Как понять, готов ли ребенок к детскому сад
Как понять, готов ли ребенок к детскому сад
На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому. То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский. Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.
По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).
Марина Слинькова, семейный психолог
Готовность к автономиии
С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:
К яслям надо уметь:
- засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
- пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
- есть самостоятельно. Хотя бы руками
- обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал
К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:
- иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (в песочнице или в группах раннего развития)
- проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
- изъясняться простыми предложениями
- самостоятельно (хоть и не на скорость) надевать штаны или платье
Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть. Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить. Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.
Готовность к разлуке
Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.
Анна Девятка, психолог-консультант
Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам. Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот. Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности. В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше. И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло. На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.
Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.
Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.
Анна Девятка, психолог-консультант
Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас. Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4). Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.
Как отличить адаптацию от неготовности
Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё.
Плач – это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой – это сигнал, что ребенок не готов.
Марина Слинькова, семейный психолог
Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».
Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.
Анна Девятка, психолог-консультант
Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.
Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.
Диагностика готовности ребенка к детскому саду
Елена Щербинина
Диагностика готовности ребенка к детскому саду
Данная анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к условиям пребывания в дошкольной группе. Высказывания под соответствующими номерами отражают высокую вероятность легкой адаптации детей. Курсивом выделены противоположные признаки, существенно затрудняющие привыкание малышей. Оценив ситуацию, можно выделить неблагоприятные предпосылки и начать с ними работать, чтобы заблаговременно предвосхитить нежелательное развитие событий при вхождении ребенка в группу.
1. У ребенка обычно ровное, позитивное настроение.
Часто бывает капризен и раздражителен без очевидной причины.
2. Малыш любознателен, проявляет интерес ко всему новому.
Ребенок неохотно пробует новую еду или надевает новую одежду; с осторожностью относится к новым игрушкам.
3. Малыш подражает действиям взрослых или старших братьев (сестер); детям на детской площадке.
Ребенок предпочитает играть один или с родителем.
4. Ребенок быстро и охотно отзывается на Ваши просьбы о помощи.
Ребенок часто игнорирует просьбы взрослых или нуждается в их многократных повторениях.
5. Ребенок умеет самостоятельно занять себя игрой.
Ребенок практически не играет самостоятельно; нуждается в участии родителей, дедушек, бабушек, братьев.
6. У малыша сформированы гигиенические навыки: сам ходит в туалет, умеет мыть и вытирать руки.
Гигиенические навыки не сформированы или сформированы частично.
7. Ребенок умеет раздеваться и одеваться (кроме застежек, футболок, свитеров, водолазок); ему требуется Ваша незначительная помощь.
Взрослый полностью одевает и раздевает малыша сам.
8. Ребенок умеет пользоваться ложкой (возможна незначительная помощь); сам пьёт из кружки.
Ребенка кормят взрослые. Пьёт из поильника (бутылочки).
9. У ребенка хороший аппетит.
У ребенка выраженная избирательность в еде.
10. Малыш может не менее 10 минут заниматься одним делом: лепить, слушать сказку, наклеивать наклейки и проч.
Ребенок очень непоседлив; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Часто бросает начатое, не доводя до конца.
11. Ребенок имеет опыт расставания с мамой и нахождения в обществе других близких взрослых (без мамы).
Малыш чрезвычайно привязан к маме, спит с родителями. Никогда и нигде не оставался ни с кем, кроме мамы.
12. Ребенок владеет речью (звуковой, жестовой) настолько, что может высказать свои желания.
Ребенок не говорит, жестикуляция не выражена. О желаниях ребенка мама часто догадывается сама.
13. Распорядок дня дома соответствует режиму детского сада.
У ребенка нет четкого режима или есть существенные расхождения с графиком дошкольной группы.
14. Обычно дома спокойная доброжелательная обстановка.
Ребенок часто является участником или свидетелем домашних ссор и конфликтов.
Консультация «Адаптация ребенка 3–4 года к детскому саду» Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в.
Консультация «Диагностика готовности к школьному обучению» Исследование памяти 1 –Кратковременная речевая память (методика 10 слов) Лурия А. Р. 2- «Образная память». Данная методика предназначена.
Игра в период адаптации ребенка к детскому саду Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться.
Как подготовить ребенка к детскому саду? Вашему малышу уже 1,5 года? Вы планируете отдавать его в детский сад? Тогда мои советы могут помочь вам подготовить ребенка к садику так,.
Привыкание ребенка к детскому саду С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается.
Родительское собрание «Адаптация ребенка к детскому саду» Родительское собрание в 1 младшей группе «Адаптация ребенка к детскому саду» Подготовила и провела: Иконникова В. А. воспитатель МБДОУ.
Сказка для адаптации ребенка к детскому саду Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело.
Как понять, готов ли ребенок к детскому сад
На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому. То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский. Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.
По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).
Марина Слинькова, семейный психолог
Готовность к автономиии
С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:
К яслям надо уметь:
- засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
- пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
- есть самостоятельно. Хотя бы руками
- обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал
К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:
- иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (в песочнице или в группах раннего развития)
- проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
- изъясняться простыми предложениями
- самостоятельно (хоть и не на скорость) надевать штаны или платье
Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть. Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить. Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.
Готовность к разлуке
Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.
Анна Девятка, психолог-консультант
Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам. Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот. Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности. В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше. И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло. На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.
Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.
Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.
Анна Девятка, психолог-консультант
Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас. Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4). Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.
Как отличить адаптацию от неготовности
Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё.
Плач – это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой – это сигнал, что ребенок не готов.
Марина Слинькова, семейный психолог
Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».
Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.
Анна Девятка, психолог-консультант
Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.
Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.
15 признаков готовности ребенка к детскому саду: тестируем малыша
А стоит ли?
Конечно, — да! Ведь детский сад — это начало социальной жизни человека. Его достижения, успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько хорошо он освоил в детстве искусство коммуникации. И при всем желании ни родители, ни бабушки, ни няни не смогут заменить ребенку коллектива сверстников. Кроме того, в детском саду малышу придется все делать самому, что не только ускорит процесс формирования самостоятельности, но и приведет к развитию разнообразных других способностей.
Только во сколько?
Вопрос неоднозначный, поскольку определяющим фактором является даже не возраст, а степень готовности ребенка. Одни малыши в год-полтора с удовольствием бегут в детский сад, а есть такие, которых и в пять лет туда не затащишь — все индивидуально.
Как понять?
Готовность ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим, психологическим и социальным.
Диагностикой биологической зрелости обычно занимается врач-педиатр. Критериями могут служить размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки) и зубная формула. На основании этих данных делается вывод о том насколько уровень развития ребенка соответствует (опережает/отстает) своему календарному возрасту.
Под социальной готовностью понимают способность ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Он должен: слушаться взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять четкий распорядок дня, установленный в детском саду. А также: уметь общаться, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих, довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.
Если вы все еще сомневаетесь, отдавать ли ребенка в сад, воспользуйтесь специальным тестом*. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.
Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Не всегда — 2 балла
Уверен ли ребенок в себе?
Не всегда — 2 балла
Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?
Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?
Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл
Просится ли ребенок на горшок?
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет, и ходит мокрый — 1 балл
Есть ли у ребенка отрицательные привычки?
Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл
Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?
Иногда — 2 балла
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Иногда — 2 балла
Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
Не всегда — 2 балла
Никогда не играет сам — 1 балл
Как ребенок общается с взрослыми?
Легко идет на контакт со всеми — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
Два часа и больше — 3 балла
Меньше 2-х часов — 1 балл
Какой аппетит у ребенка?
Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл
Как ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла
Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл
Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Прогноз адаптации:
v ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;
v условно готов — 39-24 балла;
v не готов — 23-16 баллов.
*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. Москва, 2007.