Развитие фонематического слуха у малышей

Развитие фонематического слуха у малышей

Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши. Почему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?

На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.

Понятие фонематического слуха

Итак, фонематический слух — это способность различать и узнавать звуки в речи. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом будет иметь способность анализировать и синтезировать речевые звуки.

Неспособность запоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет неспособны правильно воспринимать слова, а впоследствии также неспособны правильно их воспроизводить.

Обычно дети коверкают слова, но не настолько, чтобы их нельзя было узнать. Так, например, имя «Саша» у малышей обычно превращается в «Саса» или «Шаша», «рак» в «лак» или «як», «жук» в «зук», и так далее.

Особенно очевидной недоразвитость фонематического слуха станет заметной при поступлении ребенка в школу, пусть и раннего развития, где необходимо будет изучать азы письма. Именно поэтому при первых признаках нарушения фонематического слуха у ребенка следует уделить внимание его развитию в раннем возрасте — в 2-3 года, когда упражнения и занятия действительно будут иметь эффект.

Если даже после продолжительной работы согласно инструкциям логопеда родители не видят результатов, можно предположить, что на предыдущем этапе были упущения в процессе развития слухового внимания, восприятия, памяти.

Как проверить уровень фонематического слуха у детей?

Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:

  1. Проговорить парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
  2. Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
  3. По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
  4. Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

О роли фонематического слуха

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию. Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличать звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.

Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.

Игры для развития фонематического слуха

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, например,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.

Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.

Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.

Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.

Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку.

Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания. Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего. Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Читать еще:  Первый скрининг при беременности: когда и как проводится, вычисление возможных патологий

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков. Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие. Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти у детей 2-3 лет

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это является базой развития фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш). У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко- слогового анализа и синтеза слова (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры на развитие неречевого и речевого слуха.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных со слышанными звуками или выполнением действий при которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:

— по способу воспроизведения (хлопки, притопы),

-по темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),

— по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм – «лошадка скачет»)

— по силе звучания (громкие звуки – «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).

Работа по формированию слухового восприятия, внимания памяти проходит поэтапно:

  1. Нахождение и узнавание источника звука
  2. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает что звучало, при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки с помощью игрушки.

Играя со звучащими игрушками ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.

Игры для развития слухового восприятия ребёнка 2- 3 лет

Игры на развитие слухового восприятия необходимы для совершенствования умения сосредоточиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошками или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.

Старайтесь вести все разговоры дома спокойно, не повышая голоса. Многолетний опыт показывает, что если в доме высокий уровень шума (разговоры на повышенных тонах, постоянная музыка, работающий телевизор), то способность ребенка воспринимать на слух страдает в значительной степени.

Что ты слышишь?

Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию

Необходимый инвентарь: различные игрушки.

◈ Шепотом с расстояния 2-3 метра позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: принеси мне куклу, подними мишку.

◈ Говорите тихо, но очень четко.

Молоточек

Игра способствует развитию слуха, освоению понятии «громко», «тихо»

Необходимый инвентарь: детский молоточек.

◈ Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток.

◈ Объясните, что сейчас вы будете забивать маленький гвоздик, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте, как нужно стучать тихо.

◈ Потом забейте большой гвоздь. Для этого стучать надо сильно и громко.

◈ Отдайте крохе молоток, а сами руководите игрой, повторяя: «Маленький гвоздик, большой гвоздь».

Где я?

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия

Необходимый инвентарь: бубен или колокольчик.

Читать еще:  Гимнастика после родов: как восстановить прежнюю форму

◈ Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.

А можешь ли ты?

Игра способствует разбитию навыков аудирования

◈ В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку».

◈ Предложите ребенку поменяться ролями.

Отвернись и угадай

Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.

◈ Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.

◈ Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.

◈ Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.

«Раз-два!»

Игра развивает чувство ритма

Необходимый инвентарь: барабан.

◈ Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия.

◈ Во время марша можно считать: «Раз-два, левой! Раз-два, правой!», стараясь подстроить ритм под шаг ребенка.

◈ Если барабана нет, то подойдет любая коробка или, на худой конец, стол.

Внимание!

Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие после того, как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч».

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия

◈ Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи.

◈ Игра также подходит для детского коллектива.

◈ Выберите ведущего. Он отворачивается (или закрывает глаза), а кто-нибудь из остальных игроков имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ведущий должен угадать, голос какого игрока он слышал.

Развитие слухового восприятия в дошкольном возрасте

Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире. Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно. Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста функционирует уже многогранно. Однако в большой степени характеризуется низкой организованностью.

Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации

Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и тактильные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.

Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Но слуховой канал, как и тактильный, выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным рецепторам.

Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия. Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку. Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.

Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, а знания об окружающем мире обогащаются и структурируются.

Особенности формирования слухового восприятия

Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.

Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки.

Первые годы своей жизни ребенок учится слышать, то есть, приобретает слуховой опыт. Он накапливает сенсорные эталоны.

Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.

На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».

Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка — фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.

Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать. Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности. Также это важное условие для развития музыкальных способностей.

Развитие фонематического слуха

Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…

На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.

Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.

Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.

Ведь у ребенка еще только формируется решетка фонем родного языка. И формируется фонематическая система на основе тех звуков, которые слышит ребенок. Если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха и звуковой культуры.

Игры на развитие слухового восприятия

Игры на слуховое восприятие для дошкольников оказывают помощь и в развитии слухового внимания, и в формировании правильного произношения. Названные процессы должны максимально сформироваться в дошкольном детстве, иначе в более позднем возрасте придется не столько развивать, сколько корректировать рассеянное внимание и речевые нарушения. Поэтому так важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.

Читать еще:  Прививка от гриппа беременным: можно ли прививаться и выбор безопасной вакцины

Развитию слухового восприятия способствуют такие популярные игры, как «Испорченный телефон» или «Глухой телефон». Разумеется, дети дошкольного возраста проговаривают на ушко не текст, а одно-два предложения. Несколько раз переданная фраза от одного игрока к другому по цепочке неизменно искажается. Только в данной игре следует нацеливать ребятишек на то, чтобы они старались донести содержание фразы конечному игроку как можно полнее. Детям такая игра нравится, и они могут переключиться на шутливую сторону искажения информации.

Для развития слухового восприятия у дошкольников полезно выполнять специальные упражнения в игровой форме.

  1. Подготовить несколько подручных материалов: положить в стеклянную банку шарик, в пенал – несколько болтов или гвоздиков, в спичечный коробок – семечки и т.п. Разглядывая и слушая вместе с ребенком, обсудить, что и как звучит в подобных самодельных конструкциях. После чего ребенок отворачивается и на слух пытается определить, какой «набор» звучит в конкретном случае. Можно потряхивать с разной интенсивностью, что меняет силу и характер звука.
  2. Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые доносятся из окружающей среды. Желательно, чтобы упражнение выполняли одновременно 2-3 человека. В этом случае подключается эффект соревновательности. Дети по очереди называют, какой звук они выделили из множества воспринимаемых. Если первыми ребенок улавливает голоса, звуки машин, бытовые шумы, то уже через несколько минут слуховое восприятие обостряется, и детское ухо начинает различать тиканье часов, чириканье птиц под окном и пр.
  3. Рассказать сказку, предусматривающую много ролей, где каждый персонаж говорит ярко выраженным тембром («Три медведя», «Теремок»). Предложить дошкольникам определить, голос какого персонажа звучит, характерно проговаривая отстраненную фразу. Например: «Лето заканчивается, и скоро наступит осень».
  4. Подготовить красный и зеленый кружочки, а также несколько карточек, на которых написаны буквы, для игры на восприятие речевых звуков. Задача ребенка заключается в том, чтобы слушать слово, которое произносит ведущий, и определять, есть ли в этом слове звук, изображенный на карточке в руке ведущего. Если звук присутствует в слове, нужно поднять зеленый кружок, если нет – красный.

Слуховое восприятие является фундаментальной стороной развития человека. Благодаря этому виду восприятия человек владеет речью, лучше ориентируется в пространстве, воспринимает музыку и звуковое богатство окружающего мира. Своевременное развитие слухового восприятия поможет ребенку лучше понимать происходящее и полноценно адаптироваться к жизни.

Развитие слуха ребенка от 1 до 3

Развитие слуха ребенка от1 до 3-лет , как и развитие зрения , состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

Слуховое восприятие

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже — замирание.

Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых.

Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, — речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Значительно медленнее развивается у ребенка от 1 до 3-х лет звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте. Для того чтобы развить эту способность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребенка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребенку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий — как «голос» большого.

Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая память» и «восприятие», т.к. сложно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

Слуховая память

Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

К году малыш уже владеет большим набором неречевых и речевых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18-ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения.

К 3-м годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

В целом возрастные критерии слуховой памяти приведены в таблице 3 .

Начинает двигаться при звуках музыки

Смотрит на знакомые предметы, членов семьи,
части тела, которые называют

Пытается воспроизводить серии речевых звуков
с определенной интонацией и ритмом, что
напоминает речь взрослых

Выполняет знакомое действие с предметом по
просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает»
или «кормит» куклу и т.д.).
Просьба должна быть выражена только словами,
без подсказки жестами или взглядом, без
демонстрации того, что просят сделать

Повторяет короткие слова, услышанные в
разговоре взрослых (или воспроизводит их
через несколько часов)

Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот,
который назвали

Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту,
которую назвали

Знает несколько коротких стихотворений,
вставляет в них отдельные слова

Понимает 20-50 слов (имена близких, названия
частей тела, предметов и некоторых действий)

Любит играть со взрослым в «голоса животных»
(например: «Как коровка мычит?» — «Му-у-у»)

Называет обьекты, находящиеся вне поля зрения,
когда слышит звуки, исходящие от них

Понимает 100 слов и более

Повторяет за взрослым предложение из 2-3-х слов

Повторяет за взрослым двустишья или четверостишья
(воспроизводит их спустя несколько часов)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
1. Реакции 2. Приблизительный
возраст появления
реакции (в месяцах)