Развитие ребенка

Развитие ребенка

Формирование у ребенка уверенности в себе во многом зависит от того, как с ним общаются родители

12 советов, как развить в ребенке уверенность

«Я боюсь, что не сдам экзамен», «Я думаю, что меня не возьмут в школьную команду», «Я не уверен, что смогу играть на гитаре так же хорошо, как папа». Вам приходилось слышать от своего ребенка нечто подобное? Если ваш ответ положительный – значит, вашему ребенку не хватает уверенности в себе.

То, что вы делаете и что не делаете, слова, которые вы говорите и не говорите ребенку, чувства, которые вы выражаете или не выражаете – все это влияет на его уверенность в себе. Чтобы развить в ребенке уверенность, вы должны правильно с ним обращаться.

Рассмотрим, какие ваши действия могут в этом помочь.

1. Любовь и принятие

Разумеется, вы любите своего ребенка, несмотря ни на что. Но знает ли об этом сам ребенок? Знает ли он, что вы его любите, принимаете и уважаете его выбор?

Проявляйте к ребенку любовь, даже если вы не можете делать это все время. Ребенок должен знать, что его любят и принимают, независимо от его преимуществ и недостатков. Безусловная любовь – это основа для того, чтобы ребенок смог вырасти уверенным в себе человеком.

Главное – уважайте своего ребенка как личность.

2. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, исправляйте недостатки

Никто не идеален, и дети – не исключение. Но, чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, вы не должны зацикливаться на недостатках.

Воспитание детей стоит нацеливать на развитие сильных сторон их характера. При этом ребенок должен чувствовать себя способным развиваться и выполнять различные задачи. В противном случае (например, ребенок плохо учится в школе, терпит поражения в спорте и т.д.) помогите ему увидеть свои сильные стороны. Расскажите ему, в чем он силен.

Это не означает, что вы не должны обращать внимания на все ошибки. Научите ребенка извлекать уроки из его ошибок, но особое внимание обращайте на его достижения. Это напомнит ребенку, что он может добиться успеха, если захочет.

3. Не бросайтесь на помощь ребенку при первой трудности

Родителям свойственно защищать своих детей и делать все возможное, чтобы они не чувствовали горечь поражения, разочарование или боль. Но бросаться на помощь ребенку каждый раз, когда он сталкивается с малейшей проблемой – плохая идея. Вы можете оказывать ему какую-либо помощь, но решать свои проблемы ребенок должен самостоятельно.

4. Позвольте ребенку принимать решения

Принятие решений – важный жизненный навык, который ребенок должен освоить, чтобы обрести уверенность в себе. Принятие решений воодушевляет ребенка, потому что он видит разные возможности и может выбирать то, что ему больше подходит. Но, пока зрелость еще не наступила, ребенок может не знать, как принимать решения.

Чтобы помочь ребенку научиться принимать решения, сначала предоставляйте ему два варианта на выбор. Например, шестилетней дочери вы можете предложить выбрать, что надеть в школу (разумеется, в разумных пределах). Но объясните ей, что она не может выбирать, идти в школу или нет.

Позволяя своему ребенку делать здоровый выбор (например, что надеть, какой фильм посмотреть и т.д.), вы также учите его брать ответственность за свои решения.

5. Поощряйте и развивайте таланты ребенка

У многих детей есть особые интересы. Одни любят музыку или танцы, другие от природы хорошо рисуют. Определите, в чем талантлив ваш ребенок, и развивайте его способности. Если ваш ребенок любит рисовать, запишите его в художественную школу. Если ему нравится какой-либо вид спорта – отдайте его в спортивную секцию.

Развитие склонностей и талантов ребенка отлично помогает укрепить его уверенность в себе.

6. Давайте ребенку ответственность

Один из самых эффективных способов укрепить уверенность ребенка в себе – давать ему небольшие задания, которые он точно сможет выполнить. Осознание того, что ребенок может выполнить что-то самостоятельно, может привести его в восторг. Когда вы легко выполняете какое-либо задание, не испытывая при этом трудностей, ваш мозг «заряжается» и готов к выполнению новых задач. Поэтому лучше всего поручать ребенку простые дела по дому. Не забывайте похвалить его, когда он сделает порученное дело хорошо.

Например, восьмилетнему ребенку можно поручить кормить собаку каждое утро. Когда он будет делать это без напоминания, похвалите его за это.

7. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает

Когда ребенок выполняет что-то не так, родители часто делают ему замечания. Но не менее важно хвалить его, когда он все делает правильно. Однако родители часто забывают об этом. Разумеется, не стоит хвалить ребенка за каждую мелочь, но если он приложил усилия и справился с задачей или делает что-то правильно в течение долгого времени, похвалите его.

Например, если ребенок в течение нескольких недель без напоминаний кормит собаку, оцените его усилия по заслугам. Даже простое «молодец» укрепит его уверенность в себе.

8. Научите ребенка позитивному самовнушению

Самовнушение – это внутренний диалог с самим собой. То, что мы себе говорим каждую минуту, сильно влияет на нашу самооценку и уверенность в себе. Наши мысли влияют на наши эмоции и на наши потенциальные успехи. Поэтому, если ребенок считает, что может справиться с каким-либо делом, его шансы на успех значительно возрастают.

Внушая себе позитивные мысли, маленькие дети учатся контролировать себя и добиваться успеха в жизни.

9. Ставьте ребенку реалистичные цели

Самый верный способ заставить ребенка сомневаться в собственных силах – давать ему задания, которые он не сможет выполнить. Но, если вы хотите, чтобы ребенок добился жизненного успеха и вырос здоровым и уверенным в себе, ставьте ему реалистичные цели, соответствующие его возрасту.

Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился играть на фортепиано, это вполне реальная цель. Но нереально ожидать, чтобы он научился играть за месяц. В таком случае лучше ставить ребенку краткосрочные цели: выучить ноты, научиться играть простые мелодии и т.д. Но, если вы желаете, чтобы через месяц занятий ребенок выиграл музыкальный конкурс, вы настроите его на неудачу и разочарование, а не на уверенность в себе.

10. Позвольте ребенку принимать собственные поражения

Как бы вы ни старались, вы не сможете уберечь ребенка от неудач и поражений. Как и все люди, ваш ребенок время от времени будет терпеть неудачи, чувствовать боль и разочарование. И это нормально. В таких случаях недостаточно просто сказать ребенку: «Не вешай нос» или «Не принимай близко к сердцу».

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей до года: эффективные методы, полезные советы родителям

Научите ребенка быть эмоционально гибким и спокойно принимать победы и поражения. Скажите ему, что иногда терпеть поражение – это нормально, и в следующий раз он может выиграть, если постарается.

Ребенок способен учиться на своих ошибках и исправлять их в следующий раз. Суть в том, чтобы объяснить ребенку, что неудачи – это естественно, и после них всегда можно найти способ достичь успеха.

11. Будьте хорошим примером для подражания

Вы не уверены в себе? Сомневаетесь в своих способностях? Если да, то как вы можете ожидать, что ваш ребенок вырастет уверенным в себе?

Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы говорите. Разберитесь со своими проблемами с самооценкой и уверенностью в себе и станьте для ребенка хорошим примером для подражания.

12. Поощряйте ребенка выражать свои чувства

Уверенный в себе ребенок может выразить свои чувства, не испытывая при этом дискомфорта и не проявляя излишней эмоциональности или агрессии. Уверенность в себе проявляется в том, чтобы выражать чувства здоровым образом, а также знать, когда нужно проявлять спокойствие.

Поощряйте ребенка выражать чувства в устной или письменной форме. Научите его сохранять спокойствие в трудных ситуациях. Объясните ребенку, что не стоит подавлять свои чувства, потому что они могут проявиться, когда он будет испытывать трудности.

Порог гордости

Излишне самоуверенный ребенок рискует стать невротиком.

“Как ты, только лучше”

Уже в три-четыре года она подолгу крутится перед зеркалом, позируя в маминой шляпке, набрасывает на плечи тонкие шарфики, примеривается к туфлям на высоком каблуке. Придут гости, так она обязательно должна быть в центре: жеманится, кокетничает, поет и танцует, громко декламирует стихи. И никому из гостей не сказать ни слова, выступает только она. Этих “актрис” (в большинстве своем – девочек) не унять, они хотят поговорить и с тем и с этим, но, как правило, только чтобы показать себя и вызвать восхищение других: “А вот смотри, как я умею прыгать, как громко я умею петь, какие у меня бантики. ” А увидев, скажем, рисунок сверстника, не могут не сказать: “Это некрасивый рисунок, ты посмотри на мой”.

Зазнайка постоянно сравнивает себя с другими, и понятно, что всегда “в свою пользу”. Вот Оленька, например, со слов моей младшей дочки, сказала однажды ей: “Ты хорошая, потому что играешь со мной. А я такая же, как ты, только лучше”.

Кстати, если этой Оле что-то не по нраву, тут же – истерика, слезы рекой, бурные объяснения и сцены вне зависимости от того, ушли гости или нет. Она никогда ни в чем не признает себя виноватой, всегда обвиняет, припоминает старое, всегда “железно” убеждена в своей правоте. И не помнит ничего, что к чему-то обязывает ее саму.

Их цель – вечный праздник. И получается так, что за нее делают ее дела, а родители, что бы я им ни говорила, твердят: “Дороже обойдется, лучше ее не трогать, сделать самим”.

Строгость и скромность

Ох и намучаетесь вы с этими девочками! Ваше главное оружие в борьбе за ребенка против способного сильно навредить ему свойства характера – жесткость! Как только такая девочка, уже года в три, встала перед зеркалом в маминых туфлях, надо не умилиться ее забавной неловкости, а тут же высмеять, ведь это начало! Когда она начинает вертеться среди гостей, требуя восхищения собой, не смущайтесь, отправляйте ее в другую комнату, несмотря на слезы.

Никаких огромных бантов, никаких “причесок”, украшений, сережек в ушах! Никаких комплиментов! Напротив, постоянно говорите зазнайке о том, что взрослые люди (если уж ей так хочется чувствовать себя старше) не любят тех, кто “выставляется”. Для этих детей восхищение ими – смысл жизни, ваше суждение будет неожиданным и “прозвучит”.

С раннего возраста пресекайте у таких детей стремление всегда и во всем обвинять других – и тоже как можно жестче! “Если еще раз у тебя “кошка разобьет вазу” – пеняй на себя!” А когда, будучи сама виновата, такая девочка ринется обвинять всех и вся – не спорьте, а посмейтесь над ее нехитрыми уловками. Только так она смутится и задумается.

С раннего возраста девочку-зазнайку целенаправленно приучают к труду. Уже в пять лет они должны мыть за собой посуду, чистить свою обувь, стирать варежки, а потом и погладить белье, приготовить обед, пропылесосить. Если она в ответ раскричится, будьте настойчивы, строги и последовательны, выдержите 10-15 минут свою позицию, напомните ей, и она примется за работу. “Есть у “демонстративных” детей одно, но огромное положительное качество – они, как правило, умны, – пишет известный психотерапевт Вилен Гарбузов. – И неустанно борясь с отрицательными тенденциями “демонстративных”, родители уповают на их ум!”

Страх самоуверенного

Сейчас, когда в общественном настроении во главе угла ставится достижение успеха едва ли не любой ценой, воспитание в ребенке превосходной самооценки, честолюбия, бесконечное признание его достоинств становятся чуть ли не главными методами социального воспитания. Положительная самооценка действительно обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт, развивает уверенность в том, что “он лучше всех”.

Однако “при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта, – считает доктор психологических наук Елена Смирнова. – Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков”. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других, становится тревожным, теряет уверенность в себе, начинает завидовать более удачливым сверстникам. Это уже чревато неврозом.

Поэтому старайтесь все-таки избавлять ребенка от необходимости бесконечно самоутверждаться. Проявляя в нужные моменты жесткость, ограничивая гордость ребенка, давайте ему чувствовать свою любовь, и ему не понадобятся постоянные поощрения и сравнения с другими. Он должен понять, что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне, у них свои интересы, желания и проблемы.

На словах это ему не объяснишь – так пусть получит удовольствие от совместных со сверстником дел, рисования или игры, пусть увидит, что это интересно вдвойне, если делать это вместе.

Важно создавать ситуации, в которых дети могут пережить общность друг с другом в реальном взаимодействии. Вот игра, которая поможет лучше увидеть своих сверстников, оценить их.

“Волшебные очки”

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке. “Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!” Подходя к каждому ребенку – хорошо, когда в игре участвует несколько детей, – взрослый называет какое-нибудь его достоинство (этот хорошо рисует, у этого новая кукла, этот хорошо застилает постель). “А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом”. Дети по очереди надевают “волшебные очки” и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, можно подсказать ему какое-либо достоинство его товарища. Повторения не страшны, но старайтесь все-таки расширять круг “хороших качеств”.

Читать еще:  Икота у новорожденных: причины возникновения, возможные патологии, методы избавления

Как воспитать уверенного в себе ребенка: 6 советов

Почему ребенок не уверен в себе?

Вырастить уверенного в себе ребенка хочет любой родитель. Но иногда с этим возникают проблемы. Почему? Попробуем разобраться.

Все наши страхи и комплексы идут из детства. Поэтому ребенок может быть не уверен в себе, потому что его окружает негатив прошлого. Например:

  1. Боязнь оставаться одному в комнате, нежелание спать без мамы.
  2. Неумение ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.
  3. Фанатичная опека и контроль родителями своего ребенка.
  4. Нежелание родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.
  5. Сравнение родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.

Что нужно делать родителям, если ребенок не уверен в себе?

Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе? Существует множество рекомендаций для взрослых, которые способствуют повышению уверенности в себе у детей. Родители должны:

  • Не допустить порочный круг. В первую очередь начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
  • Не формировать у ребенка негативное отношение к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
  • Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем более самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
  • Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем видом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
  • Видеть в своем ребенке личность, достойную уважения. Принимать малыша таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
  • Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видеть эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.

Как развить в ребенке уверенность в себе?

Помочь ребенку стать уверенным в себе – задача каждого родителя. Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая. А какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Они способны к анализу своих действий.

Развитие уверенности у мальчиков

В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставленные вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Развитие уверенности у девочек

  1. Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  2. Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  3. С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе.

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

  1. Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
  2. Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
  3. Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его. Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.

  • Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение». Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену. Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
  • Не высмеивайте его. Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
  • Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.
  • Читать еще:  Что такое плацента и какова ее функция?

    Порог гордости

    Излишне самоуверенный ребенок рискует стать невротиком.

    “Как ты, только лучше”

    Уже в три-четыре года она подолгу крутится перед зеркалом, позируя в маминой шляпке, набрасывает на плечи тонкие шарфики, примеривается к туфлям на высоком каблуке. Придут гости, так она обязательно должна быть в центре: жеманится, кокетничает, поет и танцует, громко декламирует стихи. И никому из гостей не сказать ни слова, выступает только она. Этих “актрис” (в большинстве своем – девочек) не унять, они хотят поговорить и с тем и с этим, но, как правило, только чтобы показать себя и вызвать восхищение других: “А вот смотри, как я умею прыгать, как громко я умею петь, какие у меня бантики. ” А увидев, скажем, рисунок сверстника, не могут не сказать: “Это некрасивый рисунок, ты посмотри на мой”.

    Зазнайка постоянно сравнивает себя с другими, и понятно, что всегда “в свою пользу”. Вот Оленька, например, со слов моей младшей дочки, сказала однажды ей: “Ты хорошая, потому что играешь со мной. А я такая же, как ты, только лучше”.

    Кстати, если этой Оле что-то не по нраву, тут же – истерика, слезы рекой, бурные объяснения и сцены вне зависимости от того, ушли гости или нет. Она никогда ни в чем не признает себя виноватой, всегда обвиняет, припоминает старое, всегда “железно” убеждена в своей правоте. И не помнит ничего, что к чему-то обязывает ее саму.

    Их цель – вечный праздник. И получается так, что за нее делают ее дела, а родители, что бы я им ни говорила, твердят: “Дороже обойдется, лучше ее не трогать, сделать самим”.

    Строгость и скромность

    Ох и намучаетесь вы с этими девочками! Ваше главное оружие в борьбе за ребенка против способного сильно навредить ему свойства характера – жесткость! Как только такая девочка, уже года в три, встала перед зеркалом в маминых туфлях, надо не умилиться ее забавной неловкости, а тут же высмеять, ведь это начало! Когда она начинает вертеться среди гостей, требуя восхищения собой, не смущайтесь, отправляйте ее в другую комнату, несмотря на слезы.

    Никаких огромных бантов, никаких “причесок”, украшений, сережек в ушах! Никаких комплиментов! Напротив, постоянно говорите зазнайке о том, что взрослые люди (если уж ей так хочется чувствовать себя старше) не любят тех, кто “выставляется”. Для этих детей восхищение ими – смысл жизни, ваше суждение будет неожиданным и “прозвучит”.

    С раннего возраста пресекайте у таких детей стремление всегда и во всем обвинять других – и тоже как можно жестче! “Если еще раз у тебя “кошка разобьет вазу” – пеняй на себя!” А когда, будучи сама виновата, такая девочка ринется обвинять всех и вся – не спорьте, а посмейтесь над ее нехитрыми уловками. Только так она смутится и задумается.

    С раннего возраста девочку-зазнайку целенаправленно приучают к труду. Уже в пять лет они должны мыть за собой посуду, чистить свою обувь, стирать варежки, а потом и погладить белье, приготовить обед, пропылесосить. Если она в ответ раскричится, будьте настойчивы, строги и последовательны, выдержите 10-15 минут свою позицию, напомните ей, и она примется за работу. “Есть у “демонстративных” детей одно, но огромное положительное качество – они, как правило, умны, – пишет известный психотерапевт Вилен Гарбузов. – И неустанно борясь с отрицательными тенденциями “демонстративных”, родители уповают на их ум!”

    Страх самоуверенного

    Сейчас, когда в общественном настроении во главе угла ставится достижение успеха едва ли не любой ценой, воспитание в ребенке превосходной самооценки, честолюбия, бесконечное признание его достоинств становятся чуть ли не главными методами социального воспитания. Положительная самооценка действительно обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт, развивает уверенность в том, что “он лучше всех”.

    Однако “при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта, – считает доктор психологических наук Елена Смирнова. – Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков”. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других, становится тревожным, теряет уверенность в себе, начинает завидовать более удачливым сверстникам. Это уже чревато неврозом.

    Поэтому старайтесь все-таки избавлять ребенка от необходимости бесконечно самоутверждаться. Проявляя в нужные моменты жесткость, ограничивая гордость ребенка, давайте ему чувствовать свою любовь, и ему не понадобятся постоянные поощрения и сравнения с другими. Он должен понять, что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне, у них свои интересы, желания и проблемы.

    На словах это ему не объяснишь – так пусть получит удовольствие от совместных со сверстником дел, рисования или игры, пусть увидит, что это интересно вдвойне, если делать это вместе.

    Важно создавать ситуации, в которых дети могут пережить общность друг с другом в реальном взаимодействии. Вот игра, которая поможет лучше увидеть своих сверстников, оценить их.

    “Волшебные очки”

    Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке. “Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!” Подходя к каждому ребенку – хорошо, когда в игре участвует несколько детей, – взрослый называет какое-нибудь его достоинство (этот хорошо рисует, у этого новая кукла, этот хорошо застилает постель). “А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом”. Дети по очереди надевают “волшебные очки” и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, можно подсказать ему какое-либо достоинство его товарища. Повторения не страшны, но старайтесь все-таки расширять круг “хороших качеств”.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector