Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

У человека во внутреннем ухе есть специальный аппарат, отвечающий за определение и корректировку положения тела в пространстве – внутреннее ухо, а, точнее, три его полукружных канальца, внутри которых циркулирует специальная жидкость – эндолимфа. Движения эндолимфы при изменении положения тела раздражают рецепторы специальной оттолитовой мембраны, устилающей чувствительные пятна у основания этих канальцев. Рецепторы отолитовой мембраны посылают сигнал в головной мозг, там эти сигналы обрабатываются – и положение тела корректируется в зависимости от обстановки.

У детей с ДЦП раздражение отолитовой мембраны, то есть изменение положения тела, вызывает появление лабиринтного тонического рефлекса. Этот рефлекс в норме встречается и у здоровых детей, наряду с симметричным шейным тоническим рефлексом, но он полностью исчезает к третьему месяцу жизни . У детей с ДЦП замедляется естественный процесс гашения этих рефлексов вследствие повреждения некоторых ответственных за этот процесс структур головного мозга.

Патологический лабиринтный шейный тонический рефлекс проявляется сочетанием явлений спастичности и ригидности в различных группах мышц. Для выявления этого рефлекса изменяют положение тела малыша в пространстве: его кладут то на спинку, то на животик. Когда ребёнок лежит на спине лабиринтный тонический рефлекс характеризуется максимальным повышением тонуса в мышцах-разгибателях спины, шеи и конечностей, то есть ребёнок максимально выпрямляется. Он не может поднять голову и ручки.

++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс.

Ноги выпрямляются и прижимаются друг к другу, ручки тоже разогнуты, тесно прижаты к туловищу, кисти и стопы повернуты вовнутрь. Стопа малыша находится в положении подошвенного сгибания: подошва вытянута, как у балерины.

+++ЛТР: рефлекс можно выявить даже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа.

При попытке согнуть малыша ощущается сопротивление, голова не сгибается – тело ребёнка как «столбик». При максимальном проявлении этого рефлекса спина настолько выпрямляется, что ребёнок лежит только лишь на пятках и на затылке.

Тест на наличие лабиринтного тонического рефлекса у детей с ДЦП

При положении ребёнка на животике спазмируются мышцы-сгибатели тела. Ребёнок принимает форму эмбриона: коленки поджаты к животику, голова максимально опущена, ручки согнуты в локтях и прижаты к телу, кулачки сжаты, таз ребёнка приподнят, он словно стоит на четвереньках. Малыш не может поднять голову, повернуть её в сторону.

Проявление лабиринтного тонического рефлекса в положении на животе.

Все эти патологические реакции могут привести к нарушениям в формировании костей скелета ребёнка, замедлению его развития. Вследствие постоянного повышенного тонуса со стороны мышц конечностей ребёнок не может нормально управлять своим телом. Поэтому он вынужден принимать особые позы: ребёнок сидит, согнув спину, опустив голову, немного наклоняется вперёд, ноги при этом согнуты в коленях.

Ярко выраженный ЛТР

Ручки малыша немного приподнимаются, сгибаются, принимая вынужденное и фиксированное положение – всё это приводит к невозможности использовать руки для познавания мира и обучения. Сидя, при попытке разогнуть шею малыш не может сохранять равновесие и откидывается назад, что может привести к падению при тяжёлых формах лабиринтного тонического рефлекса. Ребёнок не может встать на четвереньки, потому что не может использовать в качестве поддержки прижатые к груди ручки.

В положении стоя для сохранения равновесия ребёнок вынужден немного сгибать ноги в коленных суставах, максимально увеличивая площадь опоры, чтобы преодолеть патологические рефлексы разгибания и приведения ног.

Всё это приводит к формированию характерной для таких детей позе «ножниц». Сгибание головы в такой позе может привести к падению, поэтому дети стараются откинуть её назад и максимально выпрямить. Когда малыш падает, он не может подставить ручки для защиты, что приводит к постоянным травмам.

Лабиринтный тонический рефлекс появляется и у на мышц глаза и языка. Можно заметить, что в положении на спине ребёнок смотрит постоянно вверх, поэтому его поле зрения сильно сужено, ребёнок видит только определенный участок у себя над головой, что нарушает восприятие окружающего мира. Больные ДЦП дети не могут сфокусироваться на определённом предмете, им трудно сосредоточиться. Спазм мышц языка ведёт к нарушению глотания, выдоха, голосообразования. Это всё приводит к замедлению развития речи и к нарушению процесса питания.

В результате этого нарушается процесс развития навыков движения у ребенка, замедляется его физический рост. Лабиринтный тонический рефлекс способствует появлению таких явлений, как патологические синергии и синкинезии, а также образованию контрактур — рубцовых стягиваний сухожилий, мышц и кожи в районе суставов, мешающих движениям рук и ног.

Для характеристики выраженности лабиринтного тонического рефлекса используется специальная шкала, где количество плюсов обозначают выраженность рефлекса (ЛТР – лабиринтный тонический рефлекс):

1. + ЛТР ставится тогда, когда рефлекс незначительный, появляется чаще стоя, при сильных эмоциях или при выполнении нового движения малышом.

2. ++ ЛТР проявляется лёжа во время проявления ребёнком различных эмоций (плача, смеха) в виде сопротивления при насильном сгибании его головки.

3. +++ЛТР: рефлекс можно выявить уже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа. При попытке согнуть головку, ручки и ножки в положении, лёжа на спине, ощущается явное сопротивление. Лёжа на животике, малыш старается принять позу эмбриона: он подгибает коленки, прижимает ручки к туловищу, сгибает голову.

Читать еще:  Как остановить рвоту у ребёнка в домашних условиях?

4. ++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс. В положении на спине малыш лежит лишь на затылке и пятках, голова резко запрокинута.

Проверка и значение рефлексов новорождённого

Рефлексы делятся на безусловные (врождённые) и условные. Рефлексы первой группы – в целом одинаковые для всех новорождённых и грудных детей, рефлексы второй группы зависят от личного опыта каждого малыша.

Экспертное мнение

Кирилл Грабовский, детский невролог, клиника для детей и подростков «СМ-Доктор»: Проверка безусловных рефлексов новорождённого является важной частью оценки психомоторного развития ребёнка в первые месяцы его жизни, а также его соответствия возрастным нормам. Кроме того, проверка рефлексов имеет особое значение для своевременного выявления возможных отклонений и позволяет прогнозировать дальнейшую динамику развития малыша. Вот почему во время каждого приёма педиатры и детские неврологи уделяют особое внимание этому вопросу. К безусловным (врождённым) рефлексам новорожденного относят поисковый и сосательные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы и другие. В норме каждый ребенок уже к моменту появления на свет имеет стандартный набор автоматических реакций на внешние раздражители – рефлексов, часть из которых перестает функционировать к определенному возрасту.

В роддоме врачи обязательно осмотрят новорождённого на предмет безусловных рефлексов. И уже после педиатры и неврологи при каждом осмотре будут проверять наличие рефлексов.

Проверять рефлексы нужно, когда ребенок бодрствует, не голодный, сухой.

Таблица значений рефлексов новорождённого

Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.

К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.

Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс – это компонент сосательного рефлекса новорожденного.

Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.

Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.

Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует – о поражении ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.

Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.

Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.

Верхний защитный рефлекс

Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки. Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.

Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

Становится выраженным на 3-4 день жизни.

Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.

Рефлекс объятий (рефлекс Моро)

Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.

Вызвать можно разными способами, например, стукнуть по пеленальному столику в 15 см от головы лежащего на нём ребёнка, или приподнять ноги и таз малыша над постелью, или внезапно разогнуть ребенку ноги. При этих действиях малыш разводит руки в сторону и разжимает кулачки, выпрямляет ноги, несколько секунд спустя малыш возвращается в исходное положение и даже может обнять себя.

Название рефлекса Описание Как проверить? Когда исчезает? Что важно?
Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы только, если сосательный рефлекс хорошо выражен.
В 2-3 месяца. Долгое сохранение хоботкового рефлекса новорождённого может говорить о поражении центральной нервной системы.
В 3-4 месяца. Смешанная разновидность реакции ребёнка. Благодаря этому рефлексу малыш восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Если положить новорождённого на живот, он повернёт голову набок, чтобы дышать спокойно. К 1,5 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных Способность новорождённого к опорной реакции. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев. К 4 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
У детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго.

Это основные, но далеко не все рефлексы, которые проверяют неврологи и педиатры у новорождённого. При слабовыраженном, отсутствующем рефлексе или при неадекватной реакции на вызов рефлекса следует провести дальнейшие обследования, чтобы выявить причины.

Проверка и значение рефлексов новорождённого

Рефлексы делятся на безусловные (врождённые) и условные. Рефлексы первой группы – в целом одинаковые для всех новорождённых и грудных детей, рефлексы второй группы зависят от личного опыта каждого малыша.

Экспертное мнение

Кирилл Грабовский, детский невролог, клиника для детей и подростков «СМ-Доктор»: Проверка безусловных рефлексов новорождённого является важной частью оценки психомоторного развития ребёнка в первые месяцы его жизни, а также его соответствия возрастным нормам. Кроме того, проверка рефлексов имеет особое значение для своевременного выявления возможных отклонений и позволяет прогнозировать дальнейшую динамику развития малыша. Вот почему во время каждого приёма педиатры и детские неврологи уделяют особое внимание этому вопросу. К безусловным (врождённым) рефлексам новорожденного относят поисковый и сосательные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы и другие. В норме каждый ребенок уже к моменту появления на свет имеет стандартный набор автоматических реакций на внешние раздражители – рефлексов, часть из которых перестает функционировать к определенному возрасту.

В роддоме врачи обязательно осмотрят новорождённого на предмет безусловных рефлексов. И уже после педиатры и неврологи при каждом осмотре будут проверять наличие рефлексов.

Проверять рефлексы нужно, когда ребенок бодрствует, не голодный, сухой.

Таблица значений рефлексов новорождённого

Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.

К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.

Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс – это компонент сосательного рефлекса новорожденного.

Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.

Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.

Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует – о поражении ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.

Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.

Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.

Верхний защитный рефлекс

Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки. Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.

Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

Становится выраженным на 3-4 день жизни.

Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.

Рефлекс объятий (рефлекс Моро)

Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.

Вызвать можно разными способами, например, стукнуть по пеленальному столику в 15 см от головы лежащего на нём ребёнка, или приподнять ноги и таз малыша над постелью, или внезапно разогнуть ребенку ноги. При этих действиях малыш разводит руки в сторону и разжимает кулачки, выпрямляет ноги, несколько секунд спустя малыш возвращается в исходное положение и даже может обнять себя.

Название рефлекса Описание Как проверить? Когда исчезает? Что важно?
Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы только, если сосательный рефлекс хорошо выражен.
В 2-3 месяца. Долгое сохранение хоботкового рефлекса новорождённого может говорить о поражении центральной нервной системы.
В 3-4 месяца. Смешанная разновидность реакции ребёнка. Благодаря этому рефлексу малыш восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Если положить новорождённого на живот, он повернёт голову набок, чтобы дышать спокойно. К 1,5 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных Способность новорождённого к опорной реакции. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев. К 4 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
У детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго.

Это основные, но далеко не все рефлексы, которые проверяют неврологи и педиатры у новорождённого. При слабовыраженном, отсутствующем рефлексе или при неадекватной реакции на вызов рефлекса следует провести дальнейшие обследования, чтобы выявить причины.

Позотонические рефлексы

Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создает оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которыми относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции. К позотоническим рефлексам относят:

1) лабиринтный тонический рефлекс; проявляется при изменении положения головы. В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

2) Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в из­менении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противополож­ной стороне тела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении ко­нечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координа­ции, зрительном восприятии и предметной деятельности. При по­вороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непро­извольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не пред­ставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс фор­мирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или ина­че, позотонические рефлексы являются по своей природе и вли­янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП пато­логическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторно­го развития, что в большинстве случаев нарушает последователь­ный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Классификация

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

| следующая лекция ==>
Насильственные движения | Спастическая диплегия

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 6970 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector