Упражнения для развития памяти

Упражнения для развития памяти

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Память играет важную роль в жизни человека. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы. Кому-то это даётся с трудом, а многие обладают поистине феноменальной памятью. Учёные установили, что эффективнее всего память человека развивается в дошкольный период. Именно поэтому необходимо выполнять с крохой упражнения для развития памяти, некоторые из них мы вам предлагаем сегодня.

Память и её виды

Память — один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие, помогает ребёнку познавать мир, устанавливая связи между предметами, событиями, явлениями и людьми. Без памяти невозможна ни одна человеческая деятельность. Развитие памяти у детей связано с развитием речи, мышлением, вниманием и двигательной активностью.

Память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации на следующие виды:

  • Зрительная памятьпомогает малышу запоминать то, что он увидел. Поэтому нужно читать ему книги с яркими картинками, а на занятиях использовать наглядный материал. Хорошо развита зрительная память у художников. Если ваш ребёнок имеет склонности к такому виду запоминания, его можно отдать в художественную студию.
  • Слуховая памятьпозволяет воспроизводить и запоминать информацию, которую малыш получил через свои маленькие ушки. Для развития слуховой памяти можно использовать прослушивание различных мелодий и угадывание их названий.
  • Тактильная памятьобогащает кроху впечатлениями от прикосновений. Дотронувшись до горячего чайника, малыш запоминает болевые ощущения и вспоминает их при виде этого предмета.
  • Двигательная (моторная) памятьпроявляется в способности ребёнка запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков.
  • Словесно-логическая памятьвыражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Благодаря ей карапуз заучивает стихи, запоминает содержание прочитанной книги, раз­говора с родителями или друзьями.

Память ребёнка нужно развивать и тренировать. А поскольку для дошкольников главным видом деятельности является игра, то с помощью игр и нужно развивать память малыша. Мы предлагаем вам простые игры и упражнения, направленные на развитие каждого вида памяти.

Развитие зрительной памяти

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребёнка, поэтому очень важно её развивать с самого раннего детства.

Картинки

Разложите перед малышом до десяти картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть карапуз всё внимательно рассмотрит, после этого уберите картинки и через полминуты попросите назвать запомнившиеся.

Покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через час предложите ещё раз перечислить всё, что он видел.

Кто как одет

Играть можно во время прогулки или дома, сидя у окна. Обратите внимание карапуза на детей, играющих на детской площадке или гуляющих во дворе.

Пусть малыш отвернётся и постарается вспомнить, сколько человек он видел, сколько было мальчиков, а сколько девочек, как они были одеты.

Развитие слуховой памяти

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Способность узнавать звуки окружающей среды помогает малышу в дальнейшем быстрее овладеть разговорной речью.

Что звучит?

Подготовьте различные «звучащие» предметы, в том числе музыкальные инструменты — свисток, дудочку, бубен, колокольчик, связку ключей, шуршащую бумагу и т. п.

Продемонстрируйте малышу, как звучат предметы, пусть кроха и сам попробует воспроизвести различные звуки.

Попросите ребёнка отвернуться и начинайте по очереди дудеть, шуршать или пищать. Карапуз должен правильно назвать источник звука.

Звуковые баночки

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки — например, из-под киндер-сюрпризов — разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную (должно быть по 2–3 баночки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предложите малышу найти баночки, которые издают такой же звук.

Развитие тактильной памяти

Тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, очень важна для развития ребёнка. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием практически не испытывают трудностей в школьном обучении.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек положите предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, куклу, пуговицу, шарик, кубик, карандаш, мягкую игрушку.

Малыш должен засовывать руку в мешочек и на ощупь определять один за другим предметы. Чтобы первоначально облегчить карапузу задачу, попросите его самого сложить все предметы в мешочек.

Предложите ребёнку не просто назвать предмет, но и рассказать о своих ощущениях — мягкий, круглый, длинный, мохнатый и т. п.

Узнай, что это такое

Малышу 5–6 лет можно предложить игру посложнее. Завяжите карапузу глаза и по очереди кладите в его вытянутую руку различные предметы.

После того, как ряд предметов (начать можно с 4–5) будет обследован, предложите ребёнку назвать все эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнить сразу две мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Развитие двигательной (моторной) памяти

Хорошими упражнениями для развития двигательной памяти малыша являются танцы. Разучивая различные движения, ребёнок запоминает их, чтобы воспроизвести в дальнейшем.

Кукловод

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его сзади за плечи и начните водить, как куклу, по определённому маршруту. Например, три шага вперёд, остановка, поворот налево, снова три шага, остановка, разворот и т. д.

Развяжите карапузу глаза и попросите его повторить все движения. Усложняйте задачу, увеличивая продолжительность маршрута и включая в него простые физические упражнения: приседания, прыжки, повороты через плечо, поднимание рук.

Запрещённое движение

Скажите малышу, что вы будете показывать различные движения, а карапуз должен их повторять. Но одно движение повторять запрещено! Договоритесь, что запрещённое движение, к примеру, — руки в стороны.

Читать еще:  До скольки кормить ребенка грудным молоком: оптимальный возраст по мнению доктора Комаровского

Показывайте ребёнку движения, всё больше ускоряя темп. Старайтесь запутать малыша, разводя руки в стороны. Ребёнок должен не ошибиться и не повторить запрещённое движение.

Развитие словесно-логической памяти

Развивая словесно – логическую память малыша, уделите внимание произношению слов. Не упрощайте и не искажайте их, иначе в памяти ребёнка они навсегда отложатся в неправильном виде.

Запомни пару

Подготовьте несколько пар слов, например: мяч — играть, вилка — кушать, карандаш — рисовать, краски — кисточка, комар — муха, снег — санки, лето — солнце, кошка — мышка, кровать — спать, песок — лопатка.

Скажите ребёнку: «Я произнесу несколько пар слов. Постарайся запомнить, какое слово с каким вместе я говорю».

Теперь называйте первое слово из пары, а малыш пусть вспоминает второе. Если карапуз справляется, добавляйте слова и ускоряйте темп упражнения.

Хорошими помощниками в развитии словесно-логической памяти являются и такие упражнения:

  • Разучивание песен и стихов.
  • Составление рассказа по картинкам, предварительно разложенным в логической последовательности.
  • Описание впечатлений от прогулки, посещения цирка, театра или зоопарка.
  • Обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма.

Не забывайте о важных факторах

Помните, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, что память — это продукт работы мозга. И мозгу вашего карапуза для активной деятельности нужны:

  • Регулярное пребывание на свежем воздухе.
  • Сбалансированное питание, содержащее все необходимые витамины, минералы и другие вещества.
  • Спокойная домашняя обстановка.
  • Соблюдение режима дня, здоровый и полноценный сон.

Мы уверены, что совсем не за горами то время, когда ваш наследник поразит вас, демонстрируя феноменальную память и заслуженно завоевав звание лучшего ученика.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Осязательная или тактильная память: развиваем у ребенка

Человеческая память – это психическая функция, которая дает возможность накапливать, перерабатывать и сохранять информацию разных видов. В психологии выделяют несколько видов и классификаций памяти. Один из них – тактильная память.

(Тактильный- с лат. осязательный, т.е ощущения прикосновения). Специфика данного вида памяти в том, что человек помнит то, что он чувствовал через внешний кожный покров. Сюда не относятся ощущения внутренних органов.

Такая память обычно хорошо развита у людей, кто по роду деятельности нуждается в высоком уровне телесных ощущений, например, спортсмены или все, кто занят физическим трудом. Также, тактильная память активно формируется, если является «компенсирующей» по причине физических недостатков человека – у слепых или глухонемых.

Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.

Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве, когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко всему, что видят.

  • Во-первых, запоминаются ощущения боли, например, от прикосновения к горячему;
  • Во-вторых, как показывают исследования, такие ребята лучше учатся в школе. Если у ребенка хорошо развит такой вид памяти, то быстрее и лучше будет речь, воображение, координация.

Исследования

Исследованием данного вида памяти в психологии активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Зверева Н.В., Гришина Е.Г. доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно, при взаимосвязи формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы, внимания, они начинают отставать в умственном развитии и совершать действия, считающиеся неадекватными.

Упражнения

Развивать тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для развития кинестетики. Врачи и психологи в своей деятельности используют различные методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики. Ниже приведены несколько методов, дающие ответ на вопрос как развить осязательную память своими силами, если психолог по какой-либо причине вам не доступен.

  • Упражнение «дощечки». Суть упражнения в следующем: взрослые подбирают 10 дощечек, на которые наклеивают разные предметы – бумагу, ткань, стружки и т.п. Каждую из этих дощечек пронумеровывают. Дощечки раскладываются в соответствии с номерами и ребенок должен назвать предметы, наклеенные на дощечки. Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к дощечке предмет.

  • Упражнение «угадай». В данном случае, нужно подобрать несколько предметов, отличающихся друг от друга по своей текстуре, составу и строению-шершавые, ворсистые, пушистые и тп. Расскажите сначала сами об этом предмете, о своих ощущениях, а затем попросите ребенка сделать то же самое.
  • Упражнение «догадайся». Это упражнение делается в группе детей старшего садовского возраста либо в начальных классах. Детям раздают карточки, на которых написаны названия разных предметов, например, дверь деревянная, мокрый стол, пластиковая ручка. Далее они должны рассказать остальным о своих ощущениях, не озвучивая название предмета. Все остальные угадывают.
  • Упражнение «собери фигуру». Раздаются несколько геометрических фигур разделенных на части: круг, треугольник, квадрат. Задача-собрать фигуры правильно. После этого они снова ломаются и их нужно восстановить, но теперь уже с закрытыми глазами.
  • Упражнение «нарисуй меня». Дети должны закрыв глаза ощупать предмет, а затем нарисовать его по памяти.
  • Упражнение «найди меня». Делается в группе. Детям завязывают глаза и дает предмет для ощупывания. После чего, их задача найти ребенка с аналогичным предметом.
  • Самое простейшее упражнение, которое можно делать в любое время и в любом месте. Закрывайте глаза ребенку и вкладывайте по очереди ему в руки разные предметы. Он должен их назвать.
Читать еще:  Плановое кесарево сечение: особенности операции и реабилитационно-восстановительный период

Зачем нужно развивать тактильную память?

Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Родителей учат, что воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.

В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4 раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и чтобы он стал успешным – 12 раз.

Простые упражнения для развития памяти у детей

Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так е у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение.

Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни.

Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции.

Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова.

Также отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов».

Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • обонятельную,
  • осязательную,
  • вкусовую.

«Вспомни, как звучит».

Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет».

Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

Читать еще:  Изучаем цвета и формы с ребенком в возрасте 1 – 2 лет: примеры игр и советы для родителей

«Угадай, что в мешочке».

Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус».

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Заключение

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только усовершенствовать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание формированию психических функций на разных возрастных этапах.

Гармоничного развития вам и вашим детям! опубликовано econet.ru

Автор: Алла Нагинайло

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Осязательная или тактильная память: развиваем у ребенка

Человеческая память – это психическая функция, которая дает возможность накапливать, перерабатывать и сохранять информацию разных видов. В психологии выделяют несколько видов и классификаций памяти. Один из них – тактильная память.

(Тактильный- с лат. осязательный, т.е ощущения прикосновения). Специфика данного вида памяти в том, что человек помнит то, что он чувствовал через внешний кожный покров. Сюда не относятся ощущения внутренних органов.

Такая память обычно хорошо развита у людей, кто по роду деятельности нуждается в высоком уровне телесных ощущений, например, спортсмены или все, кто занят физическим трудом. Также, тактильная память активно формируется, если является «компенсирующей» по причине физических недостатков человека – у слепых или глухонемых.

Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.

Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве, когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко всему, что видят.

  • Во-первых, запоминаются ощущения боли, например, от прикосновения к горячему;
  • Во-вторых, как показывают исследования, такие ребята лучше учатся в школе. Если у ребенка хорошо развит такой вид памяти, то быстрее и лучше будет речь, воображение, координация.

Исследования

Исследованием данного вида памяти в психологии активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Зверева Н.В., Гришина Е.Г. доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно, при взаимосвязи формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы, внимания, они начинают отставать в умственном развитии и совершать действия, считающиеся неадекватными.

Упражнения

Развивать тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для развития кинестетики. Врачи и психологи в своей деятельности используют различные методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики. Ниже приведены несколько методов, дающие ответ на вопрос как развить осязательную память своими силами, если психолог по какой-либо причине вам не доступен.

  • Упражнение «дощечки». Суть упражнения в следующем: взрослые подбирают 10 дощечек, на которые наклеивают разные предметы – бумагу, ткань, стружки и т.п. Каждую из этих дощечек пронумеровывают. Дощечки раскладываются в соответствии с номерами и ребенок должен назвать предметы, наклеенные на дощечки. Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к дощечке предмет.

  • Упражнение «угадай». В данном случае, нужно подобрать несколько предметов, отличающихся друг от друга по своей текстуре, составу и строению-шершавые, ворсистые, пушистые и тп. Расскажите сначала сами об этом предмете, о своих ощущениях, а затем попросите ребенка сделать то же самое.
  • Упражнение «догадайся». Это упражнение делается в группе детей старшего садовского возраста либо в начальных классах. Детям раздают карточки, на которых написаны названия разных предметов, например, дверь деревянная, мокрый стол, пластиковая ручка. Далее они должны рассказать остальным о своих ощущениях, не озвучивая название предмета. Все остальные угадывают.
  • Упражнение «собери фигуру». Раздаются несколько геометрических фигур разделенных на части: круг, треугольник, квадрат. Задача-собрать фигуры правильно. После этого они снова ломаются и их нужно восстановить, но теперь уже с закрытыми глазами.
  • Упражнение «нарисуй меня». Дети должны закрыв глаза ощупать предмет, а затем нарисовать его по памяти.
  • Упражнение «найди меня». Делается в группе. Детям завязывают глаза и дает предмет для ощупывания. После чего, их задача найти ребенка с аналогичным предметом.
  • Самое простейшее упражнение, которое можно делать в любое время и в любом месте. Закрывайте глаза ребенку и вкладывайте по очереди ему в руки разные предметы. Он должен их назвать.

Зачем нужно развивать тактильную память?

Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Родителей учат, что воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.

В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4 раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и чтобы он стал успешным – 12 раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector