Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе

Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе

Проблема адаптации детей к школе уже давно стала значимой не только для ученых, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития. Проблема так остра, что на повестке дня стоит, на первый взгляд, парадоксальная, а по сложившейся ситуации необходимая задача создания системы образования дошкольников.

Всем понятно, что нужна продуманная программа действий, обеспечивающая подготовку детей к школе, организацию и содержание перехода их в первый класс.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности.

В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой, прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, велики, поэтому наиболее реальными и эффективными могут быть только индивидуальные программы подготовки.

Таким образом, перед нами остро обозначилась проблема организации работы с детьми по подготовке их к обучению в школе через разработку индивидуальных адаптационных программ.

Целью организации занятий стало – разработать и практически проверить эффективность индивидуальных адаптационных программ, направленных на подготовку детей к школе.

В соответствие с поставленной целью предстояло решить задачи:

Выявить значение возрастных особенностей функционального и психического развития детей, поступающих в школу.

Изучить факторы риска в развитии детей 6-7 лет (индивидуальные особенности развития).

Разработать и апробировать индивидуальные адаптационные программы, как средства подготовки к школе и оптимизации психолого-педагогической адаптации будущих первоклассников.

Определить эффективность разработанной системы психолого-педагогической подготовки будущих первоклассников.

I. Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе.

Ежегодно в Конзаводской средней общеобразовательной школе имени В.К. Блюхера организуются занятия в «Школе развития» для детей, не посещающих ДОУ и имеющих низкую готовность к обучению и проблемы в индивидуальном развитии. «Школа развития» представляет собой дошкольную ступень образовательного процесса с приоритетным осуществлением интеллектуального развития обучающихся, которое смогло бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.

Проведенное в начале учебного года психодиагностическое исследование показало у всех детей недостаточное развитие основных компонентов организации деятельности: понимание инструкции и умение действовать по инструкции, планировать свою работу, вносить коррекцию по ходу деятельности, работать внимательно.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе

Ольга Пономарева
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе

Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр сопровождения и развития ребенка»

на педагогическом совете приказом казенного образовательного

казенного образовательного учреждения учреждения Воронежской области

Воронежской области для детей, для детей, нуждающихся в психолого- нуждающихся в психолого-педагогической педагогической и медико-социальной

и медико-социальной помощи помощи «Центр сопровождения и

«Центр сопровождения и развития ребенка» развития ребенка» от 04.12. 2014г. № 122

Протокол № 2 от 04.12. 2014 г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОДГОВКЕ К ШКОЛЕ

Иваненко Федора Федоровича

зам. директора по УВР

Кантемировка 2014 год

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в его дошкольном звене. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

Читать еще:  Сценарий Нового года для детей 4-5 лет: советы по организации праздника и варианты проведения

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т. е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т. е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Данная программа заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Основной задачей работы с дошкольниками является развитие соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной активности, живого интереса к окружающему, умение взаимодействовать в коллективе.

Направления программы:

– разработка комплексной диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

– учет индивидуальных возможностей ребенка на данном этапе развития;

– создание образовательной среды, обеспечивающей полноценную коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию ребенка в школу;

– разработка и реализация педагогами программ, направленных на формирование у ребенка положительного отношения к здоровому образу жизни;

– привлечение семьи к работе по подготовке ребенка к школе.

Цель программы:

создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

• произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Задачи программы:

• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

• формирование учебной мотивации;

• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);

подготовка к обучению грамоте;

• развитие мелкой моторики;

• развитие творчески активной личности;

• развитие координации движений.

Периодичность занятий: два раза в неделю в течение шести месяцев.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Категория участников: ребенок дошкольного возраста 6 лет.

Рекомендуемое число занятий: 86

Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса воспитанник будет уметь:

• соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

• свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

• знать «соседей» числа;

• решать простые задачи (в одно действие);

• на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой);

• составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

• пересказывать небольшие тексты;

• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

• выполнять на слух сложные инструкции;

• ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

• решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

• решать логические задачи;

• самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;

• владеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза, уметь печатать буквы.

Механизм оценки результатов освоения программы:

• тестирование: психологическая диагностика по ориентационному тесту школьной зрелости Керна-Йирасика;

• наблюдение за ребенком, индивидуальные беседы, а также беседы с родителями;

• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.

Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели; психолог; педагог-дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра.

Психологическая программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе: «Играю, представляю, запоминаю»

Программа игрового тренинга «Играю, представляю, помню» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.

Программа будет полезна практическим психологам и воспитателям доу, учителям начальных классов и родителям, которые интересуются вопросами воспитания и развития детей.

Дошкольное детство – период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.

Читать еще:  Ключевые результаты гимнастики для глаз для детей — комплекс упражнений в стихах

Решающее влияние на эффективность работы по развитию познавательной сферы дошкольника осуществляет согласованность деятельности психолога и педагогов, их активного совместного поиска адекватных решений в интересах ребенка.

Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.

Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.

Эйдетика (с греческого «эйдос» – образ) – это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.

Основным ее правилом является:

Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

Методы эйдетики разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.

Программа игрового тренинга «Играю, представляю, запоминаю» – это цикл специальных развивающих занятий в виде игровых упражнений, заданий, графических упражнений для развития мелкой моторики руки.

Цель программы: сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Программа соответствует современным концепциям психологии памяти, а также методикам интенсивного обучения.

Основные принципы программы:

– учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

– удовлетворение потребностей и интересов детей;

– создание условий для максимального раскрытия личности ребенка, его потенциальных возможностей.

Программа тренингового курса для детей старшего дошкольного возраста направлена ​​ на решение следующих задач:

– способствовать общему развитию детей;

– развивать ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, интуицию;

– улучшать мелкую моторику руки у детей;

– формировать знания, умения, навыки, которые понадобятся ребенку в будущем обучении;

– воспитывать веру в собственные силы и потенциал для повышения самооценки.

Форма работы: игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Методы работы: упражнения, игры, этюды, беседы.

– оживление (хорошо развивает воображение и образное мышление);

– вхождение (войти внутрь воображаемой картины)

– образные сцепления (используют для запоминания чисел);

– припоминание (тренировка точности и скорости воспроизведения)

– фотографическая память (видение картинки в своем воображении)

– динамическая соответствие (распределение внимания одновременно во время выполнения 2-3-х действий);

– метод Цицерона (совмещение мнимого действия с элементами фантазии).

Занятия помогут детям старшего дошкольного возраста, готовиться к школе в игровой форме, лучше улучшить слуховую, зрительную и образную память, внимание, развивать произвольность психических процессов, образное, логическое, творческое мышление, мелкую моторику рук, повысить уровень саморегуляции, формировать мотивационную готовность к школьному обучению.

Занятия проводит психолог 1 раз в неделю.

Система занятий предназначена для работы с детьми 5-6 лет.

Реализуется через игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Продолжительность тренингового курса: 16 занятий по 30 мин. 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей – 8-10 человек.

Вступительная часть каждого занятия настраивает группу на совместную работу, устанавливает эмоциональный контакт между всеми участниками.

Рабочая часть – основная смысловая нагрузка всего занятия. Она состоит из игровых, тренинговых упражнений, бесед, игр, психогимнастики.

Заключительная часть каждого занятия закрепляет положительные эмоции, предусматривает рефлексию, групповое единение.

– овладение детьми современными методами и техниками эффективного запоминания;

– сформировать умение нестандартно, творчески мыслить;

– осмысленное использование своего воображения для воспроизведения любой информации;

– осознавать свои чувства и эмоции, уметь их выражать;

– формировать положительное отношение к учебе: «Учиться – это интересно и весело!»

Рекомендации психологу:

1. Начало занятий должно быть необычным.

Читать еще:  Коклюш у детей: что это такое, как проявляется заболевание, эффективные методы лечения и профилактики

2. На занятии должен господствовать «дух открытия» (ничего не сообщать детям в готовом виде).

3. Держать паузу, способствуя включению мыслительных процессов у детей.

4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.

5. Поддерживать ощущение успешности.

6. Принимать себя и каждого из участников такими, какие они есть на самом деле.

7. В играх, упражнениях должны принимать участие все желающие, однако ничего не навязывать и не требовать, учитывать настроение участников.

Подготовка детей к школе

Школа является важным и продолжительным этапом в жизни каждого человека. Это время приобретения новых знаний и навыков, становления личности ребенка и постоянная адаптация к меняющейся социальной среде. Первый шаг во “взрослую” жизнь первоклассника очень ответственный и волнительный и для детей, и для его близких. Даже если ребенок ходит в детский сад, это еще не является гарантией того, что школа не станет для него стрессовой средой. Ответственность, с которой сталкивается ребенок в первом классе, может стать настоящим испытанием. Здесь на помощь приходит дополнительная подготовка к школе. Это могут быть групповые курсы или индивидуальные занятия. Первоклассник должен чувствовать себя спокойно и уверенно, а для этого нужны не только знания школьных дисциплин, но и моральная и психологическая готовность. Научить малыша всему этому могут квалифицированные преподаватели на курсах по подготовке к школе. Формат индивидуальных или групповых занятий пользуются у родителей одинаковой популярностью. Но важно помнить, что применять все эти знания самостоятельно дошколята учатся в общении друг с другом. Мы предлагаем интересный и познавательный курс для детей 6-7 лет, который поможет каждому ребенку адаптироваться к школьным будням.

Что включает в себя подготовка детей к школе?

Наши курсы удовлетворяют требованиям любой начальной школы и сочетают в себе лучшие принципы классической и инновационной систем обучения дошкольников. Все самое нужное и интересное включает в себя программа:

  • Обучение чтению.
  • Развитие речи.
  • Обучение грамоте.
  • Формирование знаний об окружающем мире.
  • Обучение основам математики и логики.
  • Развитие внимания, воображения, мышления.
  • Творческое развитие.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.

Подготовка дошкольника к школе обязательно включает в себя психологическую составляющую. Это состояние, когда ребенок будет достаточно развит и будет готов морально. Приобретение основных навыков, умений и знаний, которые необходимы дошкольнику, широкий кругозор, богатый и разнообразный словарный запас, во многом определяют психологическую готовность ребенка идти в школу. Подготовленный малыш, который понимает, что его ждет и что от него хотят, уверенней чувствует себя на уроках, охотнее посещает занятия, не боится незнакомых ситуаций. Такой ребенок готов к новым знакомствам и с взрослыми и со сверстниками; хочет идти в школу не за что-то, а чтобы учиться; умеет справляться со своими эмоциями.

Воспитывать самостоятельность нужно аккуратно, ведь поддержка родителей важна на каждом этапе развития ребенка. Обязательно нужно проверять выполнение каждого домашнего задания, но преподносить это, как помощь, а не как ежедневную проверку. Это еще и очень важное и нужное дополнительное закрепление пройденного на курсах материала.

Домашняя подготовка к школе или курсы?

Для того чтобы ребенок полноценно и спокойно влился в новую обстановку, он должен обладать некоторыми очень важными для дошкольника чертами и навыками:

  • Умение общаться со сверстниками.
  • Уверенность в себе.
  • Самостоятельность.
  • Адекватная самооценка.

Даже если домашнее обучение грамоте удовлетворяет нормам дошкольного образования, это совершенно не компенсирует умение ребенка вести себя в социуме. Сейчас доступно большое количество развивающих игр и дидактических материалов для занятий с ребенком дома. И способности некоторых детей впитывать знания поражают своей продуктивностью. Но только лишь высокого уровня умственной готовности недостаточно, чтобы первоклассник мог комфортно себя чувствовать в школе. Только совместные игры с другими детьми, отстаивание своего мнения, умение находиться в коллективе делают ребенка готовым к школьным будням.

Готовность ребенка к школе можно проверить самостоятельно, существует много тестов для этого. Но учитывайте, что это будет достаточно поверхностная оценка с обобщенными результатами. Оценить готовность к школе конкретного ребенка может только специалист. Для этого проводится специальная диагностика, которая определяет, насколько ребенок готов к школе. С помощью несложных заданий определяется готовность к обучению письму, уровень развития речи, зрелость мышления, навыки чтения, математические навыки, уровень концентрации внимания. Это дополнительный способ развеять сомнения о том, необходимы ли ребенку курсы или репетитор. Хочу учиться! Отправить заявку на обучение можно прямо сюда

За более подробной информацией обращайтесь в наш центр. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector