позволяют ощущать малыша, понимать его потребности.

Отношение бондинга формируются, если будущая мама естественно принимает изменения, происходящим в ней. В этот период нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Сосредоточиться на неизвестных ранее ощущениях, снах, непонятных сигналах. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится Матерью.

Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки – препятствует установлению бондинга. Но это не значит, что женщина с той секунды, как узнала о беременности, бросает все дела, интересы, хобби, работу. Речь о другом: необходимо понимать происходящее внутри, уделять хотя бы минимальное внимание будущему малышу. А для этого надо просто время от времени погружаться в себя, общаясь с ребенком. Чтобы такое общение стало результативным, желательно придерживаться следующих рекомендаций, во – первых, уметь слушать себя и доверять себе (для лучшего сосредоточения сознания вокруг малыша и предстоящих родов можно подключить занятия йогой и медитацией); во – вторых, обладать хотя бы самыми элементарными знаниями о том, что такое «нормальная» беременность; в – третьих, активно подключать ко всем этим процессам супруга – будущего папу. Т.о. проживать свою беременность активно по отношению к самой беременности и будущему малышу, а не только с заботой о собственном теле и физическом состоянии. При желании, довольно легко научиться.

Второй этап – роды.

Во время родов женщина находится в измененном состоянии сознания, которое в нормальных условиях, при определенной психологической подготовке и позитивном настрое, носит характер пикового переживания, способного сильно трансформировать мировосприятие. В это время активизируется то, что можно назвать интуитивным сознанием. Ребенок поддерживает данный процесс, вырабатывая в кровь матери большое количество гормонов. Характер этого пикового переживания весьма существенен для формирования бондинга.

Возникшая ниточка доверия помогает поддерживать друг друга в эти нелегкие для обоих часы, договариваться о «совместных действиях», подбадривать друг друга, дает возможность маме предупредить и рассказать малышу обо всем, что его ждет.

Шоковое состояние, вызванное условиями родов в современных родильных домах и психологической неподготовленности роженицы, обычно приводит к «запечатлению» родов как негативного опыта и, как следствие, к ослаблению бондинга. Немалую роль играет и необоснованное использование медикаментов, как во время беременности, так и во время родов, нарушающее гормональный баланс и естественный ход процесса.

Третий этап – установление бондинга с родившимся малышом.

Первые минуты жизни малыша чрезвычайно важны. Рождение – это гроза, ураган. А ребенок – терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать. Для крохи этот мир – пугающий. Маленький путешественник требует помощи, защиты. Кто лучше всего это сделает? Конечно, мама!

Прижав младенца к своей груди, она частично возвращает его в прежнюю среду существования. Тепло материнского тела, биение ее сердца успокаивают ребенка, даруют ему чувство безопасности. Именно мамочка обеспечивает долгожданному малышу так называемый контакт – комфорт, имеющий огромное значение для всей последующей жизни ребенка. Этот контакт – первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от мамы – значимый фактор установления бондинга.

К сожалению, в наши дни ураган рождения для малыша часто сменяется новым ураганом – ранним пережиманием пуповины, ярким светом лампы, шлепками по ягодицам с целью вызвать крик, грубым отсасыванием жидкости из носа и рта, растягиванием для измерения роста и т.д. Вместо ощущения маминого тепла – резиновые перчатки акушера, пеленки, неподвижность. Изоляция от мамы…

Иначе чувствуют себя малыши, которых приложили к материнской груди, не унесли от мамы, которые с первых же мгновений почувствовали себя любимыми и защищенными привычным маминым теплом! [2]

Бондинг существует между мамой и её детьми на протяжении всей жизни. Именно им можно объяснить, как мама на расстоянии чувствует, что её взрослый, живущий отдельно ребёнок заболел или у него неприятности. Успешному формированию бондинга способствует также раннее прикладывание малыша к груди, грудное вскармливание, тесный эмоциональный контакт, совместный сон.

Бондинг – это свойство, которым наделены абсолютно все мамы. Только, к сожалению, не все используют подарок природы на 100%, вследствие чего незримая связь может быть разрушена. Причин этому может быть несколько.

На первое место можно с уверенностью ставить работу. Именно она отнимает огромное количество времени и сил. Особенно это касается женщин с ненормированным или удлиненным рабочим днем, и тех, у кого работа связана с постоянными стрессами и эмоциональными нагрузками. О какой интуиции может идти речь, когда вернувшись домой после тяжелого рабочего дня, остаются еще и по дому десять дел на сегодня. Естественно приходится действовать и думать логически, а не полагаться на внутренний голос.

Второй враг бондинга – привычка жить в режиме нон – стоп. В большом городе быстро привыкаешь целыми днями крутиться как белка в колесе. И когда приходит время расслабиться и радоваться новому положению, оказывается очень сложно перестроиться. Начинает катастрофически не хватать прежней суеты и работы.

Бондинг и привязанность.

Бондинг – важное условие формирования положительных личностных качеств. Привязанность к маме – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств.

Однако следует различать отношения бондинга и просто привязанности. Привязанность матери и ребенка существует в любом случае, бондинг – нет. Бондинг – это нечто большее, чем привязанность. При привязанности тонкие или интуитивные сигналы, предшествующие физическому событию, не воспринимаются, а всегда осознаются после факта.

Бондинг – способность течь с событиями на предсказательном, упредительном уровне. Привязанность – попытка анализировать, предсказывать вероятность. Бондинг использует привязанность так же, как разумность использует интеллект.

Установлено, что «бондинговые» дети гораздо общительнее, внимательнее, спокойнее сверстников, лишенных «маминой ниточки». Эмоциональный контакт, установленный еще в материнской утробе, нелегко разрушить даже подростковым кризисом, а это значит, что Ваш ребенок получит лишнюю страховку от тягот переходного периода.

1. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова.- М.: Изд – во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

2. Мухамедрахимов, Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем // Вопросы психологии, 1994. – № 6. – с. 12 – 23.

Желаю Вам счастливого и успешного материнства! С уважением!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector