Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом ,несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

Отчего может нарушаться осанка? Одна из причин заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Следует помнить, что сидение-не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении , в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Чаще всего находясь в детском саду, ребёнок испытывает вынужденное статическое положение (сидя или стоя) на организованных занятиях, требующих сосредоточенного внимания и умственной работоспособности. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является соблюдение режима двигательной активности. Одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Физкультминутка проводится в момент проявления первых признаков утомления детей. Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. Она представлена несколькими физическими упражнениями (3-4упр.), которые выполняются детьми стоя у своих столов или на свободном месте в групповой комнате. Физкультминутка может проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы

Работая с детьми с детьми средней группы детского сада (дети 4-5 лет) мною наблюдается постоянная потребность детей в движении. По сравнению с младшим возрастом, дети стали более подвижны, выносливы. Движения стали более координированы и точны. У детей выросла работоспособность. Но, несмотря на эти изменения, проводя занятия, требующие сосредоточенного внимания и умственной нагрузки, часто наблюдается вялая осанка и неправильное положение тела, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости детей. Анализируя работу, проводимую в младшем возрасте, следует отметить, что детям моей группы очень нравится выполнять движения, сопровождаемые стихотворной формой. Исходя из интересов детей, на занятиях чаще использую физкультминутки, сопровождаемые текстовкой. При выборе физкультминутки мною учитывается вид занятия и его тематика. Так, например, на занятиях по развитию речи часто используется тематика предметного или животного мира. Поэтому целесообразно проводить физкультминутки о предметах или о животных, например:

Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем)

Побывайте в доме том! ( развели руки в стороны)

Гости явятся едва, (повороты влево-вправо)

В печку прыгают дрова. ( прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем)

Угостить торопится. (присели)

Ладушки, ладушки, (хлопаем)

Круглые оладушки! (поднимаем руки вверх и разводим в стороны).

Чёрной ночью чёрный кот (ритмично шагаем)

Прыгнул в чёрный дымоход. (прыжок)

В дымоходе чернота- (присесть, закрыть руками лицо)

Отыщи-ка там кота! (ритмично хлопаем).

На занятиях по развитию математических представлений целесообразно использовать физкультминутки, сопровождаемые счётом, например:

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть (присесть)

Семь, восемь-лень отбросим!(шагаем).

На занятиях по экологическому воспитанию можно использовать физкультминутки, в которых отражена сезонность или в содержании присутствуют явления или объекты природы, например:

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз),

По ночам трещит мороз . (наклоны в стороны).

Во дворе у Снежной Бабы (поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда . (прыжки).

Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся),

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром! (руки в стороны, покружиться).

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу. (руки вверх, плавное покачивание)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук)

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят. (руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад. (присесть).

Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения, например:

Мы топаем ногам,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом!

Таким образом, следует сказать, что особых трудностей по использованию физкультминуток не возникает. Исходя из моих наблюдений, хочется выделить некоторые требования к проведению:

– Детям должно быть удобно выполнять движения.

– Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой.

– Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).

В работу по разучиванию физкультминуток могут быть привлечены родители. Для этого я помещаю перечень физкультминуток на месяц в информационный уголок для родителей в раздел «Учите с нами».

Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Известно, что воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения положения тела: лёжа, сидя, стоя. Мы взрослые должны научить ребёнка правильной осанке, а также, научить его расслабляться. Поэтому физкультминутку можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Я уверена, что только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, может привести к сохранению и укреплению здоровья детей!

1. Н.М.Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2010г.

2. В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». «Вако» Москва 2005г.

3. Н.В.Нищеева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2008г.

Лечебная Физкультура для детской осанки

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте у детей, которые большую часть времени проводят в сидячем положении за компьютером, телевизором или выполнением школьных заданий.

Читать еще:  Аллергия во время беременности: причины возникновения, типичные симптомы и безопасные методы лечения

В целях коррекции и профилактики позвоночника для детей разных возрастных групп рекомендуют проводить упражнения ЛФК. От физического развития ребенка зависит не только его внешний вид, но и здоровье внутренних органов.

Важность ЛФК для становления осанки

В период быстрого роста скелета, то есть в возрасте от 7 до 16 лет, возникает большая опасность нарушения осанки. Родители не часто ругают ребенка за позу за столом, и зря. Неправильная организация рабочего места и большие физические нагрузки на позвоночник, при длительном сидении за компьютером, провоцируют искривления.

Недостаточное развитие мышц, которое наблюдается в юном возрасте, приводит к тому, что позвоночник становится уязвимым, и формируются изгибы.

Ребенок не только некрасиво горбатится, но у него начинают появляться проблемы с работой дыхательных путей, сердечно-сосудистой системой, пищеварительным трактом. Упражнения ЛФК при нарушении осанки у детей ориентированы на то, чтобы:

  • исправить неправильный изгиб позвоночника;
  • укрепить и нормализовать мышцы спины;
  • ребенок привык держать спину ровно в любом положении.

Если в детстве не развить мышцы спины, в более зрелом возрасте возникнут серьезные проблемы, связанные со смещением позвонков.

Противопоказания

ЛФК для детей с нарушением осанки подходят далеко не всем. Есть несколько категорий лиц, которым не рекомендуется обращаться к лечебной гимнастике. Так, противопоказаниями являются:

  1. Наличие травм, переломов.
  2. Очень низкий болевой порог.
  3. Зажимы мышц спины.
  4. Острое протекание болезни.
  5. Наличие воспалительных процессов в организме.
  6. В вертебробазилярном бассейне большое скопление сосудов, что приведет к нарушению кровообращения.
  7. Компрессионный синдром.

Правила выполнения упражнений

Для минимизации риска получения травм и максимальной пользы от проводимых упражнений рекомендуют придерживаться следующих общих правил:

  1. Соблюдайте все рекомендации, которые предоставил вам лечащий врач. Следите за осанкой своего ребенка во время выполнения гимнастики.
  2. Комплексом упражнений можно заниматься как в поликлинике, под присмотром врача, так и в домашних условиях. Главное, чтобы за чадом всегда был контроль и присмотр.
  3. Перед началом домашних процедур родителям, вместе с ребенком, нужно пройти обучающий курс в поликлинике.
  4. Перед каждым сеансом ЛФК для осанки дети должны выполнять пятиминутную разминку. Делайте им массаж спины.
  5. Никогда не торопите ребенка — скорость тут не нужна. Пусть он выполняет все упражнения в спокойном ритме, чтобы резкие движения и рывки не навредили мышцам.
  6. Не используйте штанги и гантели, так как повышенная физическая нагрузка не предусмотрена при проблемах со спиной.
  7. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал болевые ощущения.
  8. Запрещено использовать методы, которые будут направлены на вытягивание позвоночника, например, вис на перекладине.
  9. Нагрузки с каждым разом должны постепенно усиливаться, переходя от простых элементов к более сложным.
  10. Помимо обычных физических нагрузок, используйте методы дыхательной гимнастики.

Таким образом, вы должны различать обычные спортивные упражнения и лечебную гимнастику. Ребенок не должен демонстрировать высокие результаты, а просто развивать мышцы позвоночника для нормального физического становления.

ЛФК для исправления осанки

ЛФК для пятилетнего ребенка при нарушении осанки проводится в игровой форме, так как он может не понимать необходимость выполнения определенных упражнений.

  1. Урок начнем с ходьбы, которая станет своеобразной разминкой. 20 секунд выполняется обычная ходьба, затем 20 секунд – ходьба на носочках. Осанка должна быть правильной, руки находиться на поясе. Следующие 20 секунд нужно ходить, высоко поднимая колени.
  2. Ноги должны стоять на ширине плеч. Ребенок делает глубокий вдох, тянет руки вверх и прогибает спину. Затем он делает выдох и опускает руки в исходное положение. Повторять 5-10 раз.
  3. Положение лежа, руки лежат вдоль туловища. Он должен поднять правую руку вверх и одновременно с этим левую ногу поднять вверх как можно выше. Повторите, изменив руку и ногу. Затем ребенок должен поднимать обе руки и тянуть обе ноги. Повторить не меньше 10 раз.
  4. В положении лежа ребенок поднимает ноги по очереди, не сгибая в коленях. Повторить упражнение на каждую ногу по 5 раз.
  5. В положении лежа ребенок прогибает спину, при этом поднимая руки и ноги вверх. Он должен зафиксироваться в такой позе на несколько секунд, после чего расслабиться. Повторять 5-10 раз.

Если врачи не выявили неправильного формирования позвоночника, это не повод расслабляться. ЛФК для профилактики искривления осанки у детей включает такие упражнения, которые несложно сделать в домашних условиях:

  1. Ребенок берет в руки гимнастическую палку. Затем он поднимает руки вверх, выгибая спину и отводя одну ногу назад. Возвращается в исходное положение и повторяет 10 раз, по очереди меняя ногу. Задача родителя — наблюдать, достаточно ли он прогибается в зоне поясницы.
  2. Ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Дите поднимается на носки, руки поднимает вверх и отводит как можно больше назад. Возвращает их в исходное положение, повторяет манипуляции 8 раз.
  3. Прямая осанка, ребенок поднимает руки вверх, через 2 секунды опускает их к груди. Повторять 10 раз с ровной спиной.

Эффективное ЛФК при искривлении осанки у детей показано на видео. К стандартным упражнениям можно добавить приседания.

ЛФК для школьников

Вследствие недостаточных физических нагрузок медосмотр перед первым классом часто выявляет нарушения в развитии. Ежедневная утренняя зарядка может не допустить подобных ситуаций. Старший член семьи должен контролировать занятия. При обнаружении искривлений врачи назначают ЛФК для детей с нарушением осанки. Видео подробно показывает последовательность упражнений и правильность их проведения.

  1. Ноги расположены на ширине плеч, ребенок поднимает мяч руками вверх. Затем опускает их груди. При этом нужно смотреть на мяч и поднимать голову вместе с ним.
  2. В одной руке держит мяч, заводит ее за спину и перехватывает его другой кистью. Спина должна быть ровной, повторять 10 раз.
  3. Поднять мяч двумя руками над головой. Локти разводятся в разные стороны, при этом лопатки должны почти соединиться. Нужно сделать наклоны в правую и левую стороны.
  4. Положение лежа на спине, поднимаются обе ноги. Нужно сначала развести их в стороны, а затем свести вместе, перекрестив одну за другую. Повторить 10 раз.
  5. Не меняя исходного положения, поднять колени и имитировать ими езду на велосипеде. Повторять в течение минуты.
  6. Ребенок лежит на животе, тянет руки и ноги, приподнимает их на весу и держит туловище в таком положении 1 минуту.

Врачи говорят, что начинать заботиться об осанке нужно уже тогда, когда ребенок только начинает уверенно стоять на ногах. Регулярные тренировки на начальных стадиях искривления позвоночника позволяют остановить патологический процесс и радоваться ровной спине.

Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом ,несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.

Читать еще:  Симптомы и принципы лечения синдрома астении у людей разного возраста

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

Отчего может нарушаться осанка? Одна из причин заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Следует помнить, что сидение-не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении , в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Чаще всего находясь в детском саду, ребёнок испытывает вынужденное статическое положение (сидя или стоя) на организованных занятиях, требующих сосредоточенного внимания и умственной работоспособности. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является соблюдение режима двигательной активности. Одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Физкультминутка проводится в момент проявления первых признаков утомления детей. Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. Она представлена несколькими физическими упражнениями (3-4упр.), которые выполняются детьми стоя у своих столов или на свободном месте в групповой комнате. Физкультминутка может проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы

Работая с детьми с детьми средней группы детского сада (дети 4-5 лет) мною наблюдается постоянная потребность детей в движении. По сравнению с младшим возрастом, дети стали более подвижны, выносливы. Движения стали более координированы и точны. У детей выросла работоспособность. Но, несмотря на эти изменения, проводя занятия, требующие сосредоточенного внимания и умственной нагрузки, часто наблюдается вялая осанка и неправильное положение тела, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости детей. Анализируя работу, проводимую в младшем возрасте, следует отметить, что детям моей группы очень нравится выполнять движения, сопровождаемые стихотворной формой. Исходя из интересов детей, на занятиях чаще использую физкультминутки, сопровождаемые текстовкой. При выборе физкультминутки мною учитывается вид занятия и его тематика. Так, например, на занятиях по развитию речи часто используется тематика предметного или животного мира. Поэтому целесообразно проводить физкультминутки о предметах или о животных, например:

Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем)

Побывайте в доме том! ( развели руки в стороны)

Гости явятся едва, (повороты влево-вправо)

В печку прыгают дрова. ( прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем)

Угостить торопится. (присели)

Ладушки, ладушки, (хлопаем)

Круглые оладушки! (поднимаем руки вверх и разводим в стороны).

Чёрной ночью чёрный кот (ритмично шагаем)

Прыгнул в чёрный дымоход. (прыжок)

В дымоходе чернота- (присесть, закрыть руками лицо)

Отыщи-ка там кота! (ритмично хлопаем).

На занятиях по развитию математических представлений целесообразно использовать физкультминутки, сопровождаемые счётом, например:

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть (присесть)

Семь, восемь-лень отбросим!(шагаем).

На занятиях по экологическому воспитанию можно использовать физкультминутки, в которых отражена сезонность или в содержании присутствуют явления или объекты природы, например:

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз),

По ночам трещит мороз . (наклоны в стороны).

Во дворе у Снежной Бабы (поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда . (прыжки).

Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся),

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром! (руки в стороны, покружиться).

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу. (руки вверх, плавное покачивание)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук)

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят. (руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад. (присесть).

Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения, например:

Мы топаем ногам,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом!

Таким образом, следует сказать, что особых трудностей по использованию физкультминуток не возникает. Исходя из моих наблюдений, хочется выделить некоторые требования к проведению:

– Детям должно быть удобно выполнять движения.

– Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой.

– Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).

В работу по разучиванию физкультминуток могут быть привлечены родители. Для этого я помещаю перечень физкультминуток на месяц в информационный уголок для родителей в раздел «Учите с нами».

Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Известно, что воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения положения тела: лёжа, сидя, стоя. Мы взрослые должны научить ребёнка правильной осанке, а также, научить его расслабляться. Поэтому физкультминутку можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Я уверена, что только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, может привести к сохранению и укреплению здоровья детей!

1. Н.М.Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2010г.

2. В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». «Вако» Москва 2005г.

3. Н.В.Нищеева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2008г.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Читать еще:  Какую ванну принять: разновидности процедур, рецепты и полезные рекомендации

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, плоская, круглая спина и др);
  • изменения во фронтальной плоскости — сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны упражнения для осанки: детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

При уже сформировавшемся нарушении осанки в этом возрасте можно корректировать его с помощью специальных, лечебных упражнений. Они направлены на укрепление мышц в проблемной зоне и на общее развитие мышечного корсета.

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

Дошкольникам недоступна целенаправленная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская гимнастика проводится в игровой форме.

Упражнения, которые можно выполнять ребенку 6–7 лет:

  1. Занятие начинается с ходьбы, которая одновременно служит подготовкой и разминкой. Первые 10–15 секунд выполняется обычная ходьба, но родитель или инструктор должен следить за правильной осанкой ребенка. Следующие 10–15 секунд выполняют ходьбу на носках (руки поставить на пояс). Для разогрева мышц применяют ходьбу с высоким подниманием коленей в течение следующих 10–15 секунд.
  2. Упражнение, которое вытягивает позвоночник, выполняется из исходного положения с ногами на ширине плеч. На вдох ребенок плавно поднимает руки и тянется вверх. На выдохе руки медленно опустить. Выполнять 5–6 раз. Следить, чтобы ребенок не прогибался в пояснице при подъеме рук.
  3. Принять и.п. лежа на спине. Руки свободно вытянуть вдоль тела. Ребенок должен одновременно поднять левую руку и подтянуть к животу правую ногу. Повторить с другой рукой и ногой, а затем выполнить упражнение, поднимая сразу обе руки и ноги. Повторить 6–9 раз (чередовать по 2–3 раза каждую позицию).
  4. И.п. то же. На выдохе поднять прямую ногу до вертикального положения, удержать 1–2 секунды, опустить. Повторить по 2–3 раза каждой конечностью. Родитель следит за тем, чтобы нога не сгибалась в колене.
  5. Из и.п. на животе можно сделать упражнение «Боксер». При выполнении приподнять плечевой пояс и имитировать удары руками (по 3–4 движения каждой).
  6. И.п. такое же, руки вдоль тела. Медленно напрягаясь, ребенок постепенно поднимает грудь, руки и ноги. Немного прогнувшись, положение нужно зафиксировать на 3–4 секунды, расслабиться, вернувшись в и.п. Количество подходов — 4–5 раз.
  7. Встать на колени, руки опустить, голени вместе. Развести в стороны прямые руки, ногу выпрямить и отвести вбок. Вернуться в и.п. и повторить с другой ногой. Сделать упражнение 4–6 раз. Родитель следит за осанкой ребенка.

Профилактические занятия

Комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки можно выполнять с ребенком и в профилактических целях, пока сколиоз не сформирован. Они несложны и доступны в домашних условиях. Дополнить их можно движениями с гимнастической палкой:

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, гимнастической палкой или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

Ссылка на основную публикацию