Спорный метод: как научить малыша засыпать самостоятельно

Спорный метод: как научить малыша засыпать самостоятельно

Многие родители жалуются на неспокойный сон малыша, постоянные пробуждения и крики по ночам. В таких случаях родители сразу же берут ребенка на руки и начинают укачивать, пока он снова не уснет. Однако как только его пытаются положить в кроватку, младенец опять переходит на крик, тем самым не высыпаясь и не давая поспать родителям.

Стоит отметить, что такая ситуация — вовсе не норма, как многие привыкли думать, а большая проблема под названием «детская бессонница», которая в 98% случаев вызвана неправильной привычкой ко сну. В результате малыш привыкает к такому методу засыпания и требует, чтобы его всегда укладывали именно так. А недосып родителей не самым лучшим образом сказывается на их нервной системе и даже приводит к депрессии и ухудшению самочувствия.

© Instagram @jenbutler.parentingsupport

Как понять, что детская бессонница вызвана неправильными привычками

  • Ребенок не может заснуть сам без посторонней помощи и не хочет спать в кроватке
  • Сон крохи очень чуткий, и любой звук может его разбудить
  • Малыш просыпается более 3 раз и не может сам заснуть снова, требуя помощи родителей (укачивание, бутылочка и т.д.)
  • Ребенок спит меньшее количество часов, чем положено в его возрасте

В таких ситуациях родители прибегают к вспомогательным методам: гладят малыша, пытаются накормить его, думая, что кроха голодный, берут на руки и носят, пока кроха снова не заснет. Но проблема в том, что в следующее пробуждение все повторяется по кругу.

© Instagram @merinok >

Укачивать или дать поплакать?

Стоит отметить, что «укачивание» особенно популярно в России, а вот в Европе давно практикуют метод самостоятельного засыпания, или сry-it-out (с англ. — «выплакаться»), давая ребенку возможность поплакать и уснуть без помощи родителей. Считается, что родители должны с самого рождения приучать ребенка к удобному для себя режиму, а не подстраиваться под малыша.

Этот метод вызывает множество споров. Большинство родителей считает его «зверским» и ломающим психику ребенка, ведь не каждый сможет слушать детский плач, зная, что на ручках малыш сразу же успокоится. Однако те, кто уже попробовал, удивляются, насколько проще и спокойнее стала их жизнь с малышом с тех пор, как он научился засыпать сам. Считается, что если ребенок здоров, то с 5-6 месяцев он уже должен засыпать сам, без посторонней помощи, и спать 8-10 часов в своей кроватке без перерыва.

© Instagram @jenbutler.parentingsupport

Итак, если вы постоянно не высыпаетесь и вскакиваете по каждому писку младенца, запасайтесь валерьянкой и вперед — вырабатывать правильные привычки подготовки ко сну!

Режим и ритуалы: учим малыша засыпать самостоятельно

Режим очень важен для малыша, и это относится ко всей его жизни, а не только ко сну. Многие дети чувствуют и ведут себя беспокойно, потому что в их жизни отсутствуют привычки, дающие им чувство последовательности и защищенности. Режим как раз помогает создать эту предсказуемость, благодаря которой малыш чувствует себя комфортно и знает, что одно следует за другим, а значит, для него нет никаких стрессов и поводов для беспокойства.

Например, старайтесь кормить кроху в одно и то же время. После еды можно уделять какое-то время общению, а после — укладывать малыша спать в кроватку. То же самое и с укладыванием на ночь: после купания малыш ест и ложится спать.

Ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, соска, любимое одеяло или игрушка. А не с родителями, которые постоянно носят его на руках.

© Instagram @mcheleska

Для выработки полезных привычек требуется несколько дней, но после это значительно упрощает жизнь как детям, так и родителям. Главное, чтобы вы были спокойны и уверены в том, что делаете. Создайте свои ритуалы и всегда придерживайтесь выбранной схемы. Самое главное — перетерпеть первые, самые сложные несколько дней.

Как не реагировать на плач

Давать ребенку выплакаться — это вовсе не значит, что нужно оставить его одного в комнате и ждать, слушая за стенкой его душераздирающий плач.

1. Создайте в комнате соответствующую обстановку: закройте шторы, убавьте освещение и обеспечьте тишину.

2. Убедитесь в том, что все базовые потребности малыша удовлетворены: он здоров, сыт и не требует смены одежды или подгузника.

3. Когда вы кладете малыша в кроватку, старайтесь тихо и спокойно рассказывать ему о том, что сейчас он должен спать.

© Instagram @bournemouthbabycentre

4. Посидите немного с малышом, погладьте его или подержите его за ручку, спойте колыбельную.

5. После начинается самое сложное: родителю необходимо оставить кроху засыпать самостоятельно. Сколько же нужно ждать, прежде чем вернуться в комнату малыша?

Вот наглядная схема:

  • 1 день — 1 минута (1 раз), 3 минуты (2 раза), 5 минут все последующие разы
  • 2 день — 3 минуты (1 раз), 5 минут (2 раза), 7 минут все последующие разы
  • 3 день — 5 минут (1 раз), 7 минут (2 раза), 9 минут все последующие разы
  • 4 день — 7 минут (1 раз), 9 минут (2 раза), 11 минут все последующие разы
  • 5 день — 9 минут (1 раз), 11 минут (2 раза ), 13 минут все последующие разы
  • 6 день — 11 минут (1 раз), 13 минут (2 раза), 15 минут все последующие разы
  • 7 день — 13 минут (1 раз), 15 минут (2 раза), 17 минут все последующие разы
© Instagram @claaire.co

Каждый раз возвращаясь в комнату малыша, не спешите брать его на руки или включать свет! Спокойно объясняйте крохе, что нужно спать в своей кроватке, погладьте его, подержите за руку. Если малыш плачет, не реагируйте и продолжайте вашу речь, а затем выходите из комнаты. Младенцы не понимают разницу между днем и ночью и не имеют никаких сформировавшихся привычек, поэтому ваша задача — помочь крохе привыкнуть к определенной последовательности и самостоятельному засыпанию.

Это интересно

В австралийском исследовании, опубликованном в 2017 году, участвовали 326 младенцев в возрасте 7 месяцев, имеющие проблемы со сном. Их поделили на две группы: в первой практиковался метод самостоятельного засыпания, а во второй малыши засыпали при помощи родителей. Пять лет спустя исследователи встретились с уже подросшими 6-летними участниками и их родителями.

Оказалось, что у детей в обоих группах не было никаких существенных различий в отношении эмоционального здоровья, поведения или проблем со сном. Уровни стресса или депрессии у матерей были примерно одинаковыми, равно как и отношения между родителями и детьми. Исследователи не обнаружили вреда от метода самостоятельного засыпания.

Читать еще:  Кисломолочные продукты и фрукты для детей: список и польза для организма
© Instagram @bcastle11

Однако Университет Северного Техаса представил весьма противоречивое исследование, которое было опубликовано в журнале «Раннее человеческое развитие».

Наблюдая за 25 младенцами в возрасте от 4 до 10 месяцев в пятидневной программе обучения самостоятельному засыпанию в стационаре, исследователи контролировали уровни кортизола (гормона стресса) у младенцев, которых оставляли плакать.

Ученые подсчитали, как долго младенцы плакали каждую ночь, прежде чем они заснули. Матери сидели в соседней комнате и слушали, как их дети плакали, но им не разрешалось входить и успокаивать своих детей. К третьей ночи младенцы плакали в течение более короткого периода времени и быстрее засыпали. Однако уровни кортизола, измеренные в их слюне, оставались высокими. Это указывает на то, что даже во сне младенцы были так же возбуждены, словно они продолжали плакать.

© Instagram @sleepandthecity

А как вы относитесь к методу самостоятельного засыпания?

Как научить ребенка сидеть самостоятельно?

Одним из важных умений в развитии малыша является навык сидения. Все родители беспокоятся о том, когда их малыш сядет и будет ли он делать это правильно, не заваливаясь на бок. При этом от мальчиков ждут успехов гораздо более ранних, чем от девочек, приглядываясь к их чудаковатым сидячим позам уже в пятимесячном возрасте.

Но что делать, если малыш никак не садится? Можно ли научить ребенка сидеть и в каких случаях стоит обратиться за помощью к врачу? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье.

К какому возрасту малыш должен уметь сидеть?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что в природе встречаются детки, которые садятся уже в 4 месяца, а другие малыши рассматривают мир из положения лежа и в семимесячном возрасте. Иногда случается и так, что ребенок сначала ползет и стоит, а уж потом решает освоить «пятую точку».

При этом одни малыши, пытаясь садиться, встают на четвереньки и, пятясь назад, упираются сначала на ножки, потом на руки, и только тогда садятся, а другие, сгибаясь в пояснице, рывком приподнимают корпус и, заваливаясь, как неваляшка на бок, сидят, опираясь на вытянутую руку.

В любом случае, примерно в семь месяцев большая часть детей уже сидят самостоятельно и свободно ложатся, если устают разглядывать окружающий мир в сидячем положении.

Когда начинать осваивать положение сидя?

Большинство малышей садятся лишь для того, чтобы иметь возможность более детально изучать окружающий мир, потому желание освоить навык сидения приходит к ним ближе к полугоду. И это правильно, потому как мышцы пресса и грудной клетки к тому времени уже хорошо сформировались, а спина окрепла.

Маленьким девочкам начинать занятия по «высаживанию» лучше именно в 6 месяцев. Слишком раннее сидение чревато наличием у них в будущем проблем с развитием женской репродуктивной системы (таких, как например, загиб матки).

Крох мужского пола же можно начинать учить сидеть уже в 5 месяцев. Однако и в том и другом случае лучше всего не использовать во время занятий опору и не прибегать к помощи подушек.

Обкладывая ими малыша, как в окопе, вы «работаете» против своего ребенка: впоследствии из-за этого он станет сутулиться или даже страдать от искривления позвоночника.

Общие рекомендации по присаживанию малышей

Детские врачи успокаивают излишне переживающим мам, и дают им советы по поводу того, как научить малыша самостоятельно сидеть и подсказывают целый ряд упражнений для занятий.

Правильная подготовка

Начинать учебу необходимо с укрепления мышечной системы ребенка и тренировки ног и рук. Следующий этап — тренировка пресса и мышц спины, которая должна сопровождаться поглаживающим массажем (подробную схему упражнений мы рассмотрим далее).

Условия для занятий

В процессе обучения необходимо обязательно соблюдать важные правила:

  • заниматься упражнениями только тогда, когда малыш сыт;
  • не заставлять его сидеть, когда он чем-то расстроен;
  • лучше всего делать это на свежем воздухе;
  • длительность занятий не должна превышать 7-10 минут;

При этом, любое упражнение должно сопровождаться диалогом с малышом и комментированием действий: «Где наша правая ножка? А вот она!», «Давай-ка сядем, родной! Молодец!» и так далее.

Упражнения для развития навыка сидения

Подготовительный комплекс

В него входит тренировка на удержание головы, которая способствует укреплению спины и шеи, поднятие головы и перевороты. Чтобы ваш малыш не вредничал и спокойно занимался, привлеките его внимание игрушками и веселой занимательной болтовней.

Сгибание-разгибание

Для выполнения этого комплекса упражнений маме необходимо по 5-6 раз согнуть и сразу же выпрямить ручки и ножки малыша.

Сидим и глядим

Уложите ребенка на твердую ровную поверхность и аккуратно подтяните его, предложив воспользоваться вашими пальцами в качестве «перил». Чтобы это получилось, вложите большие пальцы в ладошки ребенка, охватив остальными запястья.

Приподняв чадо в вертикальное сидячее положение, удержите его в нем секунд на 20, а потом мягко опустите. Интервал «задержки» с каждым днем должен увеличиваться на 10-15 секунд и достигать в итоге 2-3 минут.

Перекрест

Малыш лежит на спине, а вы берете его за руку, притягивая аккуратно в противоположную сторону. Это вызывает у ребенка активное желание опереться на ручку вторую и, тем самым, сесть.

Раскачка

Положите малыша на живот, чтобы он принял «упор лежа», как в армии (постарался, по крайней мере). После этого вам нужно раскачать его из стороны в сторону, чтобы карапуз научился координировать свои движения.

Фитбол

Упражнения на фитболе отлично укрепляют мускулатуру ребенка и работают с его вестибулярным аппаратом. Для этого положите малыша на живот и круговыми движениями покачайте в разные стороны.

Для веселья даже можно немного попружинить малыша на мячике, а если вам удастся при этом установить его ручки так, чтобы он оперся на ладони и попытался «отжаться» от мяча (всякое бывает), это будет вообще чудесно!

Подтягивание

Поместите ребенка на твердую поверхность, а затем возьмите его за лучезапястные суставы и пальцы. После этого не торопясь потяните малыша на себя (это делается для того, чтобы ребенок научился подтягиваться на ручках).

Затем зафиксируйте его в положении сидя на 5-10 секунд, поддержите его головку и снова положите на поверхность. Пары-тройки подходов в этом упражнении будет вполне достаточно.

Читать еще:  Прививка от пневмококковой инфекции детям: схема проведения вакцинации, осложнения и последствия для организма

Мы зависли

Возьмите ребенка за внутреннюю поверхность бедер, чтобы он будто бы «завис» в воздухе. Такое упражнение поможет ему укрепить мышцы пресса, а также поспособствовать работе кишечника и отхождению газиков.

Сколько по времени можно сидеть начинающему «спортсмену»?

Когда ваш малыш научится самостоятельно сидеть, следите за тем, чтобы он не перегружался в процессе занятий. Для начала будет достаточно и пяти минут в положении сидя, чтобы позвоночник ребенка не уставал и был готов к новым, более длительным нагрузкам.

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

Как дела со вниманием?

Плохо концентрируется, легко отвлекается

Детей с такими проблемами все больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».

Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.

Например, задали по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе – сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.

Сосредоточен на задании

Обычно такие дети и сами справляются с домашкой – тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но при этом мыслями оставаться в своем задании.

Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой – правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.

Для обоих типов

Стоит попробовать делать уроки с таймером «по методу помидора» (раньше таймеры в США часто делались именно в виде помидора. – Авт.). Согласно автору этого метода, период наибольшей эффективности для работы над какой-либо задачей составляет 25 минут. Так что заводим таймер: 25 минут на уроки, затем 5 минут на перерыв.

После четырех таких «помидоров» младшеклассникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.

Долго ли делает уроки?

Копуша

Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.

Другие дети справляются с домашкой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!

Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе – стресс уже для родителей.

Единственный вариант – отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.

Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т. п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы – в сутки. И они не резиновые.

Торопыга

У детей, которые расправляются со всеми “домашками” за 10 – 15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу – сделал ошибку в простейшем примере.

Часто такие дети – настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно. пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.

Надо ли вообще делать с детьми домашку?

Светлана АЛЕКСАНДРОВА, детский психолог:

– Учитель может дать на дом совместное задание, включающее помощь взрослых – рассказать об истории семьи, например. Но обычные уроки даются именно ребенку. И делать их он должен сам, а не мама-папа-бабушка!

Домашнее задание может показаться родителям сложным. Но родители ведь не сидели на уроках и не слышали объяснения учителя! Поэтому не всегда понимают логику домашнего задания и воспринимают его как странное и бестолковое.

Кроме того, домашнее задание и должно быть в меру сложным. Именно так и происходит развитие – ребенок сталкивается с задачами, которые не умеет решать, и ищет способы справиться с ними. Не всегда правильные. Ошибки – это нормально. Ненормально, когда родители пытаются лишить ребенка этой возможности и не дают ему совершить свои ошибки (забыть про уроки или неправильно решить пример).

По большому счету, речь идет о повышенной родительской тревожности. Взрослые беспокоятся, что если они не сделают с ребенком уроки, он скатится на тройки, не сдаст экзамены, не поступит в вуз, не сделает карьеры и будет несчастен всю свою оставшуюся жизнь. Но ребенок – не марионетка и не персонаж в компьютерной игре, которым можно, играя, прожить успешную и обеспеченную жизнь. Все, что должны сделать родители, – это помочь ему стать самостоятельным, научиться самому нести ответственность за свои действия..

Что же находится в сфере родительских возможностей? Мама с папой могут напомнить, что пора сделать домашнюю работу. Но если ребенок не сделает ее, он получит двойку, и это будет его ответственность. Взрослые могут подсказать пути решения сложной задачки, если ребенок сам не справился и просит помощи. Можно проверить решенные примеры и написанное сочинение, отметить ошибки. Но лучше, если это будет делать специально обученный профессионал – учитель.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector