Что делать, если ребенок кусается: советы психолога консультация по коррекционной педагогике

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
консультация по коррекционной педагогике

Консультация психолога для родителей

Скачать:

Вложение Размер
sayt_2_sentyabr.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов – очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите, его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход . Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Что делать воспитателю, если ребёнок кусается… Консультация психолога для воспитателей

Любовь Кабурова
Что делать воспитателю, если ребёнок кусается… Консультация психолога для воспитателей

Увидеть, что ребенок обижает других детей, заметить, что он стал агрессивным: кусает и бьет других – ситуация неприятная. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия. С подобным сталкиваются многие воспитатели. А причин может быть несколько.

1. Ребенок переживает сильный стресс. В данный момент он привыкает к новому для него образу жизни (пример: адаптация к детскому саду). Смена образа жизни – это стресс. В ситуации стресса одни дети плачут, замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.

2. Ребенок охраняет «свою территорию». В 2 – 2.5 года малыш считает себя центром Вселенной. Из этого следует: «Все, что есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне» (а кому же еще). В детском саду ребенок столкнулся с новой для себя ситуацией – есть не только он и помогающие ему взрослые, но и другие дети. Для малыша потребность в заботе со стороны «своего взрослого» – одна из ключевых, и в большой группе детского сада именно эту потребность труднее всего реализовать. Приходится бороться за «свою воспитательницу», а еще за игрушки, книжки, возможность побыть одному или в приятной компании. Эта ситуация ставит ребенка перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет что-то необходимое? «Лучшая защита – нападение», – может подумать ребенок, обнаружив, что укусить конкурента – верный способ избавиться от него и к тому же привлечь внимание воспитателя.

3. Ребенок выражает свое недовольство. Если человек (неважно, взрослый или ребенок) чем-то недоволен, он оказывается в трудной ситуации. Недовольство рвется наружу, и приходится решать, как предъявить его миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия, подбирать нужные слова и поступать адекватно. Ребенок еще не столь искушен в общении, а порой и не в полной мере владеет речью. На самом деле у ребенка не такой уж богатый выбор – можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания, нападая на обидчика.

4. Ребенок плохо говорит, а кусаться – значит общаться. Неспособность донести свои желания до окружающих – настоящая пытка. Возможно, малыш еще не научился хорошо говорить. Непонимание окружающих, неспособность получить желаемое (например, попросить игрушку) вызывают его обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством привлечь к себе внимание и, дезориентировав противника, получить желаемое. Плюс – выразить свое недовольство.

5. У детей чуть старше двух лет желание укусить может объясняться слабостью мышц языка и щек. Малыш нуждается в дополнительной стимуляции области рта. (игрушка-грызунок)

Что делать?

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко сказать «кусаке»: «Это же больно!». Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину «кусачести». Если удастся, попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерился укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

Если ребенок готов кусаться от отчаянья, остановите его и помогите «озвучить» нужду, то желание, которое он не может высказать: «Скажи ему: «Дай», «Катя не хочет кушать», «Хочу поиграть с тобой»» и т. д.

Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, – подумайте, что можно изменить в режиме.

Если ребенок начал кусаться, не наказывайте его, а помогайте малышу справляться с трудностями.

Почему малыши кусаются?

Верите вы или нет, но кусанье является нормальной частью развития детей раннего возраста. Младенцы и малыши кусаются по целому ряду причин, таких, как, например, прорезывание зубов или изучение новой игрушки, предмета или если сильно возбуждены. Когда они начинают понимать причинно-следственную связь, тогда дети могут укусить человека, чтобы убедиться в том, что на их действие отреагировали.

Укусы для малышей также могут быть способом, чтобы привлечь внимание или выразить свои чувства. Разочарование, гнев и страх являются сильными эмоциями, и у детей еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить их. Так что, если они не могут найти слов, чтобы объяснить, что они чувствуют, они могут прибегнуть к кусанию, пытаясь тем самым сказать: “Обратите на меня внимание!” или, например, “Мне не нравится это!”. Такое поведение чаще все-таки встречается у мальчиков, и, как правило, возникает наиболее часто между первым и вторым годом жизни. Необходимо развивать языковые навыки, чем лучше у ребенка развита речь, тем меньше вероятность, что ребенок будет кусаться.

Важно как можно раньше обратить внимание на поведение ребенка и начать его корректировать. В следующий раз ребенок может укусить другого малыша. Попробуйте сделать следующее:

Шаг Первый: Будьте спокойны и четко произнесите простую, понятную для ребенка фразу типа: “не кусать!” или “кусаться больно!” Дайте ясно понять, что кусать это неправильно, но избегайте длительных объяснений пока ваш ребенок недостаточно взрослый, чтобы понять все то, о чем вы хотите сказать. Если вы будете спокойны, то разрешить проблему получится намного быстрее.

Шаг Второй: Предложите альтернативу. Когда все успокоились, расскажите ребенку, который кусается, как с помощью слов “нет”, “хватит”, и “это мое”, можно общаться с другими людьми.

Шаг Третий: Отвлечь внимание. Этот метод способен творить чудеса с детьми этого возраста. Если эмоции и энергия кипят, целесообразно помочь перевести внимание ребенка на более позитивную деятельность, например, предложение потанцевать под музыку, или поиграть в игры.

В наказании, как правило, нет необходимости в этом возрасте, так как большинство детей не понимают, что их действия каким -то образом могут причинить вред другим.

Если вы уже пробовали описанные выше действия, но поведение не улучшается, то могут быть эффективными более строгие меры. Уведите ребенка в отдельную комнату и оставьте его одного. Как правило, одной-двух минут (не дольше) для этого вполне достаточно. Увеличение длительности времени такого наказания может сыграть против вас, поэтому не пренебрегайте этим условием, дабы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Если вы чувствуете, что добились какого-то прогресса с привычкой ребенка кусаться, то продолжайте в том же духе. Не останавливайтесь на достигнутом. Если проблема все еще существует, пусть даже в меньшей мере, значит, все еще существует необходимость в ее решении.

• Будьте решительны и последовательны в своих действиях. Они описаны выше.

• Всегда хвалите ребенка за хорошее, примерное поведение. Ребенок нуждается во внимании. И важно, чтобы он понял, что привлекать внимание можно и хорошим поведением и, к тому же, это намного приятней. Удачи Вам!

Анкета для родителей младшей группы в конце года Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, нам важно знать ваше мнение. 1. С каким настроением ваш ребенок пошел первый раз в детский.

Что должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Маленький ребёнок кусается в детском саду: причины и советы психологов

Посещающий садик ребенок часто преподносит родителям множество неприятных сюрпризов. Это и постоянные болезни, и истерики перед утренним отправлением в учреждение, и попытки покусать всех вокруг. Именно последняя проблема часто становится неразрешимой, как для мам и пап, так и для воспитателей.

Если ребёнок кусается в детском саду, советы психолога помогут безболезненно для всех, устранить такой изъян в поведении малыша.

Почему дети кусаются в садике?

Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.

В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.

Расскажем подробнее о возможных причинах:

  1. потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;
  2. способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;
  3. борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет. У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;
  4. желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес. Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;
  5. психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;
  6. неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;
  7. эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;
  8. неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.

Что делать, чтобы искоренить дурную привычку?

Но на самом деле, далеко не все зависит от семьи, ведь ребенок проводит в саду довольно много времени. Для начала важно понаблюдать за малышом — это поможет понять, почему он начинает кусаться.

Если к этому приводят конфликты с другими детьми, значит, взрослые должны вовремя вмешиваться: помочь успокоить участников, пожалеть пострадавшего, дать возможность инициатору ссоры загладить свой проступок и т.д. Успокаивать обиженного нужно на глазах виновного.

Если кроха кусается в период адаптации в саду, значит, родители и воспитатель должны приложить усилия, чтобы ее облегчить. Материалов о том, как безболезненно отдать ребенка в сад — масса. Их нужно изучать и применять на практике.

Если проблема укусов вызвана плохим отношением к ребенку в садике, а воспитатели применяют строгие меры — кричат, шлепают, ставят в угол, громко и публично стыдят и т.д., то родителям следует задуматься о смене детского дошкольного учреждения.

Также необходимо обеспечить ребенку достаточный уровень физической активности — кто бегает, прыгает и скачет, едва ли успевает еще и кусаться.

Вне зависимости от возраста юного агрессора, важно настойчиво и доходчиво объяснять, что его действия вызывают боль. К сожалению, это один из самых сложных моментов. Кроха просто не способен понять, что его укусы болезненны — это приходит лишь с возрастом.

Категорически запрещено кричать, шлепать или иным образом показывать свою агрессию по отношению к ребенку или ситуации, в целом. Если мама, папа или другой взрослый сами не могут справиться со своими эмоциями, то ребенку это нанесет еще больше вреда — дальше он начнет драться или вести себя иным неподобающим образом.

Советы психолога, как отучить ребенка кусаться

У специалистов накоплен достаточно большой опыт, в части практических рекомендаций для родителей и малышей.

Расскажем о нескольких популярных вариантах:

  1. если ребенок излишне эмоционален от природы, его необходимо научить выражать свои чувства. «Я счастлив, потому что…», «Мне обидно, т.к….», «Я не хочу идти на площадку сегодня, поскольку…» — с самых ранних лет ребенок должен уметь выразить себя. А этому нужно учиться, причем, упорно;
  2. нельзя пробовать метод «укуси его в ответ, чтобы почувствовал». От такого способа воспитания, дети начинают грызть всех с удвоенной силой;
  3. важно научиться останавливать агрессивное поведение на самой начальной стадии. Если заметны признаки, что малыш вот-вот начнет выходить из себя и кусаться, нужно срочно переключать его внимание любыми способами. Фразы: «а какой мультик мы сегодня будем смотреть?», «пойдем на прогулку», «давай сделаем то-то» и т.д. обычно отлично работают;
  4. обращения: «Мне больно», «никогда так больше не делай», «ты кусаешься, это плохо», «так поступать нельзя ни с кем» — должны звучать каждый раз, когда малыш пускает в ход зубы. Говорить нужно четко, громко, но без раздражения, агрессии и только спокойно. Крайне важно при этом смотреть провинившемуся в глаза;
  5. Нельзя ругать ребенка-кусаку, называя его плохим, злым и т.д. Внимание нужно акцентировать на том, что отрицательна именно привычка, а не сам кроха;
  6. Рекомендуется устраивать простые сюжетно-ролевые игры на темы: «Что я сделаю, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Как я поступлю, если другие дети не хотят со мной играть?». Такие проблемы лучше научиться решать дома;
  7. Если ребенок уже достаточно большой, можно научить его извиняться — это нравится далеко не всем.

В каких случаях нужно посетить специалиста?

Рекомендуется обращаться к психологам, если есть явные признаки агрессии у малыша (мучает животных, ломает и швыряет игрушки и т.д.), укусы регулярны после достижения возраста 3 лет, в семье сложилась неблагоприятная ситуация либо ранее произошел случай, который мог травмировать психику, ребенок очень плохо спит или имеет другие явные отклонения в поведении.

Видео по теме

О том, что делать если ребенок кусается и дерется, в видео:

Мальчик или девочка не смогут побороть плохую привычку без помощи окружающих его взрослых. А последние часто допускают ошибки, которые еще сильнее усугубляют ситуацию.

Если ребенок кусается, подход должен быть комплексным, ответственным и разумным. Основное, что нужно сделать — выявить причину подобного поведения. Когда ее удастся найти, способ борьбы окажется на поверхности.

Рекомендации педагога – психолога воспитателям и родителям на тему: «Как отучить ребенка кусаться не нарушив при этом его психическое развитие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

Рекомендации педагога – психолога воспитателям и родителям

«Как отучить ребенка кусаться

не нарушив при этом его психическое развитие»

Подготовила и провела: педагог – психолог

МДОУ «Д/с № 9 о.в.» г. Магнитогорска

Кулягина Анастасия Геннадьевна

с Тиманкиной О. А.

(запись в журнале консультирования от 21.04.2017 г.)

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.

Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая – желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты – достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Что делать в данной ситуации?

Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить, переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.

Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», “Кусать можно только яблоки”. Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».

Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.

Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.

Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».

Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не нашедшие выход негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Если вас укусил ребенок – не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.

Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.

Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться – в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно – нельзя, хорошо – плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.

На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.

Чтобы ребёнок перестал кусаться ему будет необходима ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка

Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2014. – №3, С. 76-90.

Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. // Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. —480 с.: ил.

Читать еще:  Лечение детского энуреза народными средствами: самые эффективные и безопасные рецепты
Ссылка на основную публикацию