Игрушки для детей: критерии выбора

Игрушки для детей: критерии выбора

Г армоничное развитие ребенка немыслимо без игры. Через различные игрушки маленький человек познает себя и окружающий мир, формирует свои творческие способности и учится общаться. Именно поэтому не стоит впопыхах покупать первого попавшегося пупса или самый яркий товар на полке.

П риобретая игрушки, заботливым родителям стоит ориентироваться в первую очередь на выбор самого ребенка: он должен игрушку хотеть, она должна быть ему интересной. А задача взрослых – из всех детских «хочу» выбрать самое правильное и полезное. Существует несколько критериев отбора игрушек.

Простота. Конструкция, объединяющая в себе слишком много свойств и функций, дезориентирует малыша. Например, пластмассовая белочка на колесиках со встроенным телефоном не будет считаться развивающей игрушкой. Лучше и полезнее предложить ребенку игрушки, имеющие понятное назначение.

Качество. Низкое качество игрушки просто не позволит ребенку производить те действия, ради которых она была куплена. Отвалившийся хвост зайчика или плохо крутящиеся колеса машины никак не способствуют развитию навыков малыша.

Стимуляция активности. Зачастую дети просят купить им в подарок игрушку, увиденную у друзей, или куклу – точную копию какого-нибудь мультипликационного персонажа. Особый интерес ребенка вызывают предметы, с которыми можно что-либо делать: разбирать и собирать, извлекать звуки или трансформировать. Детей привлекают элементы новизны, а такие игрушки поддерживают любознательность и активность.

Самостоятельность действий ребенка. Игрушки должны способствовать формированию у ребенка желания действовать самостоятельно и смело решать наиболее сложные задачи. Если для игры с предметом требуется посторонняя помощь, например, необходимость что-либо придерживать, найти рычажок или нажать кнопочку – малыш быстро потеряет интерес к такой «игре».

Этика и эстетика. Игрушка является значимым участником процесса воспитания. Она должна вызывать добрые чувства и развивать гуманные качества характера. Недопустимы игрушки, способствующие формированию деструктивных качеств: жестокости, агрессии, злости. Кровавые маски, различные монстры и чудища – не лучшие варианты детских игрушек.

История и культура. Отдавая предпочтение покупке той или иной игрушки, подобные аспекты тоже стоит учитывать. Авторские игрушки (куклы, деревянные поделки, различные милые зверюшки) развивают хороший вкус. Ретро-игрушки позволяют прикоснуться к истории своего народа.

Типичные ошибки при выборе детских игрушек К уклы, мячи, зверюшки и кубики – товары, на которые всегда будет спрос. Но оказывается, покупать игрушки для детей не так просто, как может показаться на первый взгляд. Выбирая подарок для ребенка, родители должны четко представлять, что он будет с ним делать. Из огромного разнообразия игровой деятельности детей психологи выделили три группы:
1) Развивающие моторику и интеллектуальные способности. Здесь необходимы кубики, пирамидки, трансформеры, конструкторы, пазлы;
2) Направленные на понимание норм общения с людьми и поведения в социуме, способствующие личностному развитию. Данной группе соответствуют мягкие игрушки (мишки, собачки), всевозможные куклы со своими домиками и другим антуражем, машинки и железная дорога, наборы пожарного и парикмахера, магазины и докторские чемоданчики;
3) Укрепляющие физическую форму ребенка. Игрушки этой группы больше напоминают спортивный инвентарь – скакалки, разнообразные мячи, обручи.

Д ля трехлетнего малыша наиболее важны игрушки первой группы, а для ролевых игр пятилетних ребятишек – из второй группы. Однако для гармоничного развития у ребенка любого возраста должен быть игровой инвентарь из каждой группы.

В зрослые довольно часто выбирают для детей игрушки, ориентируясь на свой собственный вкус и личные пристрастия, поэтому совершают ряд типичных ошибок, среди них:
1) Приобретение гигантских плюшевых изделий. Те предметы, которые ребенок не может взять в руки не являются игрушками. Это скорее часть интерьера или же подарок для взрослого;
2) Покупка множества однотипных игрушек. Комнаты современных детей похожи на магазины «Детский мир». А ребенок, тем временем, играет двумя-тремя самыми любимыми;
3) Высокая стоимость и популярность у других детей или их родителей – не лучшие ориентиры для покупки игрушки своему ребенку. Отправляясь за покупками в «Детский мир», стоит обстоятельно обсудить с детьми их предпочтения;
4) Игрушки для детей ни в коем случае нельзя покупать в случайных киосках. Токсичные материалы, плохо закрепленные мелкие части и детали – далеко не полный перечень опасностей, которые могут обернуться серьезными проблемами. Лучше зайти в специализированный магазин, где продавцы могут предоставить сертификаты качества, огромный выбор игрушек мальчикам, игры для девочек, подарки и просто полезные и важные товары для детей.

И так, «правильная» игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей раннего возраста

Виктория Алексеевна
Рекомендации родителям по подбору игрушек для детей раннего возраста

Игра необходима для обучения ребенка. Игрушки – инструменты для обучения. Из каких материалов они изготовлены и как они применяются – одинаково важно. Взрослые должны понимать, что игрушки облегчают, но не заменяют такие аспекты жизни, как тепло, любовь, близкие привязанности. Игрушки должны быть безопасны, доступны и соответствовать развитию. Дети не нуждаются в дорогих игрушках. Игрушки могут понадобиться, чтобы занять ребенка какой- либо период времени. В этом сообщении содержится информация и указания для педиатров и родителей по выбору игрушек.

• Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.

• Отсутствие неприятного резкого запаха.

• Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений.

Читать еще:  Несколько способов показать свою любовь к ребенку: примеры слов и действий

• Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).

• Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.

• Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.

• Безопасный размер. И игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их.

• Безопасный вес. На игрушках обычно указывается соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?

• Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.

• Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах.

1. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша (обычно производители пишут рекомендации на упаковке). Не покупайте двухлетнему сложную разбирающуюся игру, он не справится с ней, сломает и расстроится. И в более взрослом возрасте уже не вернется к ней.

2. Старайтесь выбирать игры и игрушки, сделанные из натуральных материалов. Пластик электризуется, а это совсем не полезно. Если покупаете кубики, берите деревянные. Российские производители делают отличные кубики и другие развивающие игрушки из натуральной сосны.

3. Проверьте покупку на прочность. Если она плохо склеена, тонкая и ломкая, ребенок очень быстро ее сломает, вы, родители, будете ругаться, а малыш почувствует себя виноватым.

4. Поощряйте увлечения ребенка. Если он сходит с ума от динозавров, покупайте! Очень хорошо, если ребенок чем-то серьезно увлекается.

5. Дома у мальчиков и девочек должны быть разнообразные игрушки. У мальчиков – не только самолетики, но и нежные мишки, и развивающие конструкторы, и кукольный театр. У девочек – не только куклы, но и машинки. И не забывайте про музыкальные наборы, спортивные игрушки – мячики, скакалки.

6. Игрушка должна быть многофункциональной. У машинки должны открываться двери, сниматься кузов, крутиться руль, чтобы с ней интересно было возиться, а не просто ее катать. Куклу нужно наряжать, хорошо, когда у нее гнутся ручки и ножки, на волосах можно делать прически.

Рекомендации для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду: рекомендации для родителей». Дети растут очень быстро: еще вчера казалось, что ваш малыш.

Адаптация детей в детском саду. Рекомендации родителям в группе раннего возраста Адаптация детей в детском саду. Рекомендации родителям в группе раннего возраста. Яна Егорова Адаптация – процесс подстройки организма.

Интерактивное игровое развивающее занятие «Путешествие в страну игрушек» для детей раннего и младшего возраста Интерактивное игровое развивающее занятие для детей раннего и младшего возраста “Путешествие в страну игрушек” Данному занятию предшествовала.

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Рекомендации родителям «Организация досуга для детей дошкольного возраста» РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Организация досуга для детей дошкольного возраста Содержательный досуг – мощное средство развития личности человека,.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В. А. Сухомлинский. Огромное значение имеет музыкальное.

Рекомендации родителям по сенсорному развитию детей раннего возраста Развитие органов чувств у детей раннего возраста идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте.

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: 1) речь становится основой для дальнейшего.

Рекомендации родителям по воспитанию детей дошкольного возраста «Чтобы ребёнок слушался» Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:.

Рекомендации родителям «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения» Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета? Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество.

Какие игрушки нужно дарить детям. Инструкция дарения по возрастам

Для того, чтобы понять целесообразность и возрастную норму для использования игрушки, необходимо понимать, что лучше требуется для развития ребенка в тот или иной возрастной период. Но есть несколько общих правил для приобретения игрушек для любого возраста.

Первое: должен присутствовать минимализм в игрушках. Пусть игрушек будет немного, но это будут качественные, красивые, полезные игрушки. Не попадайтесь на уловку, что вы можете позволить себе купить для малыша эту “ну и что, что ерунду”. Как бы то ни было, не надо развивать в ребенке привычку тратить деньги впустую, приучать окружать себя исключительно материальными вещами, укреплять жадность и желание иметь что-то, как у всех, или круче, чем у всех.

Второе: лучше приучать играть ребенка предметами, мало похожими на стандартные игрушки. Для этого подойдут большие куски ткани, веревки, шнурки, коробки, доски (фанера), глина. Есть отличная книга А. Роговина “Хочу сделать сам”. В ней как раз предложены разные нестандартные идеи к самым обычным “неигрушечным” вещам.

Третье: Любая игрушка должна оставлять место для творчества, фантазии, идеи. Но современные игрушки, продуманные до мелочей, часто не развивают и вдобавок тормозят развитие воображения. Большинство интеллектуальных игрушек учат просто действовать по образцу, отрабатывать предложенные навыки.

Читать еще:  Причины появления и методы лечения дисплазии тазобедренных суставов у детей

Что же полезно покупать и в каком возрасте?

Когда ребенок рождается, для него как физиологическая, так и психологическая потребность – быть ближе к маме. Поэтому идеальным подарком для мамы и малыша будет перевязь и подушка для кормления. Далее, когда малыш уже живо интересуется предметами, подойдут всем знакомые погремушки, колокольчики. Но, опять же, не надо покупать их много и однотипных. Пусть уже с раннего возраста у ребенка будут погремушки, формирующие эстетические чувства и мелодично звучащие.

Ближе к году можно обзавестись кубиками, пирамидками, кубиками-сортерами, каталками-толкалками (машинки, тележки и т.п.), бусины для одевания на шнурок или проволоку, шнуровки, матрешки. Хоть эти игрушки, с одной стороны, нужны для отработки навыков, но в этом возрасте они пригодятся для развития восприятия, моторики и координации. И, опять же, время, посвященное этим игрушкам, должно быть минимально. Они больше диагностические и показывают, насколько ребенок совершенствуется в развитии той или иной функции. Так что они больше для «экзамена», а не игры. В принципе, ребенок сам оставит их, когда ему будет достаточно и “по зову сердца” пойдет играть вашими “игрушками” (коробками, ведрами, швабрами, и прочее). Обязательно книжки Выбор книг – это вообще отдельная тема. Но старайтесь отдавать предпочтение народным сказкам, стихам, песням. С двух лет ребенка можно знакомить с лото и домино. Эти игры хорошо развивают внимание. При изменении задачи можно развивать память, воображение. Конечно, в два года ребенок вряд ли будет играть по всем правилам, но его можно учить играть, показывая, как одна картинка соотносится с другой, расширять словарный запас, классифицировать разные предметы по группам. Начинайте осваивать крупные пазлы и кубики, объединенные одним рисунком. Тем самым, формируем восприятие и мышление. Хорошим развлечением будет пальчиковый или любой другой вид театра. При этом формируется память, внимание, воображение. По мере взросления ребенка нужно делать различие на игрушках для мальчика и игрушках для девочки. К 3 годам уже важно, чтобы ребенок понимал свою половую принадлежность и формировал через игру соответствующую линию поведения. Конечно, не страшно, если мальчик будет катать в коляске куклу, а девочка катать машинку, но важно, чтобы девочка в принципе умела и любила играть в куклы, а мальчик интересовался “мужскими вещами”. Пусть у девочки будет пупс, которого бы она нянчила, одевала, кормила “понарошку”. Это важно для развития материнских качеств, которые в норме должны развиваться с самого детства. Также подойдет игрушечная посуда, а можно просто подарить глину и краски и предложить сделать посуду вместе с вами. В четыре года можно начать осваивать игры с кубиком и фишками. И, опять же, самые любимые игры – это те, которые “сделал сам”, тогда развивается воображение, творчество, мышление. Ведь надо не только нарисовать игру, но придумать тему, правила. Благодаря таким играм, можно начинать учиться считать.

Хороши наборы для творчества, связанные с рукоделием, аппликациями и т. п. Но желателен не четко структурированный порядок действий с поделкой, а возможность самим включить фантазию, как и что можно сделать из предложенных материалов. Мальчику можно дарить конструкторы, набор для выжигания, игрушечные инструменты. Конечно, многие из таких игрушек нужно для начала использовать под чутким руководством взрослых. Но ребенку важна не столько вещь, сколько ваше время, подаренное для него.

Из движущегося транспорта лучше брать тот, который приводится в движение мышечной силой. Самокаты, ролики, толокары, велосипеды, а вот машины на карбюраторе тренируют только чувство гордости. С пяти лет нужно больше сделать акцент, на тетради с обводом картинок, рисованием фигур, цифр, букв.

В школе игры и игрушки уходят на второй план. Но, опять же, резкого прекращения игры не будет и не должно быть. Все те же игры и игрушки просто усложняются. Например, игра с кубиками и фишками усложняется до монополии. Пазлы становятся мельче, а картинки сложнее. Кубик сменяется на кубик-рубик и т.д. Напоследок хотелось бы еще раз сказать, чего стоит избегать. Игрушек, приучающих к агрессии: роботы, монстры, сомнительные герои (бетмэн, спайдермен, винкс). Куклы с нарушенными пропорциями и приоритетами. Да-да, я про Братц и Барби. Просто если вы не хотите, чтобы ваша дочь была похожа на какую-то куклу, просто не покупайте ей ее. Можно проследить по истории, как менялась кукла и менялся женский облик.

Не стоит брать игрушки, в принципе слишком оторванные от реальности по формам и видам. Например, Хелло Китти. У ребенка картинка мира только формируется, ее легко исказить как на уровне восприятия, так и на психологическом уровне. Сюда же относятся компьютерные игры. Причем, не важно, это стрелялки, развивалки или бродилки. Компьютер более отрицательно влияет на психику ребенка, а его плюсы достаточно сомнительны. Последний совет: не столько дарите вещи, сколько дарите себя и свое время. Не столько игрушек, сколько времени для игр. Играйте с детьми, ведь, на самом деле, это шанс вернуть и в свое детство тоже.

Как выбирать игрушки по возрасту?

Игрушки нужны малышам с самых первых дней жизни, но выбрать интересную, полезную и, главное, безопасную – задача непростая.

Ольга Жукова

Детские игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и не только развлекать, но и развивать. Выбор огромен, разобраться в том, что хорошо, а что плохо, поможет эксперт.

Читать еще:  Какой стульчик для кормления выбрать ребенку — секреты и полезные советы при покупке

Детские игрушки по возрасту. Что такое хорошо?

От 0 до 12 месяцев. Задача родителей – помочь малышам как можно быстрее и полнее почувствовать мир на вкус, запах, звук и цвет. Главными игрушками для детей этого возраста остаются погремушки, полезны звучащие шары, карусели и мобили.

Выбор эксперта – слингобусы из натуральных материалов. Чаще всего – из крупных можжевеловых бусин разного размера, обвязанные хлопковой нитью, или нетоксичные пластиковые бусины, нанизанные на вощеный шнур. Среди них – шуршалки, погремушки, пищалки. Можно купить готовые или сделать самим. Мама носит бусы на шее, чтобы развлекать малыша, пока он сидит в слинге или на руках. Ребенок может кусать бусины, грызть их, перебирать руками.

От года до 2 лет. В этом возрасте дети уже учатся производить сложные действия. Самыми полезными игрушками для малышей второго года жизни являются кубики, пирамидки, мячики – все, что можно собирать, разбирать, передвигать. Лучше выбирать детские игрушки разной текстуры и звучащие.

Выбор эксперта – бизиборд – развивающая доска с различными элементами, тренирующими мелкую моторику: кнопками, замочками, выключателями, липучками, звонками, счетами, цепочками и т. п. Такую вещь тоже можно сделать самим и менять содержимое.

От 2 до 3 лет. В этом возрасте малыши всерьез осваивают разговорную речь, а манипулировать предметами стремятся ради созидания. Им подойдут мягкие игрушки для детей и предметные игрушки для ролевых игр: куклы, машинки, домики, звери и т. п. Для развития моторики уже можно давать мелкие игрушки. На этом этапе жизни ребенок может получать огромное удовольствие от рисования и лепки.

Выбор эксперта – управляемые игрушки. Мальчикам можно предложить простые радиоуправляемые машинки, девочкам – говорящих животных и кукол, которых нужно кормить, сажать на горшок и проч.

От 3 до 4 лет. Этот возраст является началом дошкольного периода, и для него отличным выбором как для мальчиков, так и для девочек будут любые конструкторы с крупными деталями, статические и динамические, позволяющие собирать объемные лабиринты, по которым можно катать шарики. Полезны и наборы для творчества, например для аппликации, моделирования, элементарного ремонта.

Выбор эксперта – игрушки для сюжетно-ролевой игры. С ними ребенок может играть в войну, магазин, в больницу, в школу, игры с машинками или куклами, разыгрывать сказки и мультфильмы.

От 4 до 5 лет. Для этого возраста полезны те же игрушки, что и для трехлетних детей, плюс простые пазлы и настольные игры, которые предполагают участие других людей.

Выбор эксперта – облегченные варианты игр «угадай предмет», «горячо – холодно», «черное-белое не носите», развивающие речь.

Для любого возраста. Нельзя забывать, что всем детям, включая еще не умеющих ходить, полезно много двигаться и гулять. А окружающий мир для них является одной большой игрой с наборами интереснейших предметов: камешков, листьев, палочек, деревьев, облаков и проч.

Выбор эксперта – предоставить ребенку возможность познавать окружающий его мир во всем его разнообразии. Это намного полезнее, чем соревноваться в приобретении все новых и новых игрушек.

Детские игрушки по возрасту. Что такое плохо?

Для дошкольников любого возраста вредны телефон, телевизор, планшет и компьютер. Карапузам не подходят слишком мелкие игрушки, легко, как бы сами собой попадающие в рот, нос или ухо, и те, которыми можно пораниться. Не рекомендуют давать детям, особенно девочкам, игрушки, формирующие неправильное представление о физической красоте человеческого тела. Если малышки играют в куклы, которые являют собой образец экстремальной худобы, то у них формируется стойкое стремление похудеть любой ценой. И в будущем это неизбежно приведет к проблемам с диетами и питанием. Родители должны всегда быть начеку и помнить, что не все игрушки, которые поступают в продажу, являются полезными для воспитания детей или безопасными для детской психики.

Выбор эксперта – куклы с монстрическими мутациями: куклы-монстры, с болтами в шее или ножницами в ушах, с пирсингом, ужасными шрамами на теле и т. п. Некоторые родители считают их забавными, «прикольными», но на самом деле такие «уроды» популяризируют сумасшествие, проявление жестокости к своему и чужому телу.

Мнение эксперта

Анна Серебряная, клинический психолог Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан», Москва

Мода на игрушки тоже есть. Она формируется на основе мультфильмов, актуальных методик воспитания и т. д. Считается, что фавориты 2017 года:

  • «умные столы», они же – интерактивные игровые панели;
  • дроны, запускаемые с ладони;
  • роботы-животные;
  • Toys-to-Life – комплекты из видеоигры и маленьких фигурок ее героев;
  • традиционные настольные игры;
  • наборы для рукоделия и игр на открытом воздухе;
  • конструкторы по профессиям: кулинар, портной, врач;
  • миниатюрные игрушки, выпускаемые сериями для создания коллекций.

Мода, модой, но родители должны и сами знать, что нужно их малышам – помогает им развиваться и не опасно для здоровья. Большинство мам и пап так и выбирают :

  • для самых маленьких яркие мягкие игрушки;
  • от 6 месяцев до года – интерактивные коврики с мобилем и закрепленными на нем погремушками, безопасным зеркалом, звуковыми и световыми фигурами;
  • после года – кубики и пирамидки со встроенными сигналами и магнитами;
  • после 2 лет – мини-копии героев мультфильмов или мини-версии больших кукол;
  • после 3 лет – конструкторы, развивающие мелкую моторику, координацию движений, трехмерное воображение, внимательность, глазомер.

Совет врача

Обязательно купите ребенку куклу из серии «как я». Она научит карапуза доброжелательно и спокойно воспринимать физические недостатки и ограниченные возможности. И это облегчит участь малышей с физическими нарушениями или временными проблемами здоровья.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector