5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения.

Слуховая память является разновидностью образной памяти. С ее помощью мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим слуховые образы. Начинать работу над развитием слуховой памяти необходимо еще в дошкольном возрасте. Поскольку, приступив к обучению в школе, ребенок значительную часть информации воспринимает на слух. Развитие слуховой памяти у младших школьников должно иметь регулярный характер.

Такая работа в форме игр и упражнений поможет ребенку хорошо освоить учебную программу: овладеть навыками выразительного чтения, правописания, решения устных задач и т.д.

Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения.

Как развить слуховую память у ребенка?

Если Вас волнует вопрос: как развить слуховую память у ребенка, то в домашних условиях можете применять описанные ниже способы.

  • Выполнение упражнений. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны упражнения в игровой форме.
  • Прослушивание сказок. Дети обычно любят, когда им читают сказки. Возьмите себе за правило ежедневно читать ребенку по 1 сказке перед сном, например. А после прочтения, спросите ребенка, о чем была сказка. Также полезно для развития слуховой памяти слушать аудиосказки.
  • Разучивание стихотворений и песен.
  • Прослушивание музыкальных произведений. Музыка запоминается намного лучше, чем услышанная или прочитанная информация. В этом способе можно сочетать приятное с полезным.
Читать еще:  10 страхов молодых мам — разбираемся вместе с психологом

Вы можете выбрать любой из способов. Но лучше задействовать все и регулярно их чередовать.

Упражнения для развития слухового внимания и памяти

Упражнение «Запомни цвета»

Необходимо подготовить цветные карандаши, картинку и рассказ, составленный по сюжету выбранной картинки. Тему можно выбрать любую. Например, “Поиски клада”, “Цветочная поляна”, “Зимние забавы”, “Прогулка по зоопарку”, “Овощи на грядке”, “Собираемся на праздник” и т.д. Ребенок должен внимательно слушать Вашу историю и запомнить цвета предметов на представленной картинке. Затем ребенку необходимо правильно раскрасить рисунок.

Упражнение «Художник»

Упражнение представляет собой усложненный вариант предыдущего. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то не стандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге то, что Вы описали.

Упражнение «Пчелы собирают мед»

Перед проведением упражнения необходимо подготовить фигурку пчелы и цветы, с которых она будет собирать мед. Возьмите цветную бумагу и вырежьте 10 кругов диаметром 5-6 см (это задание может выполнить ребенок). Цветы пронумеруйте. В качестве пчелы подойдет яйцо от киндер-сюрприза.

Разложите цветы в произвольном порядке. Затем озвучьте маршрут. Ребенок, держа пчелу, перебирается с одного цветка на другой по обозначенному маршруту. Начните с простых команд, называя по 2 — 3 номера или цвета. Постепенно усложняйте задание. Если ребенок легко справляется с упражнением, то увеличивайте количество цветов до 15.

Игру также можно проводить в качестве соревнования между 2-3 детьми. Выигрывает ребенок, пчела которого в правильной последовательности облетела все цветы.

Упражнение «Список»

Это упражнение не требует особой подготовки. Вы произносите 10 слов в медленном темпе. Затем ребенок повторяет слова, которые он запомнил. Для большего интереса со стороны ребенка, можете предложить игру. Например, сказать, что Вы составляете список товаров, которые собираетесь купить в супермаркете. То, что он вспомнит из списка и будет куплено. Или, например, пусть ребенок представит, что ему нужно собрать вещи в путешествие. Он сможет взять с собой только то, что запомнит из списка.

Эту игру можно проводить с 2-3 детьми. Например, если к Вашему ребенку пришли друзья. Один ребенок называет слова, которые запомнил, а друзья дополняют оставшимися словами. Другой вариант: ребенок с друзьями по очереди называют услышанные слова по одному. Выигрывает тот, кто вспомнил больше слов.

Также можно попросить ребенка (детей) объединить слова в пары. Например, велосипед-колесо, чашка-блюдце, мышь — нора. Или попросить объединить слова по родовым признакам: одежда, мебель, транспорт, птицы, посуда и т.д.

Еще вариант игры. Трижды произносить последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. В третий раз добавить лишнее слово. Ребенок должен его назвать.

Пояснение: Если у ребенка очень слабо развита слуховая память и он затрудняется запомнить 10 слов, начните упражнение с 6-7 слов, а затем наращивайте их количество. Если ребенок очень легко запоминает 10 слов, можете усложнить задание до 15 слов.

Упражнение «Снежный ком»

Многим известно это упражнение. Суть его заключается в многократном повторении слов и постепенном увеличении их количества. Все слова необходимо запоминать. Сначала выбираете определенную тему. Если Вы играете вдвоем с ребенком, то по очереди называете слова, повторяя все предыдущие. Например, выбираете тему “животные”. Вы говорите “заяц”, ребенок повторяет за Вами“заяц” и добавляет “лошадь”, Вы говорите “заяц, лошадь, верблюд” и т.д. Игра может проводиться до 15-20 слов. Если Вы играете всей семьей, то по кругу произносите слова.

Это упражнение можно провести по принципу предложения. Вы или ребенок произносите предложение из двух слов, а затем постепенно его расширяете, добавляя по одному слову.

Упражнение «Страна сказок»

Подготовка к упражнению: Вам необходимо подобрать сказку, где есть разнообразные персонажи. Вы читаете сказку. Ребенок после прослушивания должен вспомнить всех персонажей. Если сказка хорошо знакома ребенку, то можно изменить имена персонажей. Например, в сказке “Теремок” Вы озвучиваете других животных, которых нет первоисточнике. В сказках “Бременские музыканты” и “Волк и семеро козлят” придумываете имена животным. В сказке “Белоснежка и семь гномов” называете гномов по именам. В сказке “Репка” изменяете персонажей. Можете придумать авторский рассказ.

Используйте регулярно описанные упражнения для развития слуховой памяти у младших школьников. Благодаря этому Вы сможете не только улучшить память своего ребенка и повысить его успеваемость по различным предметам. Вы будете интересно проводить время и сохранять хорошие, теплые отношения с ребенком.

Упражнения на развитие слуховой памяти: примеры, способы выполнения, методические рекомендации

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слуховой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период и активно вести в начальной школе.

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей. Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Читать еще:  Нужно ли пеленание ребенку и его виды: мнения «за» и «против», рекомендации специалистов

Примеры упражнений для развития слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение “10 слов”

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Упражнение “Снежный ком”

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение “Жук”

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение “Что какого цвета”

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение “Нарисуй по описанию”

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение “Выбор”

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как тренировать слуховую память: простые упражнения для детей и взрослых + результат конкурса

Рада приветствовать всех читателей и гостей блога Blog-Bridge.ru. С вами Екатерина Калмыкова. Наверняка каждый из нас ни раз слышал такую фразу «схватывает на лету». Так обычно говорят о людях с развитой памятью, в первую очередь, слуховой.

Есть такие люди — уникумы от природы, но на определенном уровне эти способности — дело наживное. И вообще, я считаю, что практически каждую способность можно развить в себе самостоятельно путем регулярных занятий и упражнений, способствующих данному процессу.

Главное не лениться, не винить во всем матушку-природу или родителей, а трудиться и еще раз трудиться.

Поскольку для блогера, да и вообще для любого человека, очень важно, чтобы эти два вида памяти были развиты как можно лучше. Ведь именно они чаще всего нас выручают, облегчают нам работу и помогают при возникновении определенного рода проблем.

О том, как улучшить зрительную память мы говорили с вами в этой статье. А с ейчас поговорим о том, как натренировать запоминание речи, музыки, иных звуков, чтобы преуспеть в делах и лучше ориентироваться в повседневной жизни, то есть как развить слуховую память.

Читать еще:  Признаки задержки внутриутробного развития плода и ее последствия

Слышать — важное умение

Среди разных видов памяти слуховая занимает свою значительную нишу. Наш мир наполнен звуками, и часто они весьма значимы для нашей безопасности, спокойствия, профессионального и личного развития. Существует определенный набор рекомендаций, как тренировать слуховую память, но сначала давайте вспомним, как этим инструментом умели пользоваться наши предки.

Веками и тысячелетиями от поколения к поколению передавалась важнейшая информация, где-то в виде точных знаний, где-то в форме легенд, сказаний, религиозных и бытовых наставлений, стихов и песен. И ведь запоминали огромные тексты, в том числе, гомеровские поэмы и русские былины, философские трактаты разных авторов, математические выкладки!

Тайные знания сознательно старались не доверять бумаге, их хранили доверенные носители мистического наследия.

Сегодня у ребенка и взрослого есть набор «подручных» гаджетов, помогающих быстро находить нужные ответы, и даже таблицу умножения, теоретически, можно не учить: смартфон с калькулятором работает надежнее джина из кувшина.

Информацию, которая нам важна и интересна, мы запоминаем без труда и не прилагая особых усилий. Музыканту режет ухо фальшь любителей караоке. Талантливый автослесарь по звуку двигателя может определить некоторые его неполадки. Мать по малейшим нюансам интонаций различит голоса близняшек.

Вопрос в том, как помочь себе усвоить другую, менее важную для нас, информацию.

Кратковременная, но такая нужная

У школьников и людей, давно повзрослевших, существует память кратковременная. Ее назначение – это первичная обработка информации для ее понимания. Буквально несколько секунд нужно, чтобы принять услышанное, подвергнуть быстрому анализу, извлечь нужное и отправить этот «урожай» звуков в долговременное семантическое хранилище.

Этот вид слуховой памяти особенно востребован детьми. Ведь они изучают мир, каждый день встречаются с новыми понятиями, расширяют кругозор и словарный запас, учатся логике и запоминанию.

Что же мешает распознаванию и запоминанию со слуха?

  • Рассеянность;
  • Отсутствие интереса к предмету;
  • Болезнь, физиологические проблемы памяти;
  • Слабость или нечеткость звуковых сигналов.

Постарайтесь отсеять эти помехи и потренируйте с ребенком простейшие приемы укрепления разных подвидов слуховой памяти.

Итак, давайте подробнее остановимся на таком вопросе: как развить слуховую память? И отдельно поговорим как это сделать для детей, и для взрослых.

Для детей: учимся, играючи

Как развить запоминание, не отталкивая ребенка от этого занятия?

Это вполне возможно, если занятия организовать в виде игр:

  • «Телефон». Суть: повтори вслух несколько слов, сказанных водящим на ушко. На первом этапе предложите чаду запомнить 3-4 произнесенных вами слова, когда навык закрепится, увеличивайте «дозу» постепенно, доведя до 10 слов. Отлично, если из них испытуемый запомнит 7-8, это искомый результат для долговременной памяти, для кратковременной — чуть меньше.
  • Добавь предмет. Добавление к перечисленному, например, «расставляем» на праздничном столе блюда. Мама говорит, что поставила салат. Ребенок добавляет: хлеб и т.д. Главное – не только назвать больше кушаний, но и не повторять то, что уже «выставлено».
  • Воспроизведи звуковой сигнал, то есть надо повторить набор звуков. Хлопаем в ладоши или стучим по столу, берем в руки металлофон или иначе производим звуки. Ребенок их воспроизводит в нужном порядке.
  • Вспомни пару. Это упражнение не просто на реакцию и абстрактную память, здесь подключается и логика. Пары слов типа: лес-деревья, поле-цветы, школа-учитель произносит ведущий. Потом он же называет одно из понятий связки, ребенок добавляет второе.
  • Подбери ассоциацию. Ассоциации — самое сложное, но и довольно интересное, в развитии предыдущей игры. К каждой из картинок надо будет подобрать ряд тематических слов. Скажем, к картинке с машинкой малыш добавляет понятия: «руль», «колесо», «водитель», может быть, «светофор» и т.д.

Для взрослых: полезное с приятным и увлекательным

Похожие задания можно использовать и для развития слуховой памяти в любом возрасте, ведь законы психики, да и физиологические реакции в основе — те же. И так же, как в ситуации с детьми, у взрослого запоминание идет эффективнее, если оно не «насильственное».

Наверняка каждый из нас с удивлением, спустя многие годы, обнаруживал в своей памяти увлекательные рассказы любимых учителей, а иногда и формулы из физики или математики, что отложились в ходе интересных уроков. Поэтому важно на тренировку настроиться, дать самим себе установку: это не только полезно, но и «прикольно».

Cамые простые приемы:

Прием 1. Перед сном расслабьтесь и постарайтесь из окружающих шумов вычленить конкретные звуки. У соседей по-прежнему громко работает телевизор. За окном, где-то далеко, лает собака. Загудели провода, видимо, ветер усиливается. А на кухне осторожно шуршит оставленным на полу фантиком котенок. Полная картина мира!

Прием 2. В обеденный перерыв или другое удобное время, например, принимая ванну, вспомните какой-то услышанный недавно звук. Пусть это какая-то просьба родственника. Произнесите ее про себя с максимально точной интонацией. Потом попытайтесь изменить громкость и оттенки настроения фразы. Забавно и весьма продуктивно.

Прием 3. Прослушайте отрывок песни или иного музыкального произведения. Поставьте на паузу и повторите. Теперь попробуйте то же самое, но «в виртуальной реальности», без звуковоспроизводящей аппаратуры, в уме. Работает мощно. Учите стихи, выбрав те, что вам реально нравятся, читая их вслух или включив аудиокассету. И время по дороге на работу скоротаете с пользой, и память усовершенствуете, и при случае сможете блеснуть эрудицией перед коллегами, партнерами, другими людьми, которых хочется удивить.

Предлагаю вам пройти тест из видео, который покажет, насколько развита ваша слуховая память. Скажу вам честно, у меня результат не очень хороший. Я уже давно заметила, что зрительная память у меня развита намного лучше слуховой.

Поэтому в последнее время я усердно стараюсь эту ситуацию улучшить. Потом обязательно напишу вам, что у меня из этого получилоась и какие приемы оказались для меня наиболее эффективными.

Скороговорки, последние новости, звук шагов, особенности речи других людей — есть масса вещей, которые мы слышим и можем запомнить. В жизни все может пригодится. Поэтому, будьте внимательны, наблюдательны, не теряйте интереса к окружающему, и тогда слуховая память будет развиваться с минимальными усилиями с вашей стороны.

Результат конкурса «Комментатор-снайпер»

А теперь я хочу поздравить нашего победителя-снайпера, который оставил 400-й комментарий на нашем блоге.

Напишите ваш кошелек и мы переведем выигрыш.

Напоминаю: следующий призер в «снайперском» конкурсе будет тот, кто оставит 500-й комментарий. О всех конкурсах, которые проводятся на блоге, можете прочитать здесь.

Читайте — высказывайтесь в комментариях — выигрывайте!

А я буду с вами прощаться. Пока-пока!

Понравилась статья — поделись ее в социальных сетях!

Подписывайся на обновления блога, чтобы получать все самое интересное прямо к себе на почту.

До новых встреч, с вами была Екатерина Калмыкова

Ссылка на основную публикацию