Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Настольные игры для детей и взрослых — не что иное, как симуляция жизни, маленькая модель какого-то из ее проявлений. Это может быть мир экономики или волшебства, путешествие по космическим просторам или по листку в клеточку. Подобно книгам и интернету, «настолки» могут быть не только развлечением, но и мощным развивающим средством. В увлекательной форме они дают новые знания в самых разных областях, эффективно тренируют память, логическое мышление, внимание, реакцию, учат выстраивать стратегии и взаимодействовать с другими игроками.

Настольные игры как инструмент для обучения

Изучая, какие бывают детские настольные игры, и выбирая подходящую, нужно ориентироваться на несколько общих критериев. Хорошая игра должна:

  • подходить ребенку по возрасту;
  • содержать достоверную информацию, без опечаток и ляпов;
  • изготавливаться из безопасных материалов;
  • вызывать интерес и положительные эмоции у малыша;
  • иметь удобную упаковку для хранения и транспортировки.

При соответствии всем этим параметрам развивающий эффект от обучающей игры обеспечен. А какие знания и навыки получит ребенок — будет зависеть от ее содержания и цели.

В каком возрасте можно начинать

Знакомить малыша с настольными играми можно начиная с 2 лет (под контролем родителей). В этом возрасте дети непоседливы и не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном, но яркая мозаика или пазл с крупными деталями способны занять его на длительное время, в течение которого будет интенсивно работать мозг. Разбирая картинку на несколько частей, а потом пытаясь ее собрать, ребенок незаметно для себя будет совершенствовать:

  • мелкую моторику;
  • логическое мышление;
  • воображение.

Игры, предполагающие наличие противника, можно практиковать с 3–4 лет. Здесь хорошо себя зарекомендовали многочисленные детские варианты лото и домино.

Играя с малышом, например, в домино, не оставляйте его первое время одного: пусть на его стороне играет один из родителей, а соперником будет другой. Это поможет ребенку чувствовать себя защищенным, пока он не привык играть сам за себя.

Какие бывают игры для детей

Все современные «настолки» можно разделить на несколько крупных категорий в зависимости от характера игрового поля, необходимых деталей, фигурок; от количества участников и задач, которые перед ними ставятся. Есть игры, стилизованные в соответствии с полом ребенка: например, обычные шашки, где вместо черных фишек — розовые, предназначены специально для девочек. Игры для мальчиков предполагают спортивную или автомобильную тематику.

Ходилки

Каждый игрок выбирает себе фишку, которая будет передвигаться по клеточкам на карте согласно числу, выпавшему на игральной кости. Поле может быть оформлено в духе известных сказок или мультфильмов, содержать дополнительные задания для участников, поэтому чем больше детей играет, тем интереснее.

Победа или поражение в ходилке чаще всего зависит от удачи, а не от сообразительности противников, но бывают и исключения. Например, в популярной стратегической игре «Монополия для детей» (Monopoly Junior) и ей подобным («Марракеш», «Моя веселая ферма», «Зоолоретто», «Дети Каркассона») ребенку нужно тщательно продумывать каждый свой шаг. Развиваются умение планировать, оценивать риски и выгоду, просчитывать действия соперников.

Главное преимущество игры — возможность наполнить ее огромным количеством полезной информации. Если самым маленьким предлагается заполнять готовые карточки с изображениями овощей, цветов, рыб, птиц, то детям 7–8 лет будет интересно играть в тематические лото, составленные для них педагогами, — литературное, математическое, по иностранному языку. Любой предмет с помощью этой игры можно подать в увлекательной соревновательной форме.

Домино

Детская версия домино — с рисунками вместо точек на костяшках. Обычно на них изображаются животные, сказочные персонажи, растения, виды транспорта. Нужно выкладывать костяшки таким образом, чтобы одинаковые картинки соприкасались друг с другом. На первый взгляд ничего сложного, но чтобы выиграть, ребенку придется, исходя из имеющихся у него сочетаний картинок, анализировать, какие фишки могут быть у противника, а каких нет. Прикидывать, сколько одинаковых изображений уже выложено, а сколько еще осталось. Все эти подсчеты нужно производить быстро, держать в голове возможные комбинации и не выдавать эмоций противнику. Игра тренирует память, устный счет, логическое мышление и учит владеть собой.

Шашки, шахматы

В традиционные игры с использованием стандартного игрового поля — шашки, шахматы, нарды — при желании можно начинать играть с 6 лет. Они хороши тем, что подходят для любого уровня развития, а сложность игры увеличивается вместе с ростом мастерства игрока. Это проверенные временем средства для тренировки логического мышления, памяти, стратегического планирования.

Пазлы

Это одна из игр, которые остаются интересными детям в любом возрасте. Если малышам в 2 года подойдут картинки, разрезанные на 4 части, то дошкольникам в 5 лет рекомендуется собирать пазлы из 40–60 деталей размером не менее чем 3х3 см. Картины из самых мелких частей можно предлагать детям в возрасте 7–9 лет. Головоломка развивает внимание, усидчивость, терпение, мелкую моторику, воображение.

Игры с бумагой и карандашом

Самые ценные и интересные игры не продаются в магазине. Они разворачиваются на листочке в клеточку с помощью карандаша, а участников, как правило, двое.

  • Крестики-нолики. В классическую версию с полем 3х3 клетки можно играть с 4-летним малышом, а есть и более сложный вариант, заставляющий попотеть даже взрослых. Его суть в том, что поле игры не ограничено, а в ряд нужно поставить 5 крестиков или ноликов. Развивает внимание, скорость реакции, логику.
  • Танчики. Простая и очень азартная игра. Лист бумаги нужно сложить пополам, каждый участник, не показывая другому, на своей половине рисует заданное количество «танчиков»: два овала друг на друге, снизу большой, сверху — маленький. Лист разворачивается — это поле для игры. Первый участник рисует одному из своих танков «дуло», а на его конце делает жирную точку. Лист снова складывают пополам и с нажимом заштриховывают эту точку с обратной стороны бумаги. Поле разворачивают и находят появившийся на стороне противника отпечаток. Цель — чтобы он оказался на одном из вражеских танков, который считается подбитым и стрелять уже не может. Дуло можно рисовать в любую сторону, прикидывая, какой «танчик» получится достать. Игра развивает глазомер и смекалку.
  • Быки и коровы. Играть можно с младшего школьного возраста. Участники берут по листку бумаги, и каждый загадывает одно слово из заданного количества букв (например, из 4). Начинающий произносит вслух и записывает на своем листке любое другое 4-буквенное слово. Если какая-то из букв есть в загаданном слове и стоит на том же месте, соперник объявляет: «Один бык». Если буква совпадает, но стоит на другом месте, он говорит: «Одна корова». Если вообще нет попаданий, значит «нет быков, нет коров». Постепенно, называя все новые и новые слова, игроки на основе ответов противника выявляют отдельные буквы. Цель — первым разгадать слово оппонента. Игра развивает память, логическое мышление, расширяет словарный запас.
Читать еще:  Основные причины остеопороза у детей и терапевтические методы борьбы с недугом

Настольные игры с реальными соперниками, а не с бездушным компьютером или невидимым оппонентом приносят детям огромную пользу. И дело не только в тренировке высших психических функций. Ребята получают ценный опыт: они узнают, что такое радость победы, и учатся достойно переносить поражения.

40 простых идей для игр с детьми, которые оставляют яркие воспоминания

Совместные игры — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след и укрепить моторику, логику и отношения!

Недавно мы писали о 75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку. Мы бы хотели продолжить в том же духе! Ведь, мы – родители уже взрослые, однако у многих в памяти остались игры в которые играли в детстве. И мы конечно же помните с кем мы играли! СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след, укрепить моторику, логику и отношения!

СЫГРАЙТЕ В ЭТИ ИГРЫ ВМЕСТЕ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ,
ЧТОБЫ ВОСПОМИНАНИЯ О ЕГО ДЕТСТВЕ БЫЛИ ЯРКИМИ!

  1. Бег с “яйцом”. Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
  2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
  3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
  4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
  5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
  6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
  7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
  8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
  9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
  10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это – дом ведьмы, в котором один из игроков – ведьма – подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
  11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
  12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
  13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
  14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу – монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
  15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: “Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?” От 3 лет.
  16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
  17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
  18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
  19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
  20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
  21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
  22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
  23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
  24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
  25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
  26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
  27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
  28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
  29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
  30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
  31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
  32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
  33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
  34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
  35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
  36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
  37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
  38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
  39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
  40. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

Топ-10: игры в помещении для веселой компании

Чем заняться, когда на улице тоскливо и холодно, идет дождь или просто надоело протирать штаны на горке возле подъезда? Самое время собрать веселую компанию шаловливых мальчишек, мечтательных девчонок и … поиграть дома! Но не склонившись над экраном планшета или телефона, а просто. Просто, просто, просто в…

Читать еще:  Отит у ребенка: причины возникновения, признаки и лечение заболевания в домашних условиях, меры профилактики

1. Острый глаз

Количество игроков: 2 и более человек.
Реквизит: посуда (банка, миска, кастрюля и т.п.), лист бумаги, ножницы.
Подготовка: До начала игры участники должны внимательно рассмотреть выбранную емкость и постараться мысленно ее представить.

Правила игры: По сигналу игроки должны выстричь крышку для выбранной посудины. Побеждает тот, у кого крышечка максимально точно совпадет с отверстием выбранного предмета.

2. Общипанная курица

Количество игроков: 4 и более человек.
Реквизит: бельевые прищепки.
Подготовка: Разделиться на 2 команды: «курицы» и «ловцы».

Правила игры: «Ловцы» цепляют себе на одежду прищепки (одинаковое количество, чтоб все по-честному было). Их цель – догнать «кур». Если «ловец» поймал «курицу», он цепляет прищепку ей. Кстати, «общипанными» станут именно «ловцы». Причем, чем больше общипан «ловец» — тем лучше! Победа достанется тому, кто быстрее освободится от своих прищепок. Затем команды меняются местами и игра продолжается.

3. Чей башмак?

Количество игроков: 3 и более человек.
Реквизит: обувь играющих, повязка на глаза для каждого игрока.
Подготовка: Снять обувь и сложить в общую кучу.

Правила игры: Игроки становятся в круг, в центре которого – гора обуви. Завязывают глаза. Ведущий перемешивает башмаки и подает сигнал. Все начинают искать свою обувь (можно примерять). Каждый, кто думает, что нашел свои башмаки, должен их надеть и оставаться в них до конца игры. Все снимают повязки и смотрят на результат.

4. Живой узел

Количество игроков: 4 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Стать в круг.

Правила игры: По команде ведущего игроки протягивают в центр круга правые руки и берут кого-нибудь за руку (соседа брать нельзя). Затем игроки протягивают левые руки и делают то же самое. Но! Нельзя брать за руку того, кого ты уже держишь одной рукой. В результате получается живой узел. Задача ведущего распутать узел не разрывая рук. Игроки по его просьбу могут переступать друг через друга, пролазить между руками и пр.

5. Великий кулинар

Количество игроков: 2 и более человек.
Реквизит: 2 ложки (вилки) и фрукты (овощи), повязка на глаза.
Подготовка: вымыть фрукты (овощи).

Правила игры: Доброволец берет в руки ложки (вилки) и на ощупь пытается распознать фрукты (овощи), которые подсовывает ему ведущий. Можно использовать картофель, морковь, лук, грушу, помидор, огурец и т.п.

6. Дирижер

Количество игроков: 5 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки становятся в круг, один человек выходит за дверь.

Правила игры: Из оставшихся в комнате игроков выбирают «дирижера». Он показывает, как играть на музыкальных инструментах, а остальные повторяют за ним все движения. Угадывающий заходит в комнату во время «концерта», он должен определить, кто является «дирижером». Если ему удастся это сделать меньше, чем за три попытки, он становится в круг, а бывший «дирижер» выходит за дверь.

7. Салат

Количество игроков: 6 и более человек.
Реквизит: карточки с названиями овощей/фруктов (по количеству игроков), стулья (на один меньше, чем игроков). Названия на карточках могут повторяться, например, 2 яблока, 3 груши и т.д.
Подготовка: Раздать игрокам карточки.

Правила игры: Все садятся на стулья, один остается в кругу (у него тоже есть карточка). Ведущий (тот, кто стоит) выкрикивает: «Груша!». Те, у кого карточка с таким названием должны сменить место. Водящий занимает стул и один из игроков остается без места, он становится в центр круга и игра продолжается. Можно выкрикивать сразу два, три названия. При слове «Салат!» все игроки меняются местами.

8. Кто быстрее?

Количество игроков: 10 и более человек.
Реквизит: предмет в качестве приза (яблоко, камень и пр.), монетка.
Подготовка: Все делятся на две команды, становятся или садятся друг напротив друга, прячут руки за спины соседей. Ведущий становится с одного конца цепочки, с другого кладется предмет-приз.

Правила игры: Ведущий подбрасывает монетку. Если выпадет «решка» – ничего не происходит, монета подбрасывается еще раз, если «орел» – крайний игрок каждой команды должен пожать руку соседу. Так, по цепочке, сигнал передается на другой конец. Последний должен схватить приз. Тот игрок, кто сделал это первым, приносит своей команде очко, пересаживается снова в конец цепочки и игра продолжается. Побеждает команда, в которой быстрее произойдет смена игроков.

9. Ожившие механизмы

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки делятся на две и более команд. Каждая команда, втайне от соперников, решает, какой механизм (пылесос, стиральная машина, фен и пр.) она будет изображать.

Правила игры: Все должны принимать участие в инсценировке. Можно подражать звукам механизма, изображать руками размеры, но нельзя говорить. Команда получает очко, если угадывает механизм соперника. Выигрывают те, у кого больше очков.

10. Надоело нам мяукать!

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: повязки на глаза по количеству игроков, стулья, чтобы ограничить пространство.
Подготовка: Игроки делятся на две команды: одна – поросята, вторая – котята.

Читать еще:  Косметика для беременных — как правильно выбрать средства для ухода за собой?

Правила игры: Котята должны мяукать, а поросята – хрюкать. Всем завязывают глаза и перемешивают между собой в кругу из стульев. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.

Уважаемые читатели! Поделитесь с нами своими идеями организации детского досуга. В какие игры любят играть ваши дети, когда собираются большой компанией?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Какие бывают игры с детьми

Многие из вас, наверное, помнят, как играли в детстве— в салочки (догонялки), штандр, «бояре, а мы к вам пришли», классики, «садовника», жмурки, прятки. Казалось бы, это очень разные игры. Одни — с особыми предметами, специальными сопровождающими действия текстами, другие — без того и другого.

Но есть что-то объединяющее эти игры. Это игровые правила, особого рода предписания, определяющие функции каждого участника, последовательность и содержание их действий. Другая общая черта всех этих игр — их коллективный характер. В самом деле, кому придет в голову играть в салочки самому с собой? Ну а если это и случается (если нет компании для игры), то либо играющему приходится воображать действия других участников (и действовать за себя и за воображаемых партнеров поочередно — аналогом такой игры может быть игра взрослых в шахматы с самим собой), либо игра превращается в простое упражнение каких-либо функций, отработку определенных умений (бегать, владеть мячом и т. п.).

По своим внешним характеристикам игры с правилами можно разделить на три подгруппы: подвижные игры (салочки, прятки, классики и т. п.), настольные игры (гусек, лото, домино, шашки и т. п.) и словесные игры («садовник», «кто летает?», «испорченный телефон» и т. п.). Однако по сути (смыслу для самого играющего) это всегда противоборство — поочередное соревнование всех играющих (как в гуське) или специально выделенного правилами водящего и остальных, противостоящих ему в игре участников (как в салочках, жмурках).

Игры с правилами могут быть очень простыми, включать всего одно-два правила (например, в салочках все правила сводятся к следующему: водящий должен догонять убегающих от него и осаливать их; тот, кто осален, становится водящим). Но есть и сложные игры, строящиеся на целой системе правил, как бы особом своде законов игры. Такой сложной игрой являются классики, в которые играют дети почти всего мира. В самом деле, мало того, что здесь имеется сложная система расчерчивания классиков (от простого прямоугольника, разделенного на девять клеток, до различных сложных геометрических фигур с клетками, несущими специфические функции,— запретными— «огонь», клетками для отдыха от прыжков — «дом» и т. п.), сами прыжки носят различный характер — прыганье на одной ноге с перемещением биты, прыганье на двух ногах и т. п. В каждой игре по мере ее развертывания правила могут усложняться — сначала все играющие проходят цикл прыжков на одной ноге, затем бита перемещается при прыжках двумя ногами, после этого — посредством простого переступания без прыжков и т. п. Сложная система правил имеется и в играх со скакалкой, резинкой.

Но вы можете вспомнить и совсем другие детские игры (или наблюдать их у своих детей)—в дочки-матери, в войну, в школу. Эти игры могут быть коллективными и индивидуальными, когда игрушки заменяют ребенку живых партнеров (куклы, заменяющие «учеников» в школе, оловянные солдатики вместо живых «солдат» и т. п.). В основе таких игр всегда лежит превращение: вещей — в совсем другие вещи, самого себя — в кого-то другого, превращение-одушевление (обращение с куклой, как если бы это было живое существо). Такие игры принято называть сюжетными или творческими.

Сюжетные игры, как и игры с правилами, могут быть разделены на несколько подгрупп. Например, ребенок может сам превращаться в кого-то (в доктора, маму, бабу-ягу) —такие игры называют ролевыми. А может, не принимая на себя роли, управлять «превращенными» или одушевленными вещами (разыгрывать сражения, управляя игрушечными солдатиками, управлять жизнью кукольной семьи)—это режиссерские игры. И в том, и в другом случае события, развертываемые в игре, могут придумываться самим ребенком, а могут соответствовать содержанию сказки, рассказа. В последнем случае мы будем иметь дело с игрой-драматизацией (можно провести здесь аналогию со спектаклем, но это спектакль, который ребенок разыгрывает для себя самого).

Казалось бы, в этих играх нет формализованных правил, ребенок полностью свободен в своих превращениях, и эта деятельность не имеет ничего общего с игрой с правилами. Но если мы посмотрим внимательнее на игры с правилами, во многих мы найдем элементы сюжета (т. е. тех же превращений, что и в сюжетной игре), особенно это очевидно в детских играх с правилами, где действия участников сопровождаются специальным текстом («гуси и волки», «бояре, а мы к вам пришли»). Иногда такие элементы сохраняются только в названии игры («кошки-мышки») или в специальных предметах для игры (в шахматах, например, фигуры носят сюжетный характер, а сама игра как бы имитирует сражение двух армий). Эти черты сходства подтверждают предположение о том, что сюжетная игра и игра с правилами имеют общие исторические корни.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие, и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector