Опорно-двигательный аппарат у дошкольников

Опорно-двигательный аппарат у дошкольников.
консультация

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_oporno-dvigatelnyy_apparat.docx 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Понаблюдайте внимательно за ребенком : как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками : голова опущена, спина согнута , плечи отведены вперед и т. д.

В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму. Лечение в этом случае может длиться годами и не всегда дает положительный результат.

Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольном учреждении в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении дошкольного возраста ребенка учат правильно сидеть, стоять и спать в соответствующей позе.

Для детей 4-7 лет желательно оборудовать рабочее место (стол, стульчик, полочку). Рабочее место должно быть достаточно просторным, чтобы ребенку было удобно разложить на столе или полочке книжки, бумагу, карандаши.

Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов.

Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка во время игры, просмотра телевизора, во время принятия пищи, рисования, во время сна.

Во время прогулки ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его. Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять: голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.

Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения : ходьба с предметом на голове ( 2-3 м.), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .

Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.

Стойкий навык сохранять правильную осанку формируется у ребят в школьные годы. Однако уже в дошкольном возрасте ребенку важно привить желание иметь хорошую осанку. Для этого следует чаще приводить ему наглядные примеры.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статикодинамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого –патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами , походка у них неуверенная и напряженная. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что плоскостопие взрослых можно было бы предотвратить профилактическими мерами и своевременным лечением в детстве.

Родителям следует обращать внимание на обувь ребенка. Тесная обувь, с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, которая не дает возможности согнуть стопу, может привести к плоскостопию. Невысокий (1-2 см) и широкий каблук способствует оптимальному углу разгибания в голеностопном суставе. Тапочки и кеды удобны для занятий физической культурой, но не пригодны как повседневная обувь. Войлочная обувь также не целесообразна для постоянного ношения, т. к. в ней перегреваются ноги , что приводит к ослаблению мышечно- связочного аппарата стопы.

Детям, имеющим склонность к плоскостопию, рекомендуется носить супинаторы ( ортопедические стельки ).

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил.

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д.

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т.

В консультации отраженны игры и упражнения для профилактики опорно – двигательного аппарата дошкольников.

Особенности строения опорно-двигательного аппарата дошкольников (осанка). Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного нап.

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у.

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

Упражнения для исправления осанки у детей. Укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности приоритета “интеллектуальных” занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: “Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение”.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, фитотерапия, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно “подбирается”, происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

  • воспитывать сознательное отношение к занятиям;
  • усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
  • обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
  • обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

  1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).
  2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).
  3. Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).
  4. Направленные на развитие физических качеств.
  5. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

Опорно-двигательный аппарат у детей

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы – его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название “костный возраст”.

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год – всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых – 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте – в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу “зелёной ветки”. Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Опорно-двигательный аппарат

Особенности развития скелета.

На момент рождения скелет человека представлен во многом хрящевой тканью. Череп новорожденного состоит из тонких, гибких мембран и хрящей со сглаженными краями. Развитие губчатого слоя между плотными наружным и внутренним слоями кости с формированием соединяющихся между собой поверхностей, характерных для взрослого человека, начинается после рождения и завершается к шести годам.

Позвоночный столб формируется вокруг СМ, образуя для него костное вместилище. Помимо защиты СМ позвоночник выполняет в организме и другие функции: служит опорой для органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной, брюшной полостей и таза. Позвоночный столб состоит из 32—34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков. Пять крестцовых позвонков объединены в одну кость — крестец, три—пять копчиковых позвонков образуют копчик.

Позвоночный столб взрослого человека имеет несколько изгибов в сагиттальной плоскости. Кривизна, обращенная выпуклостью кпереди, называется лордозом, а кривизна, обращенная выпуклостью кзади — кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и копчиковый кифозы. Такое чередование лордозов и кифозов — уникальная особенность позвоночного столба человека, связанная с вертикальным положением тела и прямохождением. Вместе с межпозвонковыми дисками лордозы и кифозы придают позвоночному столбу пружинистость и эластичность.

Позвоночник новорожденного на 33 % состоит из костной ткани, а на 67 % — из хрящевой. Передняя дуга атланта, остистые отростки представлены в основном хрящевой тканью. Компактный слой позвонков развит слабо и частично представлен соединительной тканью. В губчатом веществе тел позвонков выражены дугообразные и радиальные балки, которые по мере роста и взросления будут меняться на вертикальные и горизонтальные. Межпозвонковые диски состоят из волокнистого и гиалинового хряща. Высота диска увеличивается в каудальном направлении: в шейном отделе диски наиболее тонкие — 1,5—1,8 мм, а в поясничном их высота равна костной части позвонков.

Позвоночный канал у новорожденных относительно широкий. Диаметр межпозвонковых отверстий увеличивается каудально. Размеры отверстий зависят от положения позвоночника: при разгибании — уменьшаются, а при сгибании — увеличиваются. Вены в эпидуральном пространстве и в межпозвонковых отверстиях тонкостенные.

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов помимо крестцово-копчикового кифоза. Остальные изгибы формируются после рождения по мере появления двигательной активности ребенка. С момента первого вдоха начинает формироваться грудной кифоз. Шейный лордоз формируется в процессе активного удержания головы. Когда ребенок начинает сидеть — наступает второй этап формирования грудного кифоза. Поясничный лордоз формируется в процессе освоения вертикальной позы.

Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму с равенством фронтального и сагиттального размеров, ребра расположены горизонтально, экскурсии незначительны. В течение первых трех месяцев жизни ребра постепенно приобретают косое направление, которое становится более выраженным по мере роста и вертикализации ребенка. Постепенно грудная клетка приобретает цилиндрическую форму.

Таз новорожденного по форме напоминает воронку: пограничная линия почти округлая, нижнее отверстие узкое, крестец сплющен в поперечном направлении. Крылья подвздошных костей расположены вертикально. Фронтальный диаметр таза больше сагиттального. Кости таза представлены отдельными ядрами окостенения. Вертлужные впадины мелкие, широкие, в течение первого года жизни их формирование продолжается.

Стопа новорожденного короткая и широкая, подкожная клетчатка содержит много жировой ткани. Формирование сводов стоп начинается на первом году жизни.

Наиболее быстро скелет растет в первый год жизни, затем темпы роста снижаются. Средний прирост за год составляет 5 см.

У новорожденного окружность головы равна или больше окружности грудной клетки. После рождения череп и грудная клетка растут быстрыми темпами, но грудная клетка увеличивается в размерах быстрее. До семилетнего возраста окружность грудной клетки превосходит окружность головы на число сантиметров, равное возрасту ребенка в годах. Пропорциональность роста и развития, примерное соответствие возрастным темпам роста ребенка дошкольного возраста можно проверить по следующим формулам:

где: L — рост ребенка в см, п — возраст в годах;

где: Огр — окружность грудной клетки в см, Огл — окружность головы в см, п — возраст в годах.

Незавершенность и бурное формирование скелета на первом году жизни дает большие возможности целенаправленно влиять на телосложение в пределах нормы реакции данного человека путем организации целенаправленной двигательной активности.

Сумочно-связочный аппарат младенцев достаточно эластичен, объем движений велик.

Мышцы новорожденного отличаются от мышц взрослого человека. Они содержат больше воды, меньше белков и минеральных веществ, склонны к тоническому сокращению: медленно сокращаются и потом долго не расслабляются. Мышцы новорожденного относительно слабы. Особенно слабы мышцы конечностей. Тонус сгибателей выше, чем разгибателей. У здорового младенца тонус сгибателей и разгибателей верхних конечностей выравнивается к 2,5—3 месяцам, а мышц нижних конечностей — к 3—4 месяцам. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. По мере освоения двигательных функций, таких как контроль положения головы, опора на руки, сидение, стояние и других, идет развитие мускулатуры, обеспечивающей выполнение этих функций. Целенаправленная тренировка способствует формированию отдельных двигательных функций, позы и развитию соответствующей мускулатуры.

Читать еще:  Выбор зимней прогулочной коляски — обзор самых удобных моделей по мнению специалистов и отзывам мам
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector