Нормальные показатели речевого развития у детей

Нормальные показатели речевого развития у детей

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этап Характеристика
0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
Полгода Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

Возраст Характеристика
От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Читать еще:  Особенности развития внимания у детей 3-5 лет: свойства памяти и описание игр

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Показатели развития ребенка 4 лет

Физическое развитие

Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.

Тип телосложения Рост (см) Вес (кг)
Большой 106,3 – 114,2 15,6 – 19,7
Средний 102,6 – 106,2 15,3 – 18,5
Маленький 96,2 – 101,2 11,5 – 15,0

К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.

К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Развитие речи

Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.

Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.

При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.

Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.

Ознакомление с окружающим миром

Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.

Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.

К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.

Изобразительная деятельность

Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.

Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.

Конструирование

Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).

Музыкальное воспитание

Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.

Элементарные математические представления

Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.

Эмоциональное развитие и культура поведения

Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Читать еще:  Как готовить мясные блюда для детей: правила приготовления, простые рецепты из мяса для маленьких гурманов

Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.

Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Оценка физического развития ребёнка

Физическое развитиеребёнка – это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение массы тела

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения – Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

– пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности – наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем – над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади – подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту – как избыток массы тела и ожирение.

Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

Читать еще:  Самочувствие будущей мамы и подготовка к родам на тридцать девятой неделе

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

Физическое развитие детей до 1 года

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector