Ребенок не отходит от мамы

Ребенок не отходит от мамы

Синдром “прилипчивость”. Что это такое и как с этим бороться? Годовалый ребенок не отходит от мамы ни на шаг. Как приучить маленького ребенка к самостоятельности?

Моя девочка, похоже, слишком зависит от меня. Каждый раз, я выхожу из комнаты, она начинает плакать. Стоит мне заняться чем-нибудь, даже в одной комнате с ней, она тянет меня за ногу и хнычет.
Родители в замешательстве: казалось бы, ребенок должен нуждаться в них все меньше и меньше, а он нуждается больше, чем прежде. Девочка стремиться шагать самостоятельно, и в то же время отступает, как только почувствует, что ее заставляют быть независимой. Однако для малыша, который разрывается между привязанностью и независимостью, между стремлением всё делать самому и возможностью при этом оставаться в безопасности около мамы, такая раздвоенность имеет определенный смысл.
Приятно, конечно, что, как бы не менялся мир вашей дочери, Вы по-прежнему остаётесь в его центре. Приятно, но и обременительно (это известно каждому родителю, справиться с повисшей на ноге “пудовой гирей”, которая вдобавок еще и хнычет). К тому же это мешает не только Вам: малышка может много потерять в физическом и эмоциональном развитии, если будет постоянно липнуть к вам.
В этот сложный переходный период от младенчества к детству, Вы должны найти золотую середину, чтобы малышка росла и развивалась с вашей помощью и защитой, без чрезмерной опеки. Она обретет самостоятельность не скоро: этот процесс начинается с рождением продолжается в детстве, в отрочестве и юности. Однако, чувствуя ваше ласковое поощрение, девочка постепенно перестанет цепляться за ваши ноги и начнёт делать робкие шаги в независимость.

Несколько полезных приемов.

  • Уверенность в том, что Вы вернетесь.

Некоторые дети этого возраста по-прежнему беспокоятся, когда теряют из вида человека, которого они любят. Им кажется, что это навсегда. Преодолеть подобное ощущение помогают игры, которые продемонстрируют ребёнку, что спрятанный предмет никуда не исчезает. Поиграйте с малышкой в прятки. Прячьтесь за дверью или, если ее это очень пугает, за спинкой дивана или кресла в той же комнате. Потом спросите: “Где я?” – и тут же с улыбкой покажитесь: “Вот я!” На протяжении недели постепенно увеличивайте время, в течение которого вас не видно, от нескольких секунд до минуты или двух.

Чтобы контакт с ребёнком не прерывался, пока Вы прячетесь, говорите или напевайте: “Где мамочка? Куда она пошла?” Если на первых порах малышка будет слишком нервничать, попробуйте прятать только лицо (за ладонями, подушкой, книгой) или только часть тела (за шторой или дверью). Можно также прятаться с мишкой или куклой. Когда малышка привыкнет к вашим исчезновением, научите ее так играть.
Стремление к независимости поощрять важно, однако ни в коем случае не оставляйте малыша в комнате одного (если только она не сидит в манеже, откуда сам выбраться не может). Если вы хотите, чтобы ребёнок привык оставаться без Вас, приучайте его к этому только тогда, когда в комнате есть кто-нибудь из взрослых.

  • Проводите время вместе.

Чем больше внимания Вы уделяете своей малышке, тем меньше она его требует. Проводите с дочуркой побольше времени: пойте ей песенки, читайте книжки, играйте в куклы, стройте башни из кубиков, раскладывайте картинки. Это даст ей чувство уверенности и, таким образом, поможет обходиться какое-то время без Вас.

  • Приучайте к самостоятельности постепенно.

Постоянное общение с ребенком не разовьет в нём самостоятельности. Начинайте приучать малышку занимать себя игрой без посторонней помощи.

  • Подготовьте почву для отхода.

Прежде чем отойти от ребёнка (даже если вы уходите на другую сторону той же комнаты), заинтересуйте ее чем-нибудь, что займет ее на то короткое время, пока вы делаете свои дела. Например: “Покорми своего мишку, а я приготовлю обед”.

  • Оставайтесь в пределах досягаемости.

Занимаясь своим делом, время от времени разговаривайте с ребёнком, протяните руку и погладьте малышку по головке или помогите уложить непослушный кубик.

  • Не тревожьтесь.

Иногда родители невольно передают малышам собственное чувство озабоченности. Когда вы уходите от ребёнка, делайте это с улыбкой и приятными словами.

  • Сохраняйте спокойствие.

Если малышка начинает плакать, когда Вы отходите от неё, не реагируете с раздражением или жалостью. Постарайтесь вообще никак не реагировать. И ни в коем случае не отказывайтесь из-за ее крика от собственного дела. Просто скажите спокойным голосом: “Все в порядке. Я сейчас вернусь.” Может быть, сначала она и не поймёт смысл сказанного, однако ваш спокойный тон скорее всего утешит ее. Вернувшись, скажите также спокойно: “Вот и я. Я пришла. Тебе было весело?” Вскоре малышка поймёт, что, когда вы уходите, Вы всегда возвращайтесь, как и было обещано.

  • Пусть ходит за вами “хвостом”.

Если ребёнок сопровождает Вас повсюду в доме (даже в ванную), не запрещайте ей. В ней и так борются противоположные чувства – с мамой или без мамы?

  • Позвольте ей уходить от Вас.

Даже самые липучие малыши часто решают “постранствовать”. Если Вы вместе играли и ребёнку захотелось отойти, чтобы самой заняться чем-нибудь, не мешайте ей (разумеется, если вы при этом не теряйте ее из виду). Малышка должна знать, что уходить от Вас – вполне безопасно.

  • Будьте терпеливы.

Чувство страха у вашего ребенка при разлуке с Вами – нормальное проявление новой стадии развития. С вашей любовью и поддержкой он скоро от него избавиться.

Что делать, если все советы испробованы, а ребенок маму не отпускает?

Не придавайте этому большого значения. Спокойно объясните малышке, что Вам надо отойти: почистить морковку, а то не будет супа, или постирать, иначе не будет чистого белья, и отправляйтесь делать это, даже если она висит у Вас на ноге. Когда ребенок убедится, что его попытки привлечь к себе внимание остаются без ответа, он скорее всего прекратит их.

Тем не менее некоторая “прилипчивость” может сохраниться до самой школы и даже позже. Дети довольно часто липнут к маме или папе, когда их приводят в детский сад или в школу. Общение с другими взрослыми и родительское внимание помогут им повзрослеть, и это качество постепенно останется в прошлом.

1″ :pagination=”pagination” :callback=”loadData” :options=”paginationOptions”>

Детская жадность: причины и рекомендации родителям.

Многие родители замечают у ребенка нежелание делиться своими вещами, игрушками. Приходя в гости, гуляя на детской площадке с ребенком, родителям нередко приходиться краснеть за своего малыша. Ведь их любимое чадо может отобрать у соседа совочек, расплакаться из-за того, что к его игрушке, которую он оставил в песочнице, увлекшись пестрой красивой бабочкой, подошла какая-то девочка. «Это мое!», «Не дам!» часто говорит ребенок и по-своему бывает прав…

В 1,5-3 года у малыша еще не сформировано понятие «чужое». В эти годы ребенку принадлежит весь мир, пока еще нет границ разделяющих мир на чужой и свой. Примерно к двум годам ребенок уже четко произносит слова «я» и «мое». Он перестает говорить о себе в третьем лице, что свидетельствует о важном психологическом этапе в развитии ребенка и о формировании представления о себе.

Читать еще:  Синдром Эдвардса: причины возникновения, клиническая картина, диагностика и лечебные мероприятия

Когда ребенок говорит «мое», он тем самым обозначает свое личное пространство и то, что в него входит, то, что ему дорого. Поэтому иногда дети могут отреагировать эмоционально, если чужой для них человек подойдет и заговорит с мамой, кто-нибудь сядет на их любимый стул, возьмет игрушку. Таким образом, у ребенка формируется чувство собственности. Это период, когда малыш только начинает формировать вокруг себя границы «своего», вследствие чего, в будущем у него появиться понятие «чужого». Понимая законы развития психики ребенка, его отношение к миру, сложно назвать такого ребенка жадным.

Защищая свою собственность, ребенок учиться говорить «нет», что может пригодиться ему во взрослой жизни. Если же он не сформирует эту способность, то может стать объектом для манипулирования. Например, будет потакать капризам окружающих, в ущерб своим интересам, давать деньги в долг, не получая их обратно и целый год выпрашивать у знакомых вещи, которые дал им в пользование на неделю.

С 3 лет дети начинают играть вместе. Идет новый этап социализации. Теперь уже важна не только собственность ребенка, его игрушки в песочнице, но и другие дети и контакт с ними. Само общение выходит на первый план, а игрушки становятся предметами, помогающими организовать игру. Ребенок начинает понимать, что делиться игрушками и в общем, своим пространством с окружающими в его интересах и тем самым он обеспечит себе более интересное и полноценное взаимодействие с окружающей средой.

Если жадность проявляется в 5-7 лет, то это свидетельствует о некоторой дисгармоничности, психологических проблемах, которые прячутся за жадностью. Только разобравшись в них, можно исключить саму жадность. Чаще всего к жадному поведению приводят следующие ситуации:

1. Недостаточное проявление любви, теплых чувств со стороны родителей. Часто такие дети имеют неполные семьи, живут в детских домах или в семье, где родители много работают и не в силах уделять достаточно времени сыну или дочери, а также в семьях, в которых «не принято» проявлять чувства. В такой ситуации для ребенка любой подарок со стороны родителей является особо ценным и служит заменой чувств, которых он не получает от мамы и папы. Ему трудно делиться такими игрушками и сладостями. Поэтому в данном случае для коррекции жадности, необходимо корректировать всю систему внутрисемейных отношений.

2. Ревность к своим братьям или сестрам может проявиться в жадности. Особенно с появлением младшего ребенка, старший ребенок может внезапно усомниться в том, что мама его любит. Интуитивно он чувствует, что мама отдает приоритет в заботе и любви новому члену семьи. Это бывает тогда, когда он видит, как мама носит на руках малютку, баюкает его, не отходит от него ни на шаг и часто не в силах уделить столько же времени старшему ребенку. Впоследствии кроха может ломать игрушки старшего ребенка, что тоже обижает его. Ведь часто младший ребенок остается безнаказанным.

3. Стремление к доминированию является одним из проявлений жадности – этот жажда быть главным, значимым. Часто эти дети ведут себя как «маленькие тираны». Их запросам потакают все члены семьи. В случае отказа, ребенок может закатить истерику, особенно в людном месте. Такой ребенок всегда дает понять, что его желания самые главные.

4. Застенчивость ребенка и не умение налаживать контакты со сверстниками со стороны тоже может выглядеть как жадность. Ребенок сидит в уголке, обняв свою любимую игрушку, и наблюдает за играми остальных детей. Игрушка в руках стеснительного ребенка – единственный близкий и знакомый предмет в окружающей обстановке. И на просьбы других детей, поиграть с его игрушкой, он, конечно, может отказать им, чтобы сохранить ощущение безопасности.

5. Иногда склонность к бережливости тоже может выглядеть жадностью. Но за бережливостью стоит страх, что игрушку ребенка могут сломать, испортить, если он ею поделиться. Просто такой ребенок аккуратно обращается со всеми вещами, и поделиться ими только с теми, кому будет доверять.

Практические советы для родителей:
1. Уважайте собственность ребенка, не отбирайте игрушки насильно, постарайтесь переключить внимание малыша. Не заставляйте малыша делиться своею собственностью, ведь тогда вы покушаетесь на нее, и он может перестать вам доверять. А в будущем такая настойчивость со стороны взрослых может вызвать обратный эффект и ребенок будет отказывать окружающим даже в небольших просьбах.
2. Поощряйте ребенка. Чаще внушайте ему, что он добрый, храбрый, щедрый! Используйте для этого специальные истории о щедрости и доброте.

3. Всеми силами помогайте ребенку создавать лучшее представление о самом себе. Ведь все люди ведут себя на основе представлений о самих себе.

4. Не стыдите и не наказывайте ребенка. Один единственный случай щедрости превратите в событие!

5. Называть ребенка «жадиной» не стоит. Таким образом, вы еще больше заострите внимание ребенка на его поведении, а это может усилить склонность к жадности.

6. Предоставляйте ребенку возможность проявить свою щедрость, помогайте ему, подсказывайте, как это сделать лучше.

7. Показывайте малышу уроки щедрости на своем примере. Делитесь с малышом и с другими людьми, в его присутствии.

8. В обществе детей научите ребенка меняться игрушками. Но сначала предупредите его, что нужно спросить разрешения у соседа.

9. Когда вы идете в гости, берите с собой свои игрушки. В гостях малыш заинтересуется новыми игрушками, а свои сможет одолжить.

До 6-7 лет дети не всегда могут понимать мнение и желание другого человека, смотреть на мир его глазами, ставить себя на место другого. Поэтому в процессе воспитании щедрости стоит набраться терпения. Искреннее желание делиться можно пробудить в ребенке, только если он увидит и почувствует пользу от такого действия, если оно принесет ему удовольствие и радость. А поддержка и одобрение родных людей закрепит его уверенность в том, что он выбрал правильное решение в сторону щедрости и доброты.

Что делать если ребенок боится расставаться с мамой?

Мы все знаем, что страх от расставания в качестве проявления детской привязанности — это не болезнь, но нечто близкое к болезненному состоянию. Иногда вы можете уйти из дома без того, чтобы ребенок обращал на это внимание. В другой раз он будет цепляться за ваши ноги, и его слезы и жалобные крики «Ма-а-а-а-мочка» еще долго будут звучать в ваших ушах, разрывая мамино сердце. И как это ужасно и невыносимо чувствовать вину и беспокойство из-за того, что вы ушли от ребенка, который, кажется, не сможет пережить даже небольшую разлуку с вами. Что мы такого сделали, что наши дети, еще вчера бывшие очаровательными младенцами, стали так остро воспринимать каждое расставание?

Читать еще:  Психологический запор у ребенка 2-5 лет: провоцирующие факторы, возможные осложнения и способы лечения, рекомендации для родителей

Тревога из-за расставания не связана с тем, что мы что-то сделали не так, в результате чего ребенок испытывает в наше отсутствие страх и нуждается в нас. Это всего лишь возрастной этап его развития. Естественно думать, что вы — или кто-то другой — сказал или сделал то, что вызвало у ребенка внезапный страх, однако исследования подтверждают, что период, когда дети испытывают страх от расставания, является совершенно нормальной фазой их развития, такой же, как прорезание зубов.

Страх от расставания — это нормальная реакция адаптации к действительности младенцев и детей, которые вступают в период, когда они начинают осознавать собственную индивидуальность.

Проще понять, если вы подумаете о том, каким бы был этот мир, если бы мы жили в симпатичном, безопасном домике для детей, а не в этом диком и бесконтрольном окружении. В этом возрасте ваш малыш уже осознает, что он может находиться в опасности. Мать-природа привила ему здоровый страх, который заставляет его поступать таким образом. В действительности исследователи наблюдали за поведением приматов в том же возрасте и выявили аналогичное поведение, что подтверждает теорию о том, что подобный страх является неотъемлемой чертой нормальной, адаптивной стадии развития ребенка.

Исследования выявили, что пик страха расставания приходится на возраст в 15 месяцев, однако похожее — и для родителей зачастую незаметное — поведение, известное как протест против расставания, может продолжаться гораздо дольше, иногда даже до школьного возраста.

Во время этого исследования ученые сажали маленьких детей на поверхность стола, который на самом деле был очень прочным, но с наклонной поверхностью. Младенцы не высказывали никакого беспокойства или волнения в отношении собственной безопасности. Дети более старшего возраста тем не менее не были столь смелыми или столь безрассудными. Страшась перспективы упасть, они неминуемо смотрели на своих матерей, чтобы обрести уверенность. Большинство тех малышей, чьи матери улыбались и подбадривали их, вели себя спокойно. Те же, чьи матери выглядели испуганными, отказывались принять участие в эксперименте.

Дети обращаются к своим родителям, когда стоят перед лицом новых испытаний или видят новых людей, потому что родители — источник самозащиты. Они используют родителей в качестве безопасной «домашней базы», когда возникает рискованная, с их точки зрения, ситуация. Совершенно естественно, что они могут чувствовать себя несчастными, когда «оплот их безопасности» удаляется от них. Когда дети станут более способны к адаптации, они будут испытывать меньшую тревогу при расставании с родителями. И вскоре, в один прекрасный день, ваш ребенок сможет самостоятельно справляться с новыми ситуациями, не оглядываясь на вас, и может случиться так, что при долговременной разлуке вы будете волноваться больше, чем ваш ребенок.

Советы психолога примерным родителям.

Никто не будет пугаться? Прежде всего, не оставляйте ребенка с незнакомым ему человеком и в неизвестном ему месте. Это настоящая травма для вашего ребенка — оказаться одному с незнакомым человеком в новом для него месте, что вызовет у ребенка совершенно оправданный приступ страха. Если вы собираетесь оставить ребенка с приходящей няней, несколько раз, когда она будет приходить к вам, останьтесь и побудьте вместе с ней и ребенком, чтобы он мог привыкнуть к ней, и только затем оставьте их одних. Если вы хотите отдать ребенка в детский сад или любое другое детское дошкольное учреждение, попросите воспитателя предоставить вам возможность провести первые некоторое время там вместе с ребенком. Предоставление этого времени для ознакомления поможет ребенку привыкнуть к новым людям и незнакомому месту.

Найти подходящего человека. Не все взрослые сразу же находят общий язык с соседями, работодателями или потенциальными друзьями, и не каждый квалифицированный воспитатель сразу же установит дружеские отношения с вашим ребенком. Если вашему ребенку действительно не нравится няня и он не может поладить с ней, поверьте мнению своего ребенка и найдите кого-то другого, чтобы присмотреть за малышом. Если ребенок не хочет оставаться ни с кем иным, кроме вас, это уже совершенно другой вопрос.

Общий план. Ослабление страха при расставании у вашего ребенка начинается с хорошо запланированного ухода и возвращения. Соберите свои вещи и сообщите приходящей няне, что собираетесь уйти раньше намеченного времени. Когда вы будете готовы, чтобы уйти, скажите ребенку, что вы уходите, обязательно упомянув о том, когда вы вернетесь. Если ваш ребенок может посмотреть на часы, когда вы уходите, это еще лучше, при этом четко укажите ему время своего возвращения.

Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он остался дома с няней, что ничего не произойдет и вместе с няней ему будет весело. В этот момент воспитатель или няня должны подойти и взять ребенка за руку, а вам следует быстро уйти, сказав ребенку «до свидания» и «я вернусь». Чем более длительной будет процедура вашего прощания, тем более тяжелой она будет для вас и для ребенка. Просто идите к двери и выходите из дома, и обязательно вернитесь в указанное вами время, чтобы встреча с ребенком была радостной. Если все было хорошо в ваше отсутствие, вы можете обнаружить, что ребенок отказывается расстаться со своим новым другом, когда для этого наступает время.

Выбор времени — это все. Если каждый раз, когда вы выходите из дома, ребенок мучается от страха расставания с вами, вам следует сделать ваши отсутствия регулярными. Некоторые дети более легко переносят разлуку с родителями, если они знают, когда следует ждать их возвращения.

Долговременная перспектива. Для некоторых детей — примерно для 10-20% — тревога при расставании с родителями является непременным фактом их жизни. Это дети работающих матерей, которым приходится расставаться с детьми, чтобы выходить на работу. Если поведение ребенка не меняется после общения с любящим и надежным воспитателем через несколько недель испытательного срока, возможно, причина кроется в вас. Возможно, вы сами еще не готовы отпустить вашего ребенка и смерится, с тем, что он станет чуть самостоятельным без вас.

Не следует оказывать давления на индивидуальность вашего ребенка — и вы, без сомнений, не захотите подобным образом поступить со своим малышом. Если у вас есть возможность, посвящайте ребенку больше времени в течение дошкольного возраста. Даже если ребенок громко плачет и кричит «Не оставляй меня», примерно в возрасте пяти лет он уже сможет в момент прощания просто сказать вам: «Пока, мамочка».

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Мамы вместе

Мамские вопросы о психологии

«Мамин хвостик». Когда ребёнок не отпускает маму, что делать?

Часть 1. Ребёнок не отпускает маму ни на шаг. Это нормально или ненормально?

Большинство детей дошкольного возраста боятся расставания с родителями, они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать, и это нормально.

Однако есть дети, для которых разлука с мамой непереносима, они слишком привязаны к матери. При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе, или напротив играет в такой тяни-толкай: то «липнет» к маме, то отталкивает её. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой.

Окружающие люди о таких детях часто с некоторым пренебрежением говорят: «цепляется за мамину юбку» или «приставучка». Мне кажется, что дети и их родители, которые сталкиваются с проблемой повышенной привязанности к матери, заслуживают сочувствия и уважения, ведь такая ситуация никогда не возникает на пустом месте, и имеет веские причины.

Читать еще:  Родничок у новорожденного: для чего нужен и как за ним ухаживать правильно?

В этой серии статей мы поговорим о том, что считается повышенной или тревожной привязанностью к матери, почему она возникает, и что делать, чтобы нормализовать привязанность, как помочь такому ребенку пережить разлуку с мамой.

Признаки повышенной привязанности к матери

Повышенную привязанность называют еще тревожной (ребенок постоянно встревожен) или тревожно-требовательной (ребенок всем своим поведением «требует», чтобы мама постоянно была рядом) или симбиотической.

Родители, чаще всего мамы, сами замечают, если что-то не так. Обычно от матери ребенка с тревожной привязанностью можно услышать примерно такое описание ребенка:

«Моей дочери 3,5 года, она меня никуда не отпускает. Если мне нужно куда-нибудь уйти, и она остается с кем-то из родственников, то до тех пор, пока я не приду, стоит около дверей и ждет меня, хорошо, что сейчас перестала плакать, раньше и плакала, и звала меня. Я не могу отдать её в детский сад, что мне делать?»

«Моему сыну 4 года, и он практически не отпускает меня от себя. Я вынуждена оставить работу, и даже в выходные мы с мужем не можем никуда пойти вдвоем. Наш сын даже с бабушкой и дедушкой остается при условии, что один из нас будет дома. Я очень устала от этого. Как мне приучить сына к самостоятельности и не нанести ему травму?»

«Мой ребенок (2,5 года) не отпускает меня, если я ухожу, она постоянно плачет и спрашивает: «Где моя мама?» А один раз я ее оставила в садике на два часа, так у нее была истерика, которая привела к запору, причем к запору с болями. Я теперь боюсь оставлять ее одну даже на 15 минут, пока иду в душ…»

Наиболее ярко привязанность к матери проявляется именно в момент расставания. Хотя практически все дети плохо переносят момент расставания и разлуку с мамой, для тревожной привязанности к матери характерны особые признаки. Рассмотрим их подробнее, чтобы точнее понимать, когда привязанность перестает быть «нормальной»

Повод для беспокойства:

  • ребенок в разлуке с мамой отказывается от еды;
  • ребенок без мамы плохо спит;
  • ребенок спит слишком много (некоторые малыши «бойкотируют» ситуацию, находя убежище во сне);
  • после ухода матери ребенок не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми;
  • у ребенка после расставания с мамой появляются необъяснимые с медицинской точки зрения недомогания;
  • ребенок без мамы постоянно плачет, тоскует, капризничает и не дает себя утешать.

Если хотя бы один из этих признаков становится постоянным атрибутом расставания и разлуки с мамой, значит, ребенок нуждается в помощи. Лучше посоветоваться с врачом или детским психологом.

Поскольку все мамы ( а также папы, бабушки и дедушки ) очень тяжело переносят то, что ребенок расстраивается, плачет и возмущается, расставаясь с мамой, они временами склонны любое недовольство ребенка расценивать как признак чрезмерной привязанности к матери.

Обозначим поведение ребенка, которое взрослые чаще всего ошибочно расценивают как тревожно-требовательное, хотя нет повода для беспокойства.

Всё в порядке, если:

  • Ребенок (в возрасте до 4 лет) громко плачет и кричит, расставаясь с мамой, но через несколько минут успокаивается, отвлекается на игры, общается с другими людьми.
  • Иногда ребенок «вдруг» начинает особенно болезненно реагировать на разлуку с мамой, хотя до этого реагировал спокойно. Это «вдруг» проходит через несколько дней и обычно предшествует «прорыву» в развитии.
  • Внезапные приступы «прилипчивости» к маме связаны с резким изменением обстоятельств жизни (переезд, привыкание к детскому саду, рождение младшего брата или сестры, приезд родственников). По мере того, как жизнь входит в привычное русло, и ребенок привыкает к новой ситуации, привязанность к маме тоже становится нормальной.
  • Ребёнок приболел, очень устал или перевозбужден: хочет спать, но не может уснуть. Как только причина устранена, ребенок спокойнее отпускает маму.
  • Ребёнок переживает возрастной кризис: В некоторые возрастные периоды происходит естественное обострение привязанности к матери и страха ее потерять: обычно такие периоды приходятся на 7-12 месяцев, затем в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, затем около 3-3,5 лет, и накануне поступления в школу — около 7 лет.

Обычно мама гораздо тяжелее переживает такие возрастные приступы повышенной привязчивости, чем сам ребенок. Обычно от мамы ребенка в такой возрастном кризисе можно услышать:

Мой ребенок, которому 1 год и 10 месяцев не хочет отпускать меня на работу. Он с няней с 6 месяцев. И всегда спокойно меня отпускал — целовал в щечку и махал ручкой. А тут вдруг раз — и слезы градом, и истерика… Как только я ухожу, все сразу прекращается. Но это расставание меня сильно расстраивает каждое утро. Хочется все бросить и остаться дома…

Разумеется, все дети — разные, и возрастные рамки и тяжесть прохождения этих кризисов очень индивидуальны.

В раннем детстве важные этапы в развитии сменяют друг друга с необыкновенной быстротой, и каждый скачок в развитии предваряется внутренним беспокойством ребенка. Ребенок стремительно растет, развивается, и в какой–то момент ощущает острую необходимость в маме, ее надежных объятиях, уютных и безопасных, чтобы почерпнуть в них уверенность и энергию для новых «вылазок» в большой мир. Поэтому когда ребенок вдруг становится слишком привязчивым, чаще всего это означает, что он вскоре порадует родителей новым достижением.

Такие периоды просто нужно пережить. Ребенку поможет пройти такие трудные периоды жизни любовь, забота и доступность родителей. Если родители смогут проводить с ребенком много времени, с пониманием отнесутся к его стремлению вернуться «под мамино крыло», чаще будут обнимать и целовать ребенка, такой ребенок быстрее преодолеет трудности роста, и снова станет достаточно самостоятельным и независимым.

Почему же некоторым детям трудно преодолевать трудности взросления, становиться самостоятельными, почему они болезненно привязаны к матери, тогда как другие дети спокойно отрываются от мамы, хотя сохраняют эмоциональную связь с ней? Ответить на этот вопросы можно, если последовательно рассмотреть, как формируется привязанность ребенка к матери, а затем то, какие причины могут помешать естественному ходу развития привязанности.

Наталья Гусева, кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector