Развиваем вестибулярный аппарат у детей

Развиваем вестибулярный аппарат у детей

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

Что такое вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе. А его формирование заканчивается только к 10-12 годам.
Малыш учится переворачиваться, садиться, ползать. Он встает, падает, делает первые шаги, осваивает прыжки и бег. Кажется, что навыки приходят один за другим без особых усилий. Но без правильного формирования вестибулярного аппарата гармоничное развитие двигательной активности ребенка невозможно.

От рождения до года Тренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении.

В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов.

Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.
С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик»

Полеты у мамы или у папы на руках — это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов.

Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам.

Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку — бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 лет В год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред.

Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения.

Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно.

Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет «Батут»

Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.
В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым.

Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз»

Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.
Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке — задача не самая простая, зато какая увлекательная!
Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата детей

Маленьких детей зачастую в транспорте сильно укачивает, что беспокоит их родителей. В таких случаях даже непродолжительная поездка на машине превращается в проблему и создает множество неудобств. Связано это обычно с недостаточно развитым вестибулярным аппаратом.

Читать еще:  Как научить ребенка ездить на велосипеде — эффективные способы и советы

Данную статью мы подготовили для того, чтобы рассказать вам об упражнениях для вестибулярного аппарата у малышей. Начинать занятия можно почти с самого рождения и продолжать примерно до 7 лет.

В общих чертах о вестибулярном аппарате

Начав выполнять с ребенком специальные упражнения, вы разовьете ловкость, выносливость и физическую активность своего чада. Сам вестибулярный центр представляет собой орган, который воспринимает изменение положения тела в пространстве, а находится он в внутри уха и окончательно формируется лишь к 10 или 12 годам.

Когда начинать тренировки вестибулярного аппарата детям?

По мере развития вестибулярного аппарата ребенок начинает переворачиваться, садиться, ползать. Затем он встает, падает и начинает делать первые шаги, после чего осваивает бег и прыжки. Со стороны может показаться, что все эти навыки даются малышу без особого труда, но тренировки вестибулярного аппарата у малышей могут поспособствовать более гармоничному развитию активности.

Упражнения до двух лет

Сначала рассмотрим упражнения для вестибулярного аппарата у деток возрастом до одного годика:

Качание

Взяв маленького ребенка на руки, разворачивайте свое туловище в разные стороны. Начинайте с нескольких поворотов и плавных движений, постепенно повышая продолжительность упражнения и скорость движений.

Упражнение с мячом

Вам понадобится фитбол, на который нужно положить малыша на животик или спину, придерживая его. Далее начинаем плавно раскачивать ребенка в стороны и вперед-назад, по-разному чередуя эти движения.

Когда малышу исполнится 7-8 месяцев, можете ставить его на мяч на ножки, придерживая за руки или за туловище подмышками. Сделайте так, чтобы с вашей поддержкой малыш немного попрыгал.

Полеты на руках

Возьмите малыша на руки лицом вниз, согнув конечности в локтях. Начните играть в самолетик, двигаясь с малышом по квартире – он будет летать на руках. Меняйте скорость полетов и выполняйте движения вниз-вверх.

Качели

Тренировка вестибулярного аппарата для детей может включать упражнение под названием «качели», которое можно делать, когда малыш научится держать головку. Сядьте на диван, вытяните ноги и положите сверху малыша. Придерживайте ребенка за руки и начните плавно поднимать-опускать свои конечности, сгибая их в коленях. Все маленькие детки любят подобные качели.

По кочкам

Подходит упражнение детям после трех месяцев. Посадите малыша на свои колени и начните игру, приговаривая: «По кочкам и по кочкам, да по ровной дорожке, а затем в ямку бух». Перемешайте кроху вниз и вверх, смещая в стороны и позволяя проваливаться в вымышленные ямки. Всем крохам нравятся подобные веселья, но вы должны надежно держать свое чадо, не позволяя ему свалиться на пол.

Упражнения от годика до двух

Примерно с годовалого возраста малыши начинают стоять на ножках и неуверенно ходить. Заметив, как ваше чадо пытается начать это делать, старайтесь быть рядом и контролируйте его намерения, не позволяя малышу получить травму.

Весело шагаем

Деткам нравится ходить между двумя родителями, которые держат их за обе ручки. Периодически малыши повисают, поджимая ножки – это неплохая тренировка вестибулярного аппарата у детей. Не противьтесь этому детскому развлечению, а поддерживайте малыша.

Ныряем

Решив научить своего малыша нырять и плавать, вы сможете хорошо потренировать вестибулярный аппарат крохи. В воде детки, как и все люди, становятся легче, а вестибулярный аппарат переносит несколько иные воздействия, по сравнению с сушей. Все это дает малышу возможность улавливать восприятие своего тела в пространстве.

Танцы

Для тренировки вестибулярного аппарата у детей от 1 до 2 лет включайте музыку и устраивайте танцы с ребенком, показывая крохе, как кружиться, подпрыгивать и выполнять другие танцевальные движения. Поддерживайте ребенка, чтобы он не упал и не ударился.

Отправляйте своего малыша играть на детских площадках, так как катание с горки, качание на качелях и прочие детские веселья отлично тренируют вестибулярный аппарат у детей.

Упражнения от двух до пяти лет

Ориентировочно с двухлетнего возраста детки учатся и начинают активно прыгать, делая это обычно на домашнем диване. Существуют и другие упражнения на развитие вестибулярного аппарата у детей старше двухлетнего возраста.

Увлекательная гимнастика

Каждый малыш постепенно научится кувыркаться и делать мостик, стоять на ножке и даже ходить на руках, если вы будете ему помогать. Можете даже отправить малыша на гимнастику, где его всему обучит опытный тренер.

Море волнуется раз

Все помнят об этой увлекательной игре. Она хорошо тренирует вестибулярный аппарат малыша, поэтому можете поиграть в нее с ребенком. Игра помогает деткам учиться поддерживать равновесие, находясь в неудобных позах.

Юла

Развить вестибулярный аппарат ребенка помогает это незамысловатое упражнение. Слегка раскрутите малыша с закрытыми глазами на месте. После их открывания малышу покажется, что окружающие его стены и пол начали плыть. Вестибулярный аппарат малыша начинает активно работать, приводя восприятие в норму.

Классики

Эта игра, знакомая многим, является неплохим упражнением для вестибулярного аппарата для детей 5-6 лет. Как вы помните, в ней необходимо прыгать на одной ноге по начерченной схеме. Вестибулярный аппарат, поддерживающий равновесие и обеспечивающий координацию движений, отлично тренируется.

Что касается упражнений для развития вестибулярного аппарата у детей 7 лет и старше, к ним относятся всевозможные игры в мяч, догонялки с друзьями и прочие активные времяпрепровождения.
В случае тяжелого нарушения вестибулярного аппарата у детей рекомендуем незамедлительно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям. К какому врачу обратиться при нарушениях вестибулярного аппарата, узнайте из другой нашей статьи.

Развиваем вестибулярный аппарат у детей

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

Читать еще:  Все о лечении дисплазии тазобедренных суставов у детей: показания к ношению шин и широкое пеленание ребенка

Что такое вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе. А его формирование заканчивается только к 10-12 годам.
Малыш учится переворачиваться, садиться, ползать. Он встает, падает, делает первые шаги, осваивает прыжки и бег. Кажется, что навыки приходят один за другим без особых усилий. Но без правильного формирования вестибулярного аппарата гармоничное развитие двигательной активности ребенка невозможно.

От рождения до года Тренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении.

В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов.

Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.
С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик»

Полеты у мамы или у папы на руках — это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов.

Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам.

Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку — бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 лет В год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред.

Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения.

Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно.

Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет «Батут»

Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.
В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым.

Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз»

Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.
Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке — задача не самая простая, зато какая увлекательная!
Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вестибулярная устойчивость и равновесие характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. Координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Школьный возраст ребенка – это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств, в том числе вестибулярной устойчивости и равновесия, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся, учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Читать еще:  Катаракта у детей: причины и симптомы заболевания, эффективные методы терапии

Проанализировав методы развития координационных способностей, был сделан вывод о том, что для развития координационных способностей детей школьного возраста используются разнообразные методы: методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный метод. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

Проведя исследование на подготовительном этапе было выявлено, что у детей низкий уровень вестибулярной устойчивости и равновесия. Подобрав игры, игровые упражнения и сюжетно – игровые уроки в формировании данных способностей.

На заключительном этапе проанализировав результаты, выявили, что включение игровой деятельности в уроки физической культуры, позволяет улучшить результаты вестибулярной устойчивости и равновесия.

В результате исследования выяснили, что игровая деятельность в младших классах составляет основу и является наиболее лучшим средством для развития вестибулярного аппарата и равновесия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин, Б.А. теория и методика физического воспитания: учеб. Для пед. ин-тов / [Текст]- Под ред. Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 2010 287 с.

2. Бабанский, Ю.К. Требования к современному уроку. Физическая культура в школе [Текст] / Ю.К. Бабаннский // Москва.: Просвещение. 2010.- №6.- с.7-10.

3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий терминологии. [Текст] Т.М. Балыхина// Москва.: МГУП, 2009. 160 с.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 2005.

5. Бондаревский, Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста [Текст]: Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 2011. – С.153-177.

6. Глобенко, Т.К. Подвижные игры на уроках физкультуры. – Нальчик.1971.-158 с.

7. Годик, М.А. Спортивная метрология: учебник для ин-товфиз.культуры. Текст под ред. Годик М.А. М.: Физкультура и спорт, 2009. – 192 с. 6.

8. Григорьев, О.А. Для развития координационных способностей./, О.А Григорьев// “Физическая культура в школе”, №6 с.46, 2013 г.

9. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киев, 2010.- 175с.

10. Гугин, А.А. Физическая культура в школе [Текст] /А.А. Гугин// «Совершенствовать функцию равновесия» 2013.- №3- С.36-39

11. Журов, М.Н. Подвижные игры [Текст]: Учебник для СПО/., М.Н. Журов, Куликова Т.А. 4-е изд., стереотип..- Москва:”Академия”, 2013. 160 с.

12. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов СПО/Р.Э Зимницкая.- 2-е изд.,стереотип..- Москва Академия, 2012.- 145с.

13. Приймаков, А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет[Текст] // Наука в олимпийском спорте. – 2013. – №1.- С.53-59.

14. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. [Текст]: учебное пособие для пед. ин-тов. и училищ / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников- М.: Просвещение, 2010. – 191с.

15. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. / [Текст]- 2-е изд., перераб. и доп. Ю.В. Менхин. – М.: «СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт», 2011. – 256 с.

16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст]: учеб.пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова – М.: «Академия», 2014. – 2-е: изд. – 368 с.

17. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов СПО/ Ю.М.Кабанов – Минск, 2011.

18. Карпеев, А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений[Текст]: учебник для СПО/ А.Г. Карпеев, В.А. Автамонов.- 3-е изд., стеретип..- Москва: Академия, 2013. -176с.

19. Коротков И. М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 2012.- 192с.

20. Кудрявцев, М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. [Текст] М.Д. Кудрявцев// Москва: АПКиПРО, 2013. – 123 с.

21. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Мн.: Нар. Асвета, 2008.

22. Ломейко В. Ф., Ищенко Н. С. Студенту о физическом воспитании[Текст].- Мн.: Нар. Асвета, 1980

23. Лях В.И. О классификации координационных способностей [Текст] Теория и практика физической культуры. -2012. – №7.- С. 28-30.

24. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте [Текст] // Физкультура в школе. -2011. – № 5. – С. 25-28.

25. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 2010. – 159с.

26. Майорова Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Лопина Н.Г / Под ред. В.И. Усакова. – Красноярск, 2006.

27. Хрипковой,А.Г.Мир детства: Младший школьник[Текст]: / под редакцией А.Г. Хрипковой. – 2-е издание. – М.: Педагогика,1988. – с.272

28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: «Академия», 2012. – 135 с.

29. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2012.- 130 с.

30. Шестаков, М.П. Основы научно – методической деятельности в физической культуре. / М.П. Шестаков// [Текст] Москва: Спорт. 2012. -184с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector