Как научить ребенка основам финансовой грамотности

Как научить ребенка основам финансовой грамотности?

Поделиться:

Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. И даже если вы не планируете вырастить нового Стива Джобса или Дональда Трампа, основы финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.

Не секрет, что, вырастая, вчерашние дети зачастую набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем либо воруют, либо впадают в депрессию. И, на мой взгляд, это вина родителей, которые не научили свое чадо с детства разумно и рационально относиться к финансам.

1. Выделяйте ребенку карманные деньги

Если ребенок научился писать, считать и читать, пора выделять ему небольшие суммы на карманные расходы. И не важно, в четыре года он начал читать или в шесть лет. Главное — предпринять первые шаги к финансовой грамотности.

2. Научите считать расходы

Чтобы научить считать деньги и правильно их распределять, сначала нужно деньги выдать. Заведите привычку раз в неделю давать ребенку определенную сумму. Делайте это только после заполнения таблицы с доходами и расходами.

Пусть вас не пугает это «взрослое» задание. Простейший «бухгалтерский баланс» под силу вести даже ребенку!

В качестве примера приведу таблицу приходов и расходов, которую ведет 8-летняя дочь моего клиента. Деньги девочка получает раз в неделю.

Такое элементарное задание, как ведение таблицы:

  • отвечать за свои финансовые решения;
  • разрушает иллюзию, что деньги берутся из ниоткуда;
  • учит разумно и ответственно обращаться с финансами;
  • объясняет, что клянчить деньги не получится.

Ребенок привыкает к тому, что у него есть свои деньги, которые нужно расходовать с умом.

3. Позвольте подростку заработать самостоятельно

Для подростка идеальный способ научиться ценить деньги и правильно ими распоряжаться — пойти и самому заработать. По закону дети могут работать с 16 лет (в некоторых случаях — с 14 лет). Это не значит, что они не в состоянии выполнять элементарную работу в более раннем возрасте.

Вы можете стать для ребенка первым работодателем. На официальной основе установите оплату за некоторые виды работ по дому, дайте ему простые поручения или привлеките к собственной работе.

Детям помладше вполне под силу:

  • помочь с домашними обязанностями;
  • сходить за продуктами в магазин;
  • выгулять соседскую собаку;
  • оказать любые другие мелкие услуги знакомым.

Ребенок прикладывает усилия, за что получает вознаграждение в виде денег. Благодаря этому он обретает уверенность в себе и своих силах, чувствует себя способным. Согласитесь, заработать деньги самостоятельно куда интереснее, чем выпрашивать их у родителей или бабушек!

4. Дайте право на ошибку

Самый лучший способ научить подростка разумно относиться к покупкам — позволить ему совершать ошибки. Не ругайте и не критикуйте его, иначе добьетесь обратного эффекта. Помните, что в данном случае опыт намного важнее денег.

Формируйте у ребенка правильные стереотипы и не прививайте ненужных страхов. Например, подросток купил дешевые наушники, которые сломались через 2 дня. Он и сам чувствует себя подавленным, что зря потратил деньги. Еще больше его беспокоит, что родители ругают его за бесполезную покупку.

Каково ему в этот момент? Подросток и так расстроен, его уверенность в себе близится к нулю. Так что не ругайте его, лучше посочувствуйте. Ведите себя как его друг, а не как ростовщик, ссудивший деньги под проценты. В следующий раз он и сам подумает, прежде чем тратить деньги на подделку.

Пусть ребенок в 10 лет неудачно потратит тысячу рублей и получит ценный опыт. Зато потом, в 30 лет он не пустит по ветру миллион рублей, а сто раз взвесит все «за» и «против». Не забывайте: в 10 лет последствий потери денег нет. В 30 лет, если у него будет семья, миллион ударит по бюджету и эмоциональному состоянию не только вашего подросшего чада, но и всех его домочадцев.

Мои дети составляют свой еженедельный бюджет. Учитывают приход на начало недели, сколько получено и от кого (от мамы, папы, бабушки, могут быть еще какие-то доходы), итого получено столько-то. Заполняют колонку расходов и подводят итог: сколько потрачено, а сколько осталось.

Понятно, что при таком навыке позже можно и бухгалтером идти работать: составлять баланс они умеют с детства. Но главное — у ребенка вырабатывается умение планировать свои расходы.

5. Дайте детям представление о круговороте денег в мире взрослых

Дайте ребенку почувствовать, как работают деньги. Чтобы заработать деньги, вы взаимодействуете с клиентами, коллегами, партнерами. Пусть и подросток тренируется общаться с людьми. Пусть сам контактирует с обслуживающим персоналом (конечно, где это уместно):

  • пусть сам оплачивает покупки на кассе, проверяет сдачу и чек;
  • пусть сам сделает заказ у официанта в кафе, сам оплачивает счет и решает, оставлять ли чаевые за обслуживание.

Навыки общения в любом случае пригодятся в будущем. Так почему бы не осваивать их прямо сейчас? Вы можете привлечь подростка к своей работе в офисе или договориться о бесплатной стажировке. Он будет под присмотром, научится полезным вещам, поймет, как именно деньги попадают в кошелек родителей и иначе посмотрит на многие из своих покупок и желаний.

Не забывайте: научить ребенка обращаться с деньгами, зарабатывать деньги и планировать свой бюджет — задача родителей. Во многом от вашего воспитания зависит, совершит ли ваше чадо финансовые ошибки в будущем.

Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих».

Отвечает эксперт: как обучить своего ребёнка финансовой грамотности

Отвечают предприниматели и специалисты в финансовой сфере.

Материал подготовлен при поддержке банка для малого бизнеса «Сфера»

Мы обновили подсайт «Вопросы» вместе с банком «Сфера». Теперь в нём можно задавать вопросы о бизнесе не только читателям vc.ru, но и экспертам.

Задать свой вопрос можно здесь, а мы продолжаем отвечать.

Вопрос

Как обучить своего ребёнка финансовой грамотности?

Ответы

На меня в свое время произвела впечатление одна английская пословица: «Перестаньте воспитывать своих детей. Воспитывайте себя. Потому что дети станут такими же как вы».

Я долго размышлял и пришел к выводу, что так оно и есть. Когда дети маленькие, их мир крутится вокруг родителей, они внимательно наблюдают, копируют, хотят стать, как папа и мама. Родители для них — идеал и центр вселенной. Я отец троих детей. У нас в семьей 2 дочки (8 и 1,5 года) и сын (4 года).

Читать еще:  Брадикардия у детей: признаки возникновения, лечебные меры и профилактические методы

Для детей надо быть примером: знать основные принципы финансовой грамотности, уметь как себя вести себя с деньгами, использовать правильные инструменты.

Деньги — это универсальное средство обмена. Дети сразу улавливают, что за деньги можно много чего получить. Они видят, как родители реагируют, когда в семье появляются деньги, или когда денег не хватает, какие при этом испытывают эмоции.

Каких правил я придерживаюсь:

1. Рекомендую вместе с ребенком прочитать книгу Бодо Шефера «Мани или азбука денег». Она написана в формате детского рассказа про собаку по имени «Мани», которая учит девочку обращению с деньгами.

2. Фокусирую внимание, что денег всегда достаточно и на всё хватает. Не использую такие выражения, как: «Это очень дорого» или «Нам это не по карману». Вместо этого использую выражения: «Сегодня для нас это не в приоритете, есть более важные расходы».

Акцент смещается со слабой позиции «Я не могу ничего с этим сделать» на сильную «Для меня сегодня это не в приоритете. Завтра я с этим смогу что-то сделать, если мне будет интересно».

3. Нужно всегда зарабатывать больше, а тратить меньше. Всегда должно оставаться. Не все деньги, которые зарабатываешь, нужно сразу тратить. Как и в бизнесе — компания должна быть прибыльной. Если компания работает в ноль или в убытки, то она разорится.

4. У детей есть карманные расходы и возможность зарабатывать. Дочка поставила себе цель — заработать себе на поездку в Диснейленд.

Сегодня для неё способ заработка — это отличные результаты в школе или в секциях. Например, за каждую пятерку в четверти начисляется 1000 рублей, четверку — 500 рублей. Но если тройка — минус 500 рублей. Если в секции на соревновании заняла 1 место — 3000 рублей, 2 место — 2000 рублей, 3 место — 1000 рублей.

5. У дочки есть свой накопительный счёт. После начисления денег она принимает решение, как их распределить: на расходы, цель и накопления. Основную часть заработка она направляет на накопления.

Вот одни из основных принципов, правил и инструментов, которые заведены у нас в семье. Конечно, в каждый период возраста надо разговаривать на разные темы более детально. Ближе к 17 годам нужно учить вести личный финансовый план, и использовать этот инструмент для роста благосостояния семьи.

Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметил такую тенденцию: нередко молодые люди не ценят деньги и относятся к ним довольно беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были воспитаны базовые принципы обращения с деньгами.

На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку отдельного предмета на подобную тему в школе нет, родители должны сами заниматься этой историей, и лучше всего, просто общаясь с ребенком, объяснять ему в доступной форме какие-то азы и финансовые правила, в идеале, конечно, на собственном положительном примере.

Начинать обучать детей надо с самого раннего возраста, буквально с 2-3 лет. Во-первых, дети копируют поведение родителей на подсознательном уровне, и важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. И не надо скрывать разговоры о финансах от ребенка под предлогом, что он еще маленький, наоборот, пусть слушает.

Во-вторых, на примере денег можно учить ребенка цифрам, учить считать и складывать. Обыкновенная игра в магазин может превратиться в познавательный и увлекательный урок.

Мне кажется, что задача взрослых заключается в том, чтобы доступно все объяснять и заинтересовывать ребенка в финансах, а проще всего это делать в игровой форме.

Конечно, ребенку необходимо объяснять, что такое деньги, для чего они нужны, откуда берутся и на что тратятся. Ему легко объяснить, что папа уходит на работу, чтобы принести деньги, а если ты сломаешь телефон, то папе придется дополнительно работать. И если бы ты не сломал игрушку и не попросил новую, то на эти деньги можно было бы покататься на аттракционах. Такие элементарные вещи дети понимают в самом раннем возрасте и начинают ценить вещи, деньги, время.

В игровой форме можно привить ребенку и навыки учета. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.

Главное — показывать ребенку выгоду от этого процесса, к примеру, рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание — основанное на личном примере.

Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так — они стоят денег, которые появляются не по волшебству. Сделайте привычными финансовые беседы с детьми в своем доме.

Еще очень помогают игры в кругу семьи, например знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и так далее.

Ещё одна важная вещь, которую необходимо обсуждать с ребенком — проблема бездумного потребления. Реклама навязывает нам массу ненужных вещей, и чтобы не вестись на уловки, надо четко осознавать насколько целесообразна та или иная покупка.

Можно обсуждать различные вещи из рекламы. Если ребенок просит что-то купить, подумать вместе, насколько эта вещь необходима, а не просто запрещать, запретный плод сладок.

Можно на примере предыдущих покупок обсудить, насколько они были важны, стоило ли покупать. Также стоит обсуждать свои ошибки, если купил что-то ненужное и публично признавать их, тогда и ребенок не будет бояться сказать о том, что ему не стоило покупать.

Здорово, если родители могут завести ребенку банковскую карту, обговорив с ним еженедельный или ежемесячный бюджет и установив лимит трат. Потому что это, пожалуй, лучший современный способ приучить ребенка к финансовой дисциплине.

В таком случае у ребенка появляется необходимость регулировать свои траты, а поскольку многие дети любят копить, большинство из них это мотивирует откладывать деньги на какую-то значимую вещь, мечту.

Главное, чтобы не только ребенок, но и родители соблюдали заранее утвержденный финансовый план, что для них может быть не так просто.

Зато ребенок, который научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно, инвестировать с умом, не превратится во взрослого, который тратит бездумно и умеет копить только вещи и кредиты.

Читать еще:  Дальтонизм у детей: характерные признаки, простые тесты на определение аномалии и советы по адаптации ребенка к жизни

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pravilno-pooshhryat-rebenka.html

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

Читаем далее:

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Читать еще:  Кишечный грипп у детей: что это такое и чем отличается от отравления, методы лечения и профилактики

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться”: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector