Войти на сайт

Как научить ребенка играть самостоятельно- несколько полезных советов и секретов

Как научить ребенка играть самостоятельно

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Один из самых популярных вопросов родительских форумов и сообществ “Как сделать, чтобы ребенок хотя бы недолго занимал себя сам?”. При этом речь, обычно, идет о малыше от полугода до 2-3 лет. Проще всего, запастись терпением и не торопить события. И все-таки, что-то можно делать :

  1. Если вашему крохе еще нет и года, не стоит ожидать от него умения играть самостоятельно. Поймите и примите, что сейчас вы нужны ребенку и купите беби-слинг или детский шезлонг.
  1. Приобщайте ребенка к своим занятиям. Не отказывайтесь от собственных дел, пусть лучше малыш участвует в стирке, уборке, приготовлении пищи. Наблюдение за различными делами даст ребенку огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас поварешку или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные работы.
  1. Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается этого не допустить.
  1. Вспомните, когда малыш забирался туда, куда лазить не следовало, копался в ваших вещах и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными вещами, “позабудьте” свою сумку, положите на видном месте стопку старых открыток.
  1. Часто бывает, что пока вы рядом – малыш увлечен игрой, но стоит выйти из комнаты, как он бежит за вами маленьким хвостиком. Попробуйте в играх тренировать умение ребенка расставаться с вами. С малышом играйте в “ку-ку”, пропадая из его поля зрения всего на несколько секунд. Для ребенка постарше придумайте объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей.
  1. Если ребенок мешается на кухне, расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.
  1. Учите ребенка играть. Если он хорошо освоит какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам.
  2. Под благовидным предлогом (“ты достраивай дом, а я схожу, суп помешаю”) ненадолго уходите из комнаты. Предупреждайте “я сейчас приду”, чтобы ребенок не бежал за вами, и обязательно выполняйте обещание.
  1. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается, и подкладывая какую-нибудь новую (позабытую малышом) игрушку. Держите большую часть игр и игрушек в пределах досягаемости (и смиритесь с беспорядком в детской). Оживляйте игру, отдавая ребенку ненужные упаковки, коробки, лоскутки.
  1. Присядьте рядом или в пределах видимости ребенка и займитесь своими делами. А малыш пусть играет, иногда приходя к вам посоветоваться или поделиться новостями.

Не стоит ждать мгновенных результатов. Ребенок обязательно научится сам играть, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы. Однако отдохнуть несколько минут от ребенка вы сможете уже сейчас. Об этом читайте в статье “Как избавится от хвоста”.

Как вы думаете, как и где должна проявляться самостоятельность малыша 2-3 лет? Какие навыки обязательно прививать в этом возрасте?

О трудностях с детьми (решения которых вы хотели бы увидеть в рассылке), замечаниях, предложениях пишите на lj @ orangefrog . ru

До новых встреч,

orangefrog . ru – Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком

15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык – умение придумывать себе разные развлечения и интересные занятия – является признаком взросления ребенка. Чаще всего малыш может сам найти себе занятие на время, в среднем до 50–60 минут, к 3-му году жизни.

Но ошибочно думать, что 3-летний малыш без предварительной подготовки и помощи взрослых сумеет самостоятельно играть. Родителям важно создать для этого предпосылки и условия. Предлагаем 15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно.

Читать еще:  Кремы и мази при атопическом дерматите — обзор самых эффективных препаратов по мнению врачей и отзывам покупателей

Самостоятельная игра развивает у ребенка такие качества, как:

  • инициатива;
  • умение преодолевать затруднения;
  • настойчивость в достижении цели;
  • умение найти альтернативные способы решения задач (относительно детских головоломок, пазлов);
  • терпение.

Рекомендации родителям

Совет 1: заботимся о безопасности
Создайте безопасные условия для самостоятельной игры ребенка. Так как какое-то время он будет без ежеминутного приглядывания взрослых, необходимо убедиться в отсутствии острых и режущих предметов, наполненных стаканов, розеток без заглушек.

Совет 2: организуем игровую зону
Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, дети любят устраивать там все по своему вкусу и с удовольствием играют в личном уголке продолжительное время.

Совет 3: подбираем развивающие игрушки
Предложите малышу игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых. Это могут быть фломастеры или краски, кубики, музыкальные и развивающие игрушки, железная дорога, машинки. Девочки к 3-летнему возрасту уже начинают играть в «дом» и любят возиться с куклами и детской посудой. Если площадь квартиры позволяет, занять ребенка поможет велосипед.

Совет 4: интересуемся процессом
Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

Совет 5: поддерживаем контакт
Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

Совет 6: повышаем интерес к игре
Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать или собрать что-то новое.

Совет 7: помогаем достичь цели игры
Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

Совет 8: «нарушаем» правила
Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

Совет 9: поощряем самостоятельность
Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

Приучение ребенка к самостоятельной игре нужно начинать постепенно и при условии, что малыш спокоен, отдохнул, здоров, сыт и находится в хорошем настроении. Родителям важно ощущать чувство меры, которое подскажет, сколько времени их ребенок может обходиться без присутствия взрослых.

Совет 10: учим преодолевать трудности
Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

Совет 11: «копируем» дела взрослых
Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

Совет 12: придумываем мотивацию
Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное. Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

Совет 13: гордимся успехами ребенка
Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

Совет 14: увеличиваем время самостоятельной игры
Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

Совет 15: приветствуем сюжетные игры
Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками.

В случае если ребенок старше 3-летнего возраста отказывается играть самостоятельно, родителям следует обратиться к психологам. Они выяснят и устранят причину нежелания малыша занимать себя без участия взрослых, а также научат его играть самостоятельно.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Самостоятельность заложена в ребенке от рождения: он разглядывает свои ручки, играет с подвесными погремушками, но это только первый предвестник активной и творческой игры.

Первоначально малыш играет в присутствии родителей, порой с их участием. Ведь нужно показать малышу, как катать машинку и складывать кубики.
Зачастую дети сами стремятся к самостоятельности, и необходимо их в этом поддерживать. Важно правильно хвалить ребенка, так как дети нуждаются в поощрении. Например: “Я вижу на твоем рисунке дом и цветы. Наверное, много разных цветных карандашей пришлось использовать, зато как красиво получилось. Да ты у нас настоящий художник!”»

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Читать еще:  Зимняя одежда для беременных: модные идеи для будущих мам

Приучаем ребенка играть самостоятельно

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

– Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

– Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

– Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, – и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

– Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

– Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

– Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

– Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, – пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

– Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

– Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес – не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, – можно, конечно, а смысл?

Читать еще:  Истории врача гинеколога домашние роды: осложнения и нужна ли скорая помощь?

– Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, – шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

– максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

– не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

– выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

– не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

– как можно больше с ребенком разговаривать, – объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Как научить ребенка играть самостоятельно: советы родителям

Многие родители считают, что детей не нужно учить играть, потому что они уже априори рождаются с такой способностью. На самом деле это не так. Мамы-папы должны помочь своим крохам освоить такую премудрость и получать от нее удовольствие.

Очень важно развивать самостоятельность в игре с самого маленького: это можно делать, начиная уже с полугодовалого возраста. Можно оставлять ребенка в манеже с одной-двумя игрушками на несколько минут. Таким крохам много игрушек не нужно – они могут сосредоточить свое внимание максимум на двух вещах.

Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, карапузу более интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти их, ощупывать, вынимать различные детали. Поэтому родителям стоит купить мячи, всевозможные игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, юлу, кубики.

С 1 года до 3 лет малышам подойдут игрушки, тренирующие координацию движений и мелкой моторики (шнуровки, конструктор, вкладыши). Также полезными крохе будут механические игрушки, машинки, домики, мебель и оборудование, куклы, животные.

Покидайте комнату только тогда, когда окончательно убедитесь, что малыш справляется без подсказок и с удовольствием играет один

Вначале родителям все-таки нужно помогать малышу – Вы выступите одновременно в роли учителя и напарника по игре. В это время кроха будет чувствовать себя комфортно, ведь родители – самые близкие для него люди.

Важно, чтобы родители в процессе игры знакомили свое чадо со свойствами игрушек. Например, расскажите, какая шерстка у мишки, насколько гладкая поверхность у кубика, что он имеет форму квадрата. Через какое-то время попросите малыша, чтобы он повторил все качества ранее названных предметов. Если Ваше чадо забыло что-то, Вы можете ему подсказать.

Игры могут быть развивающими, развлекательными и познавательными. Для лучших результатов психологи советуют их чередовать. В процессе у детей развивается не только мышление, но и воображение, внимательность, память. Вы удивитесь, но, играя, карапуз быстрее учится говорить.

Особенно полезны для детей игры с «живыми» материалами: с песком, водой, глиной, камушками, крупами и т.д. Можете учить свою кроху рисовать пальчиками и без определенных заданий. Малыш просто обмакивает ручки в разных красках и создает свои шедевры на бумаге. Такой подход поможет ему почувствовать себя творцом и получить много тактильных ощущений.

Когда Вы приучаете ребенка к самостоятельной игре, заинтересуйте его, поскольку обычно малыши занимаются увлеченно только тем, что их привлекает. Придумайте интригующий сюжет или купите крохе яркую игрушку. Сами покажите, как играть с новым предметом, расскажите о правилах игры. Когда карапуз усвоит все новшества, дайте ему справиться самостоятельно. При этом помните, что первые шаги в игре он будет сделать под присмотром и мягким руководством мамы или папы.

Покидайте комнату только тогда, когда окончательно убедитесь, что малыш справляется без подсказок и с удовольствием играет один. Если ребенок просит Вас побыть с ним, можно сказать, что сейчас вернетесь, только позвонит папе или помешаете суп. Обязательно вернитесь! А уже через некоторое время снова удалитесь из комнаты под каким-нибудь предлогом. Так маленький человек постепенно привыкнет играть сам.

Развивать самостоятельность с самого маленького возраста, пусть даже в развлечениях, – это очень важно. Ведь во взрослой жизни такой ребенок будет более уверенным в себе и собственных силах. И обязательно достигнет успеха!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector