Вальдорфская педагогика Штайнера: основные принципы и концепция системы обучения, плюсы и минусы методики

Воспитание свободных и творчески мыслящих детей в соответствии с человеческой природой – такова цель одной из самых популярных, и в то же время противоречивых методик развития. Чем она отличается от классических моделей воспитания и почему до сих пор рождает споры между её противниками и защитниками? Разберёмся в этом вопросе более подробно вместе с психологами.

Содержание:

В этой статье мы поговорим об особенностях вальдорфских детских садов и школ.

Педагогика равных возможностей — именно так называют методику, появившуюся в начале прошлого века в качестве нового типа начального образования для детей из малоимущих семей. Открыв маленькую школу при фабрике, создатель системы Рудольф Штайнер решил, что развивать детей рабочих нужно без упора на интеллектуальные способности. Малыши получали главные знания об окружающем их мире, эстетические и практические навыки.

Приверженцы методики настаивают на том, что детство — уникальный период в жизни каждого человека, который не нужно проживать по-взрослому. В дошкольном возрасте своего пика достигает творческий потенциал, а попытки заставить ребёнка повзрослеть не приводят ни к чему хорошему. Так что главный постулат вальдорфской педагогики — никакого раннего интеллектуального развития. Чувствуете, как такие изречения отличаются от идеологии Монтессори, о которой мы говорили ранее?

Ребёнок поздно, в сравнении с другими программами развития, учится читать и писать, так как это может помешать развитию творческого мышления малыша. Когда в таком случае стоит начинать? Основы педагогики говорят, что эмоциональный фон полностью «готов», когда молочные зубы чада меняются на коренные. Но обучение этим навыкам и полное следование системе пока остаётся за рамками российской системы образования, поскольку в нашей стране методика популярна лишь в дошкольных учреждениях.

Другой закон системы гласит, что ребёнка не следует ни к чему принуждать. Догадываетесь, с каким удовольствием малыш отправляется в детский сад? Все занятия, направленные на развитие личности, проводятся в группах. Схожесть с методикой Монтессори состоит в том, что группы вальдорфского детского сада также включают в себя детей разного возраста: старшие повторяют за младшими и быстрее совершенствуют полученные навыки.

Огромная роль ручного труда — ещё один важный аспект вальдорфской системы. Ритмика, изобразительное искусство, народное творчество — самостоятельные творческие решения должны рождаться в голове каждого ребёнка. Иногда в дошкольных учреждениях воспитанники могут попробовать себя в аграрном мастерстве: вырастить овощи или зелень, поливать цветы, ухаживать за ними.

Кроме того, методика подразумевает обилие праздников и дань традициям. Праздник урожая, Масленица, Пасха, Рождество — в списке есть как языческие, так и христианские торжества. В вальдорфской педагогике много моментов, связанных с мистикой, а праздничный ритуал — один из них.

Обычно в учреждениях, где детей развивают по этой системе, особенные игрушки: из натуральных материалов (глина, дерево, ткань), без использования красителей, пластиковых деталей и других современных материалов.

Все вышеперечисленные аспекты порождают немало споров среди родителей и педагогов с момента появления методики. Поговорим подробнее о плюсах и минусах вальдорфской системы.

Преимущества

Педагогика открывает целый мир общения между родителями и ребёнком. Вы можете вместе читать сказки (чаще — из классической литературы, легенды разных народов и баллады), мастерить поделки из дерева, шить, рисовать или лепить из глины. Творческие родители могут сделать для малышей кукольный театр из картона и развлекать непоседу постановками по сюжетам из вышеперечисленной литературы. Кроме того, вы можете организовать собственный огород на подоконнике и следить за тем, как растут посадки.

Из тех, кого в детстве воспитывали по методике, действительно зачастую вырастают интересные личности. Независимость, контроль над собственными эмоциями, уважение традиций и огромный творческий потенциал — важные черты для современного человека. С ранних лет вы воспитываете творца, который способен и делать что-то своими руками, и созидать.

Однако у методики есть целый список существенных недостатков, на которые обращают внимание опытные педагоги. О них мы поговорим ниже.


Детские психологи

Преодолейте стрессовую ситуацию в семье вместе с грамотным специалистом.

Перейти в каталог

Недостатки

Первым противоречием, которое может насторожить тех, кто выбирает методику развития ребёнка, может стать религиозность и мистицизм вальдорфской педагогики. Так или иначе, но антропософия (религиозно-мистическое учение, сочетающее в себе развитие духовного мира человека и самопознание) влияет на личность малыша, а это может насторожить многих родителей.

Второй аспект, который можно отнести к минусам, связан с тем, что до позднего возраста детей не обучают ни счёту, ни письму, ни другим навыкам, которые могут пригодиться в школе. А ведь в дошкольном возрасте ребёнок губкой впитывает новую информацию! Многие родители решают эту проблему таким образом: отдают чадо на дополнительные курсы или обучают сами.

Кроме того, ложкой дёгтя может стать и негативная реакция от сторонников системы: вам могут рекомендовать прекратить заниматься и перейти в другое дошкольное учреждение. Но и нельзя не согласиться с тем, что ребёнку довольно тяжело жить в двух методиках с почти противоположными ценностями.

Ежедневное чтение в стенах дошкольного учреждения тоже рождает противоречие. С одной стороны, это полезная привычка, которая формируется у малышей, любовь к литературе и искусству слова, но с другой — далеко не все книги (в их числе и шедевры детской литературы) подойдут для вальдорфского детского сада. И если сказкам Гримм, отрывкам из Библии и средневековым легендам здесь дают зелёный свет, то к «Денискиным рассказам», например, отнесутся резко негативно.За бортом остаются целые полки хорошей литературы, которая не менее ценна, чем легенды минувших веков.

Вальдорфская кукла

Говоря о такой педагогике, нельзя не упомянуть о знаменитой игрушке – педагогической вальдорфской кукле. Одна из её особенностей – ручное изготовление и натуральность используемых материалов. Изначально считалось, что такая кукла должна быть изготовлена мамой для своего крохи самостоятельно. В наши дни, конечно, это условие немного стёрлось, и многие рукодельницы делают их на продажу.

Читать еще:  Папа ревнует к ребенку: советы психолога и маленькие женские хитрости

Когда игрушка изготавливается для конкретного ребёнка, она должна иметь сходные с ним черты – цвет волос, глаз, причёску, стиль одежды и пр. Такая мера позволяет малышу будто бы взглянуть на себя и свои действия со стороны. В этом и кроется суть такой забавы, помочь ребёнку выразить свои чувства и эмоции через игру. Более подробно о куклотерапии мы уже рассказали в статье.

Популярные вопросы родителей

Вас консультирует детский психолог Юлия Викторовна Буянова.

Может ли вальдорфская педагогика негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка?

«Интеллект – всеобъемлющее понятие, включающее в себя все сферы психических проявлений человека, только всестороннее развитие ребёнка (эмоциональное, физическое, психическое) является залогом высокого интеллекта».

Можно ли заниматься в кругу семьи по этой системе?

«Это образ жизни, и если семья в этом образе, то всё будет направлено на положительный результат. Вместе с тем, для среднестатистической семьи система трудна по причине большого количества ограничителей (компьютер, телевизор, яркие игрушки), без которых современную жизнь представить практически невозможно».

Нужно ли родителю дополнительно учить ребёнка чтению и письму?

«Выбирая для ребёнка определенную систему воспитания и развития, необходимо её придерживаться. Включая дополнительные занятия, на своё усмотрение без должной оценки ситуации мы можем затормозить естественный процесс развития, перегрузив нервную систему ребёнка. Только при условии искреннего желания и интереса нашего чада, любые дополнительные навыки пойдут на пользу».

Оценив все минусы и плюсы, вы сможете понять, подходит ли для вашей семьи такая модель развития, и сделать правильный выбор.

Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы метода

Метод Waldorf образования существует с начала 20-го века и до сих пор вызывает много споров. Философ и эзотерик Рудольф Штайнер основатель этого учебно-образовательного метода. Его концепция основана на познании и развитии духовного мира человека. Исследования человеческой духовной природы легли в основу идей воспитания и воплощены в новой реформаторской педагогике.

Что такое вальдорфское образование?

Вальдорфская система образования направлена на формирование способностей ребенка, открывая духовный мир через эмоциональное восприятие. Акцент вальдорфский метод делает на развитии воображения и памяти ребенка.

Методы воспитания

Правильное развитие памяти ребенка

Так как восприятие и запоминание информации на каждом этапе отличается, разработаны следующие правила обучения:

Ребенок должен быть заинтересован в учебном материале. Умственные занятия сменяются физической деятельностью. Такая смена улучшает потенциал памяти человека.

Образование «веками», означает, что одна эпоха представлена на изучение, примерно на 3-4 недели. В этот период ребенок должен понимать и чувствовать все вещи, которые учитель пытается объяснить от начала исторического периода до конца.

Психическая гармония способствует полному развитию

На каждом возрастном этапе ребенок нуждается в стимуляции умственных способностей. Waldorf образование в течение трех периодов развития касается и духовного мира ребенка.

Начальная стадия – развитие воли. Второй уровень – развития эмоционального мира Третий и заключительный этап – развитие мышления.

Гармоничная среда

Метод Waldorf детского образования и воспитания уделяет большое внимание окружающей среде, в которой ребенок находится. Способности разовьются наиболее эффективно, если формирование происходит в здоровом обществе, где нет никакого давления и агрессии со стороны взрослых.

Waldorf Образование: плюсы

  • Гармоничное развитие ребенка.
  • Выявление и разработка явных и скрытых навыков или талантов.
  • Созидательное, творческое развитие ребенка.

Waldorf Образование: минусы

  • На начальном этапе обучения детям с высоким интеллектуальным потенциалом и стремлением к академическим знаниям потребуется больше информации, чем преподаватели предоставляют.
  • Постоянное спокойствие и сдержанность не способствуют формированию сильного характера, это следует учесть родителям, которые видят своих детей сильными личностями в будущем.
  • В Вальдорфских школах больше внимания уделяется гуманитарным наукам.

Четыре успеха и четыре неудачи

Успех 1: Мирное, гуманитарное образование. Вальдорфское образование непросто чтение, письмо и арифметика. В вальдорфской школе детей учат социальной ответственности, миру, уважению и состраданию.

Преимущество эту философию образования можно увидеть в различных кампусах по всему миру и наиболее остро в тех областях, где существует огромная расовая напряженность. Во время режима апартеида в Южной Африке местная школа была одним из редких примеров, когда зарубежные и африканские студенты посещали занятия вместе. Сегодня в вальдорфской школе Ха Дувдеван Кибуц в Израиле еврейские и арабские студенты учатся вместе.

Успех 2:Умение строить отношения. Модель Waldorf поощряет детей пройти с тем же учителем весь путь обучения до конца, начиная от начальных классов и пока не направятся в среднюю школу. Теоретически, проведя восемь лет с одним взрослым наставником, дети строят долгосрочные отношения и чувствуют безопасность. Когда студенты или родители имеют конфликт с учителем, им предлагается выработать навыки разрешения конфликтов в процессе. Учитель должен теоретически понять, как каждый ребенок учится, и персонализировать уроки для конкретных стилей обучения.

Успех 3: Педагогика через искусство. Искусство является частью почти каждого урока, используя – ремесла, драму, музыку, танцы («Эвритмия» – форма танца, где участвуют дети и преподаватели с целью выражения «искусства души»). Например, типичные учебники не встречаются в вальдорфском классе. Каждый студент рисует и создает персональную книгу, которая служит примером.

Не все дети могут преуспевать в этом типе среды обучения, это идеально подходит для студентов имеющих художественную и творческую склонность.

Успех 4: Студенты не пользуются технологиями. Технологии, включая телевидение и компьютеры, не одобряются в первые годы образования. Родителям рекомендуется запретить цифровые устройства в домашних условиях. Вместо этого дети занимаются в свободной форме-игре, которая питает воображение, взаимодействуя с другими студентами. Отсутствие средств массовой информации может также уменьшить потребительство младших детей.

Негатив

  1. Дети не учатся читать. Согласно методологии дети не учатся читать примерно до возраста семи или восьми лет, если конкретно – когда их постоянные зубы прорастают. Вместо этого – устные повествования и воспроизведения.
  2. Духовное мировоззрение Уорлдвью Штайнера. Штейнер разработал образовательную методику, основанную на его духовной философии известной как «антропософия». Эта философия присоединяется к реинкарнации духов на земле, используя внутреннюю сущность, чтобы служить сообществу. В то время как антропософия не преподается в качестве религиозного курса в обычной школе, в вальдорфской она является основной частью подготовки учителей.
  3. Проблемы самосохранения не затронуты. Бесчинство – трагедия, которая происходит во многих школах и вальдорфские школы не обладают иммунитетом к травмирующим переживаниям. Хотя количественное исследование не было проведено, чтобы сравнить распространенность хулиганства в вальдорфской школы против традиционных школ.
  4. Отсутствие студенческого разнообразия в населении. Большинство вальдорфских школ частные, этот фактор способствует отсутствию социально-экономического разнообразия. Waldorf образование, как правило, весьма дорогостоящее мероприятие для родителей.
Читать еще:  Кесарево или естественные роды: обзор методов, плюсы и минусы каждого вида родовспоможения

Когда речь идет о вальдорфской педагогике, важно смотреть на все плюсы и минусы, прежде чем выбрать эту форму обучения для вашего ребенка.

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка. Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки. Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада. Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал. К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками. Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так». Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома…. Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания. Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Читать еще:  Диастаз прямых мышц живота после родов: что он собой представляет и почему появляется у женщин?

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития. Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика обучения – это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру. В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше.
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector