Психологические запоры у детей: методы лечения

Психологические запоры у детей: методы лечения

Тело человека полностью покрыто рецепторами, которые реагируют на любые проявления внешней среды. Если в жизни человека, особенно ребенка, случаются серьезные и напряженные ситуации, могут возникать различные сбои в работе пищеварительного тракта. Так, под влиянием сильного стресса или нервного потрясения могут сокращаться мышцы кишечника и препятствовать нормальному передвижению каловых масс по кишечнику. В этом случае восстановлением душевного покоя можно наладить стабильный процесс дефекации. Далее более подробно рассмотрим, как лечить психологический запор у ребенка.

Как появляется запор

Можно выделить следующие психологические причины запоров у детей:

  • Неправильный образ жизни приводит к возникновению затвердевания шлаков в толстом кишечнике. Преимущественно кроме стресса к потере влаги приводит летний период и отсутствие жидкости в ежедневном меню.
  • Стрессовые ситуации вызывают нарушения пищеварения, которые приводят к поносу или запору.
  • Во время адаптации к общественным помещениям практически каждый ребенок переживает сильное нервное потрясение. Бывают категории детей, которые просто боятся ходить на горшок в детском саду из-за стресса и личных психологических переживаний. Дети, которые боялись ходить в туалет в общественных помещениях, страдают проблемами с пищеварением.

Далее попробуем выявить причину нарушения стула, а именно с появлением запора у детей разной возрастной категории:

  • Дети двухлетнего возраста. Это период, когда детей приучают к горшку или взрослому туалету. На этом этапе могут возникать различные психологические потрясения, которые негативно сказываются на пищеварительном процессе.
  • В трехлетнем возрасте дети могут переживать больший стресс при знакомстве с новыми людьми. Именно в этом возрасте происходят фундаментальные изменения в жизни каждого малыша. Например, в детском саду дети боятся сходить в туалет, что приводит к развитию запора.
  • Четырехлетние дети более адаптированы к окружающей среде, поэтому легче переносят все трудности окружающей среды. При этом, именно в этот период наблюдается интенсивный переход на взрослый рацион питания, который может привести к развитию запора.
  • Достаточно редко, но возможны запоры у пятилетних детей. Это взрослые дети, пищеварительная система которых оперативно справляется с пищеварительным процессом.

Симптомы и осложнения

Психологические запоры у детей проявляются следующими симптомами:

  • Резкая потеря аппетита.
  • Отсутствие дефекации в течение двух дней.
  • Наличие желтой слизи в каловых массах.
  • Кровянистые выделения в детских испражнениях.
  • Наличие фрагментарных выделений, которые напоминают «овечий» кал.
  • Ухудшение аппетита.
  • Ухудшение сна.
  • Ухудшение психологического состояния.

Наличие запора может привести к следующим негативным последствиям:

  • Интоксикация всего организма.
  • Нарушение работы важных органов и систем.
  • Обострение существующих патологий организма, например, могут возникать болевые ощущения и кровотечения в заднем проходе.

Методы лечения

Психологические запоры у детей нужно лечить комплексно только после диагностики в клинике. Только комплексное и профессиональное обследование позволит определить причины развития запора, что поможет подобрать эффективные методы лечения.

Восстановить стабильный процесс дефекации можно с помощью следующих советов:

  • Детям 2 года жизни рекомендовано диетическое питание с натуральными смесями.
  • Детей 3 лет приучают к общественным туалетам под контролем психолога.
  • Дети 4 лет обязательно должны пройти обследование в клинике, если есть подозрение на нервный срыв.
  • Психосоматика каждого пациента важна для того, чтобы определить степень заболевания.

Специальные диеты при запорах являются первой рекомендацией при всех видах запоров, ведь именно сбалансированное питание позволяет наладить стабильный пищеварительный процесс.

Психологическая помощь ребенку

Итак, можно попробовать следующие психологические приемы:

  • Детей нужно хвалить за хорошие дела. Если малыш боится общественных мест и пытается сдерживать дефекацию, то нужно стараться хвалить за каждую положительную попытку. Даже если опорожнение кишечника состоится в трусы. У ребенка должен быть сформирован четкий рефлекс, что позволит избежать проблем со стулом в будущем.
  • Дети любят мультфильмы и сказки, поэтому можно попробовать этот метод для расслабления мышц брюшной полости. В форме сказки нужно объяснить ребенку, что важно регулярно опорожнять кишечник. Это позволит устранить психологические проблемы, а именно боязнь туалета.
  • Для того чтобы расслабить мышцы кишечника и ускорить процесс дефекации, рекомендуется давать малышу пластилин. Когда ребенок что-то делает руками, он расслабляется и забывает о психологических проблемах. Данный метод позволяет преодолеть страхи и восстановить стабильный стул.

Профилактика

Для того чтобы избежать развития запора у детей, следует придерживаться следующих рекомендаций доктора Коморовского:

  • Приучаем ребенка к активному образу жизни.
  • Соблюдаем режим питания.
  • Свободное время проводим на свежем воздухе.
  • Поддерживаем нормальную влажность в помещении.
  • Следим за регулярным стулом.
  • Хвалим ребенка за хорошие поступки.
  • Обеспечиваем положительную атмосферу в семье.

Психологический запор у ребенка 2-5 лет: провоцирующие факторы, возможные осложнения и способы лечения, рекомендации для родителей

Что такое психологический запор, причины какого характера его вызывают и чем он отличается от обычного? Обо всем этом и пойдёт речь в данной статье.

Проблемы с нормальным стулом у взрослых – это явление не редкое. Практически каждый третий ощущал на себе неприятные симптомы в связи с отсутствием дефекации. При этом большинство даже не догадывается об настоящих причинах данного заболевания.

В результате перемены режима питания или рациона, или образа жизни с недостаточной физической активностью человека могут появиться проблемы с дефекацией. Обычные затруднения с дефекацией спровоцированы патологиями в кишечнике и в других органах желудочно-кишечного тракта, если его вовремя не вылечить он может перейти в хронический запор. Для лечения обычного запора необходимо начать питаться правильно, вести более подвижный образ жизни и использовать специальные свечи, которые обладают хорошими смазывающими качествами.

В медицине выделяют еще один вид запора – неврогенный. Под ним подразумевают отсутствие нормального стула, которое не имеет объективных причин и объясняется наличием психологических проблем или патологий нервной системы. Поскольку подавление позыва на дефекацию вызвано психологическими факторами, чтобы вылечить такой недуг следует обращаться к неврологу или психотерапевту.

Читать еще:  Самые точные симптомы и признаки многоплодной беременности и народные приметы

Психологические проблемы запора

Существует множество психологических причин отсутствия нормального стула. Среди самых распространенных можно выделить следующие:

  1. Заболевания нервной системы;
  2. Психические заболевания;
  3. Стрессовые ситуации;
  4. Командировки, частые поездки. Человек не может опорожниться в незнакомом для него месте.
  5. Скользящий график работы. Не вырабатывается привычка на определенное время испражнения;
  6. Синдром раздраженного кишечника.

Как определить причину появления неврогенного запора?

Чаще всего точно определить почему возник неврогенный запор у взрослых достаточно тяжело. Выявить проблему и определить недуг, который стал причиной запора, можно лишь при появлении других симптомов. К примеру, боли в животе и плохой аппетит, бессонница и головная боль, усиленное газообразование, метеоризм и тому подобное. Если при обследовании выявлены заболевания, влияющие негативно на работу кишечника, следует предпринять все меры, чтобы их устранить. Точных рекомендаций как бороться с неврогенным запором дать нельзя – это дело лечащего врача пациента.

Неврогенный запор у ребенка и его основные причины

Сталкиваясь с таким недугом как психологический запор у ребенка, большинство родителей понятия не имеют, что делать. Эта болезнь начинается с обыкновенного запора в связи с неправильным питанием и растет эта проблема с каждым днем так, что родители начинают паниковать.

Почему возникает психологический запор у ребенка?

В результате проблем с пищеварением и обычным запором, ребенок во время похода в туалет начинает чувствовать боль. В итоге формируется боязнь дефекации. Малыш начинает бояться, что в следующий раз ему снова будет больно опорожняться, от этого он зажимается, до последнего сдерживается, и может даже обкакаться. Такая ситуация опять вызывает затруднения с дефекацией и болезненные ощущения у ребеночка.

Психологический запор у ребенка 1,5-2 лет часто возникает в период приучения к горшку. Иногда проблема со страхом похода в туалет появляется на почве применения неправильных методов воспитания, когда родители могут сильно поругать ребенка, который не попросился на горшок и «сходил в туалет» в штанишки. Как результат, малыш может прийти к неправильному выводу, связав гнев родителей не с выпачканными штанами, а с самой процедурой дефекации. Разумеется, теперь ребенок, чтобы не расстраивать родителей, будет до последнего терпеть.

Неврогенный запор у детей может возникнуть в разном возрасте, однако зачастую данное явление педиатры наблюдают у деток от двух до четырех лет.

Психологический запор у ребенка 3 года случается в период привыкания к детскому саду или, когда ребенок оказывается в незнакомом месте (в гостях, в больнице). Когда ребенок сознательно сдерживает испражнения и долгое время игнорирует позывы, в конечном итоге, это влечет за собой самого нарушения механизма дефекации, запор может приобрести хронический характер. Малыш может ощущать страх перед походом в туалет даже в нормальных условиях, поскольку уже подсознательно ожидает боли.

В свою очередь хронический запор может спровоцировать в той или иной степени следующие последствия:

  1. Появление трещин прямой кишки, болезненности и кровотечений из заднего прохода;
  2. Плохое всасывание полезных веществ;
  3. Отравление организма;
  4. Воспаление слизистой оболочки;
  5. Повышение газообразования;
  6. Нарушение местного кровообращения;
  7. Развитие неврологических проблем.

Родителям не стоит воспринимать проблему у ребенка только как трудность с походом в туалет, хронический запор является серьезным недугом, который нужно начинать лечит как можно скорей.

Как лечить психологический запор?

Существует много методик лечения проблем с отсутствием нормального стула. Их использование зависит от того, почему возникла проблема сбоя механизма работы кишечника. Поэтому перед началом лечения запора и приемом каких-либо медикаментов, необходимо обратиться к врачу для определения диагноза. Поскольку самостоятельный прием лекарств может повлечь за собой усложнение состояния и обострение основной болезни.

Лечение психологического запора у взрослого человека

К решению проблемы неврогенного запора у взрослого следует подходить поэтапно. Первым делом следует выявить психологическую причину отсутствия нормального стула. Процесс испражнения напрямую зависит от работы головного мозга. Перистальтика и продвижение каловой массы к выходу из прямой кишки контролируется нашим подсознанием, которое нам не подвластно. Но управлять можно сознанием, поэтому для решения проблемы с отсутствием позывов к опорожнению следует осознанно обдумать ее и заставить кишечник работать в некомфортных условиях.

Когда подходит время необходимого испражнения нужно увеличивать количество выпитой воды. Будучи в гостях, командировке или другой не привычной обстановки в свой рацион стоит добавлять больше количества клетчатки, кислых фруктов и овощей, которые способствуют ускорению вывода кала наружу.

Ну и, разумеется, для борьбы с отсутствием регулярного стула следует увеличить свою физическую активность. Ходьба, бег, плавание помогут избавиться от проблем с запором.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

Если у вашего ребенка отсутствует постоянный стул, это может быть психологический запор, что делать в таком случае? Чтобы помочь преодолеть неврогенный запор необходимо сделать следующее:

  1. Обеспечить малышу мягкое безболезненное испражнение. При появлении неврогенного запора следует обязательно обратиться к гастроэнтерологу, чтобы сдать анализы на копрологию и дизбактериоз. Врач может обнаружить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и прописать лечебный курс. Гастроэнтеролог также порекомендует лечебную диету для ребенка.
  2. Придать ребенку психологической уверенности. Необходимо с помощью похвалы, игр, сказок убедить ребенка, что какать — это обычный повседневный процесс и совершенно безболезненный.

Психологический запор у ребенка

Психологические причины запоров у детей

Запор является нередким явлением для детей всех возрастов. В основной массе случаев он проявляется у детей в возрасте от четырёх до пяти лет, при этом для него характерны индивидуальные возрастные особенности. Это объясняется различиями в режимах питания детей дошкольного возраста и детей в возрасте до одного года.

Читать еще:  Замирание плода: причины патологии, как определить в домашних условиях, профилактика рецидивов

Если ребёнок пребывает в возрасте старше трёх лет, отдельную роль в возникновении запоров играют причины психологического характера. Они могут быть самыми различными, от стресса при посещении детского сада, до конфликтов и скандалов внутри самой семьи ребёнка. Дети достаточно остро воспринимают ссоры между родителями, непонимание и ругань. Подобные обстоятельства тормозят нервную систему ребёнка, задерживая её дальнейшее развитие и формирование. И это при том, что именно в функции нервной системы заключается контроль за функционированием кишечника, его опорожнением и наполнением. Наблюдается растягивание прямой кишки, раздражение рецепторов, при этом в нервную систему происходит подача импульса от них. Именно в это момент ребёнок понимает, что пришло время сходить в туалет по-большому.

В некоторых случаях у ребёнка может появиться страх посещения туалета в незнакомом месте и непонятной для него обстановке. Это может касаться садика, пребывания в гостях или где-нибудь ещё. В том случае, если позывы к дефекации сдерживаются на протяжении длительного временного промежутка, возможно перерастание запора в хроническую форму.

Кроме того, проблема может быть скрыта в индивидуальных особенностях психической организации ребёнка. Например, если ребёнок медлителен по своей природе, это может отображаться во всём, в том числе и скорости протекании обмена веществ в его организме, следствием чего станет функционирование его кишечника. Насмешки и осуждение со стороны окружающих, прежде всего близких ребёнку людей, способны привести только к усугублению ситуации.

Ещё одним психологическим фактором, оказывающим своё непосредственное влияние на возникновение запоров у детей, может стать боязнь боли у ребёнка. Малыш может начать избегать посадки на горшок после того, как он уже однажды испытал боль от акта дефекации. Это может принять устойчивый характер и проявляться достаточно долго даже тогда, когда кал принял нормальную консистенцию и дискомфорта не ощущается.

У ребенка психологический запор, что делать?

Несложно объяснить возникновение запора с психологической точки зрения. В том случае, если у ребёнка уже имелся опыт нескольких болезненных дефекационных актов, он может начать пытаться в течение длительного времени задерживать процесс посещения туалета. Причиной может служить его опасение относительно возможности повторения боли. При этом при задержке стула больше двух дней происходит затвердевание каловых масс и запор примет физиологическую стадию.

Не следует приучать ребёнка к горшку слишком активно, в этом случае он может начать сопротивляться и специально задерживать стул, в этом случае результатом может стать перерастание запора в хроническую форму.

Психологические запоры очень часто отмечаются у детей в возрасте от года до двух лет. Внимательное и чуткое отношение родителей малыша к происходящему способно помочь ребенку преодолеть ситуацию и справиться с ней.

Первым делом родителям следует в целях снятия синдрома боли добиться регулярного мягкого стула у их ребёнка. После этого надо уговорить ребёнка посидеть на горшке некоторое время. Ребёнка при этом следует хвалить, уговаривать, при этом следует обращать внимание на то, что ему не больно и больно уже не будет. Осень важно, чтобы он хорошо запомнил новое для себя ощущение. Слишком много внимания уделять происходящему не нужно, но и не следует бросать ребёнка одного. Самым оптимальным вариантом станет попытка зафиксировать внимание на чем-то внешнем, завлечь его игрой, загадкой, сказкой.

Можно в игровой форме пытаться моделировать схожие ситуации, настраивая ребёнка таким образом на «свершения». Рекомендуется разыграть сценки, в которых игровые персонажи сперва боятся горшка, затем постепенно привыкают к нему и начинают воспринимать процедуру естественно. В большинстве случаев малыш включается в ситуацию и сам старается стать воспитателем для своих героев. При этом его фантазия подтолкнёт его к изобретению нового питательного рациона для своих героев, а также новых упражнений, которые им помогут. В это время взрослым надлежит внимательно следить за реакцией ребенка на происходящее и направлять процесс.

Психологический запор у ребенка, как лечить?

Эффективным средством для лечения психологического запора у ребёнка является применение сиропа лактулозы. Лечение надо проводить поэтапно, небольшими порциями, начинать с 2 мл в сутки, с постепенным увеличением суточной дозы на один миллилитр. После достижение дозировки уровня десяти миллилитров в сутки надлежит давать ребёнку лактулозу в таком объёме на протяжении временного срока от недели до трёх. Следует отметить, что лактулоза не относится к числу химических средств и поэтому не оказывает существенных побочных эффектов, а также не вредит организму.

Некоторые случаи, в которых ребёнок не может какать дольше недели, эффективно применение специальных слабительных средств, например, глицериновых свечей. Если ребёнок использует различные предлоги для того чтобы не ходить в туалет, необходимо вставить ему в попу четвёртую часть свечи и держать, для того чтобы средство не выскочило. При этом надо заранее приготовить горшок, поскольку действие препарата не заставит себя долго ждать. После того, как ребёнок закончит успешно всю описанную процедуру надо обязательно похвалить его.

Прежде чем применять слабительные глицериновые свечи надо получить консультацию у специалиста. Получив его одобрение не нужно затягивать с приёмом слабительного, поскольку кишечник малыша не должен привыкать к искусственной стимуляции.

Диета при психологическом запоре у ребенка

Диета при психологическом запоре у ребёнка имеет существенные отличия от подобных диет у взрослых людей. Прежде чем приступать к посадке ребёнка на диету надлежит получить консультацию у врача для того чтобы выяснить причину такого состояния. Бывают случаи, когда только лишь соблюдений предписаний диеты бывает мало для окончательного выздоровления.

Читать еще:  Кордоцентез: цель анализа и этапы выполнения процедуры, достоверность результатов и возможные осложнения

Из питательно рациона ребенка надо изъять продукты, обладающие свойствами обволакивания, а также замедления кишечной активности. К таким относятся всевозможные каши, в первую очередь из манной и рисовой крупы, шоколад, какао, кисели, различные бульоны. В рацион ребёнка надо включать составляющие, которые повышают кишечную моторику, к ним относятся свежие фрукты и овощи, а также сухофрукты. Для устранения последствий запоров целесообразно принимать продукты на кисломолочной основе, хлебную выпечку с содержанием отрубей, овсяные хлопья. Целесообразно давать ребёнку натощак свежевыжатые соки из абрикосов, слив и яблок, а также вишни. Для детей постарше рекомендуется применение в пищу минеральных вод как средства слабительного действия.

По рекомендациям диетологов возможно разделение продуктов, обладающих слабительным воздействием на организм на три основные группы:

  1. Способствующие усилению перистальтики посредством увеличения общего объёма содержимого кишечника.
  2. Продукты обволакивающего действия, благодаря которым пища лучше двигается по желудочно-кишечному тракту. В основном это всевозможные масла растительного происхождения.
  3. Заключительную группу составляют средства, действие которых заключается в раздражении слизистой оболочки кишечной полости.

Неврогенный запор у ребенка: причины и решение проблемы

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОРА

На самом деле у психологического запора причины не всегда психологические. По наблюдениям педиатров, наиболее часто первопричиной такой проблемы является неправильное питание. Нередко к 2—4 годам родители перестают строго контролировать рацион детей, позволяя им есть много не полезной еды: различные сладости и сдобу, фастфуд, пить сладкую газированную воду и т.д. При этом малыши в этом возрасте очень неохотно едят овощи и мало пьют воды. В совокупности такие нарушения питания очень часто приводят или к расстройствам кишечника, сопровождающимся вздутием, метеоризмом и диареей, или к развитию физиологического запора, при котором каждый акт дефекации сопровождается неприятными ощущениями. Неудивительно, что у ребенка вырабатывается рефлекс «какать — это больно», и он начинает всяческими способами оттягивать поход в туалет. Такое поведение быстро закрепляется, и развивается неврогенный запор.

Вторая по распространенности причина данной проблемы — стресс, который испытывает ребенок во время неправильного приучения к горшку. Если родители или воспитатели в детском саду приучают малыша ходить на горшок с жестким принуждением, в некомфортных условиях, стыдят его, сравнивают с другими детьми, подолгу держат на горшке, наказывают, у него формируется негативный опыт и отношение и к горшку, и к самому акту дефекации. Если своевременно не обратить внимание на эту проблему и не предпринять правильные меры по разрушению сложившегося стереотипа, психологический запор может перейти в хроническую форму, что негативно повлияет на состояние здоровья ребенка, существенно ухудшит качество его жизни и в течение долгих лет будет доставлять много неудобств.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

4 года. В 4-летнем возрасте главной причиной проблем с дефекацией является неправильное питание (вредные продукты, дефицит в рационе овощей и фруктов, еда всухомятку и т.д.), вследствие которого нередко развиваются или расстройства кишечника с диареей, или физиологический запор. Обе ситуации неприятны во всех смыслах и способны привести к формированию негативного опыта в отношении дефекации с последующим развитием психологического запора.

5 лет. Обычно в этом возрасте неврогенные запоры возникают редко, так как дети уже в состоянии осмыслить информацию о том, насколько важно правильно питаться, а также регулярно и своевременно опорожнять кишечник. Зачастую в этот период родители продолжают исправлять собственные ошибки, совершенные в предыдущие годы, развенчивая сложившиеся у ребенка негативные стереотипы относительно акта дефекации.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ И ЛЕЧИТЬ НЕВРОГЕННЫЙ ЗАПОР?

Рекомендации педиатров и психологов но этому поводу можно разделить на две равноценные по значению группы — абстрактные и конкретные. В первой группе лишь две позиции, но их важность невозможно переоценить, без них никакие практические действия не принесут желаемого результата. Это безусловная любовь к малышу и огромное терпение. Приучайте ребенка к горшку постепенно, без давления и наказаний, в доброжелательной спокойной обстановке, с учетом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. Кому-то эта процедура дается легко и быстро, а кто-то осваивает ее в течение долгих месяцев. Искусственно, а тем более неумело ускорять этот процесс крайне нежелательно.

При этом следует помнить, что оптимальной периодичностью дефекации ребенка является один раз в день. В пределах нормы — 1 раз в 2 дня. Обеспечение этого условия —залог нормального функционирования ЖКТ и безболезненного акта опорожнения кишечника.

Что же касается практических действий, направленных на предотвращение развития и лечение психологических запоров, то врачи советуют:

Во-первых, не допускать развития кишечных расстройств и физиологического запора вследствие неправильного питания. Для этого нужно ввести в рацион ребенка много свежих фруктов и овощей в свежем, отварном, запеченном или тушеном виде. Для улучшения работы кишечника полезно включать в детское меню чернослив, курагу, инжир, тыкву в любом виде, свежие (в 1-й день приготовления) кисломолочные продукты, а также контролировать, чтобы ребенок часто и много пил воды и полезных напитков (компотов, морсов, киселей и др.). При этом нужно ограничить употребление малышом сладостей, свежего хлеба, выпечки, сладкой газированной воды, фастфуда. А лучше всего не приучать ребенка к такой еде.

Во-вторых, обеспечить правильное бесстрессовое обучение малыша ходить «по-большому» на горшок, а не в подгузник или штанишки. Для этого, кроме любви, терпения, позитивного настроя и спокойствия, пригодятся небольшие психологические хитрости:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector