Использование методов по обучению детей плаванию

Использование методов по обучению детей плаванию

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разносто-роннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умении и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше; произвести полный выдох в воду, чтобы, всплыв на поверхность воды, снова сделать вдох).

Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определенные усилия для дости-гший цели. От того, насколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребенком предлагаемого материала.

Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе занятий, наблюдениях за другими детьми и оценке выполнения ими движении. Этому способствуют простейшие приемы самоконтроля при разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг другу при выполнении заданий парами или группами.

Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обезательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнении и игр.

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повтор упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Только зная состояние здоровья, ур( физического развития, степень подверженности простудным заболева1 индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температуры условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий.

Читать еще:  Чем полезна свекла для детей – все о влиянии овоща на организм ребенка

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках или облегченным способом и т. п.) является одним из условий обучения детей. В этом -усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп, как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приемов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т.п.).

Соблюдение постепенного повышения требований достигается постановкой все более трудных задач и усвоением все более сложных движении нарастании величины, продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Ее постепенное увеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества — выносливость, ловкость, силу и др. Становится возможным увеличивать проплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшать интервалы между ними.

Принцип наглядности при обучении плаванию — один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы — зрительные, слуховые, мышечные — в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом – рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных (объяснение, приказание и т.п.), наглядных (показ, звуковые и зрительные ориентиры, непосредственная поддержка и помощь), практических (упражнения-повторения, игры, соревнования) методов и приемов. Важно, чтобы учитывались задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.

Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.

1. Разучивание движений ног:

а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;

б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук:

а) на суше и стоя в воде;

б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;

в) то же в согласовании с дыханием;

г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).

3. Разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.

Читать еще:  Цистит на ранних сроках беременности: симптомы и особенности развития болезни в первом триместре

4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации — от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными их вариантами.

Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается в воде при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5–10 м, то можно совершенствовать этот навык, увеличивая дистанции (15–25 м и более). Перед повторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыха постепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет к совершенствованию плаватель-ных навыков и физического развития.

На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражне-ния с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.

Плавание для детей 1–6 лет: особенности обучения и тренировок

Пилатес, упражнения на мате / Pilates Mat Work, уровень I

О пользе упражнений в воде известно всем: плавание — это общее здоровье, укрепление опорно-двигательного аппарата, закаливание, эмоциональная разрядка и вид спортивных занятий, доступный любому возрасту. Родители малышей 1–6 лет часто оставляют поход в бассейн на потом. Аргументы обычно связаны с тем, что «ребенок еще маленький, ему рано, он испугается». Истинная причина кроется в родительских страхах, развеять которые может только полная информация о подходах, методах обучения детей и дальнейший результат.

О том, как научить ребенка плавать, расскажет тренер-консультант, инструктор по плаванию для детей и методист «Академии Фитнеса — Украина» Ольга Шведова.

Плавание детей от 1 года до 3 лет

В период 1–6 лет развитие и взросление идет огромными темпами, так что сводить в группах таких разновозрастных детей неэффективно. Ольга замечает: «Для младшего возраста (1–3 года) уроки плавания должны быть индивидуальными. В этот период ребенок преодолевает свои страхи, адаптируется к температурному режиму, социализируется».

Занятия в бассейне для детей такого возраста не ограничиваются строгими рамками, а в обучении нужно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип свободного выбора. Обучение ребенка плаванию начинается с педагогических наблюдений. Своим поведением в воде он сам подскажет тренеру, с чего начинать занятие. Играем, брызгаемся, купаемся, а когда малыш привыкнет к среде, учимся дышать, ныряем.
  2. Принцип игровой тренировки. Вся деятельность малыша в этот период заключается в игре, и инструктор должен построить занятия таким образом, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал. Это существенно поможет детям в освоении упражнений.
  3. Принцип последовательности, или от простого к сложному. Тренеру следует подготовить определенный комплекс упражнений, который будет последовательно переходить от простых заданий к сложным. Цель: развивать плавательные навыки без какого-либо давления на ребенка.
  4. Принцип чередования. Обязательно чередуем нагрузки с отдыхом, работу разных групп мышц. Тут также все занятия проходят в игровой форме.
  5. Принцип индивидуальных особенностей. Последовательность занятий и форма обучения зависят от возраста ребенка, от его психоэмоционального состояния. Методика обучения плаванию малышей основана на конкретных правилах и знаниях, но не имеет четкого алгоритма — необходима импровизация в каждой ситуации.
  6. Принцип общения. Все пояснения должны быть краткими, простыми и понятными ребенку, задачи — ясно сформулированными. Избегаем жаргонных слов, профессионализмов, ни в коем случае не ругаем.
Читать еще:  Профилактика и методики лечения разных форм полиомиелита у детей

Плавание дошкольников: обучение детей 4–6 лет

Ольга отмечает: «Если ребенок в этом возрасте только начинает учиться плавать, будет логично и более эффективно остановиться на индивидуальных занятиях. Здесь тренеру важно найти правильный подход к ученику, и многое зависит от его психоэмоционального состояния. При верном подходе результативность персонального занятия равна результативности занятий в группах».

В 4–6 лет дети уже социализированы, они способны выстраивать контакты между собой, поэтому все-таки рекомендуются групповые занятия. В таком формате возникает дух соревнования, соперничества, развивается дисциплинированность и умение оказать помощь.

Начиная курсы плавания для детей 4–6 лет, целесообразно:

  • объединять малышей в мини-группы по 4–6 человек;
  • занятия проводить 2–3 раза в неделю;
  • комплектовать группы из детей приблизительно одного возраста. Не следует отделять мальчиков от девочек, тем более в этом возрасте требования к нагрузкам не зависят от пола.

Практические рекомендации эксперта

В «Академии Фитнеса — Украина» Ольга Шведова проводит специальные тренинги, объединяющие теоретическую часть с занятиями в бассейне, ведь курсы инструкторов по плаванию неэффективны без практики. Эксперт поделилась практическими советами, которые помогут тренерам и родителям:

  • эффективность обучения зависит от периодичности занятий. Непродолжительные, но частые походы в бассейн обеспечивают больший результат, чем занятия, проводимые дольше, но реже;
  • ни в коем случае не спешите начинать тренировки, если у ребенка водобоязнь. Дайте малышу адаптироваться к новой обстановке, звукам, прислушаться к себе;
  • если необходимо, оставьте вместе с ребенком одного из родителей на 1–2 или больше занятий;
  • любым способом вам нужно завоевать доверие и расположение ребенка к себе;
  • будьте наблюдательны. Умение тренера вовремя заметить готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий обеспечивает хорошую продуктивность занятий;
  • не зацикливайтесь на одних и тех же заданиях — выполнение упражнения заканчивается, как только ребенок теряет к нему интерес;
  • хвалите. Стоит малышу преодолеть какую-либо трудность, как это тут же сказывается на его поведении. Тренер должен непременно отметить такой момент и похвалить ребенка, чтобы тот мог осознать свои достижения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector