Как родителям организовать развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Как родителям организовать развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка.

В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления.

Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.

Что это такое?

Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями:

  • умеет применять новый опыт на практике;
  • замечает детали, которые не видят другие;
  • имеет большое количество оригинальных идей;
  • постоянно стремиться познать что-то новое;
  • умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.

Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

Чтобы стимулировать развитие творческого мышление у дошкольника нужно создать максимально комфортные условия для него. Под ними подразумевается:

  • ранее физические развитие;
  • создание хорошей творческой обстановки;
  • постепенное усложнение поставленных перед ребенком задач;
  • самостоятельный выбор деятельности.

Физические занятия с первых месяцев жизни ребенка способствуют его более раннему развитию. Важно, чтобы ребенок постоянно находился в комфортной ему атмосфере, которая побуждала бы его заниматься творчеством. Например, малышу можно предложить играть с кубиками, на которых написаны цифры или буквы.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания.

У детей процесс познания окружающего мира происходит очень быстро. Важно давать возможность самостоятельно принимать определенные решения и устранять незначительные проблемы. Например, если игрушка закатилась на диван, то не стоит спешить ее доставать. Ребенок может попытаться самостоятельно придумать решение этой проблемы.

ВАЖНО. Малыш должен сам выбирать, чем ему интересно заниматься.

Если определенная деятельность вызывает у него интерес и эмоциональный подъем, то нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении.

В противном случае, выполняя не интересующую его активность, малыш чувствует интеллектуальное перенапряжение, что приводит к переутомлению.

Помощь взрослого в развитии творческого мышление должна быть максимально разумной и ненавязчивой.

Свобода выбора не в коем случае не должна стать вседозволенностью.

Комфортный психологический климат — залог развития творческого мышления. Родитель должен стимулировать ребенка к занятию творчеством, но не осуждать за неудачи. Какими бы странными не были идеи детей, их необходимо поддерживать и направлять в правильное русло.

Как развивать воображение на разных возрастных этапах

Дошкольный возраст можно разделить на несколько возрастных этапов. Каждый из них имеет свои особенности развития воображения. В период от 3 до 4 лет наблюдается становление словесных форм воображения. Игровая деятельность становится самостоятельной потребностью ребенка.

В это же время появляется аффективное воображение, оно связано с тем, что малыш осознает собственное “Я” и отделяет себя от других людей. Воображение на этом этапе выделяется в самостоятельный процесс.

Творческие способности ребенка в 4-5 лет проявляются в игре, рассказах и ручном труде.

У малыша могут появляться мечты касательно будущего. Часто они являются неустойчивыми и ситуативными.

Воображение становится интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира.

Однако, ребенок еще не умеет руководить воображением.

В возрасте от 6 до 7 лет воображение приобретает активный характер.

Рост производительности творческих способностей проявляется в том, что развивается умение создать замысел и спланировать его реализацию.

У дошкольника возникает интериоризированное воображение, то есть оно переходит во внутренний план. Начинаются появляться первые элементы творчества. Продуктивней всего их развивать посредством игры и рисования.

Игры и занятия для формирования творческого мышления

Существует множество занятий и игр, которые способствуют развитию творческого мышления у дошкольника. Это может быть простое наблюдение за окружающей средой, игра, рисование или чтение.

На прогулке с ребенком нужно научить его обращать внимание на детали. Это позволяет не только развить творческие навыки, но и расширяет его представление об окружающем мире. Например, прогуливаясь по парку можно акцентировать внимание на цветах и деревьях, которые видит малыш.

СПРАВКА. Основная деятельность дошкольника — развивающая игра.

Для активизации творческого мышления используются конструкторы, мозаики и пазлы.

Они позволяют развить концентрацию и проявить свое воображение.

Такие игры нужно подбирать по возрасту, так как конструктор или пазл может оказаться слишком сложным.

Не стоит долго объяснять ребенку, как играть с той или иной игрушкой. Лучше позволить ему самостоятельно прийти к этому.

В процессе игры он сможет попробовать новые способы действия, новые стратегии, тем самым активизировать свое творческое мышление.

Ребенок должен иметь практический опыт творческой деятельности. Отличным вариантом является изобразительное искусство. Можно начать с самого элементарного — изучение цветов и геометрических фигур. В процессе рисования малыш учится правильно держать кисть или карандаш, контролировать уровень нажима.

ВАЖНО. Ребенка нужно поощрять и хвалить за проделанную работу.

Обсуждение рисунка будет полезным как для родителя, так и для дошкольника. Помимо рисования можно заниматься лепкой или созданием аппликаций. Эти активности позволяют проявить воображение и хорошо развивают моторику рук.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется чтение вслух. Это могут быть сказки, стихи или простые рассказы. Эта активность позволяет развить воображение и пополняет словарный запас.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть специальный урок по данной теме:

Развитие творческих способностей у дошкольников — это важный этап подготовки ребенка к школе и жизни в целом. Творческие личности имеют больше шансов на успех, они харизматические и инициативные. Все эти качества закладываются в детстве. Родитель должен поддерживать все начинания ребёнка, хвалить его на помогать в дальнейшем развитии.

Статья на тему”Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста”

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Одним из направлений формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения.

Воображение-это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта(впечатлений ,представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления ,оно преобразует представление памяти ,тем самым обеспечивая ,в конечном счете создание заведомо нового. В это смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры ,в отличие от мира природы- все это является продуктом творческого воображения.

Читать еще:  В чем заключается польза купания ребенка: мнение специалиста, основные правила процедуры

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче , оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что общение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал : « Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются ,что у него, как говорится в одно ухо влетело ,а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Постепенное обогащение опыта ребенка ,насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы ,побуждающие к активному размышлению. Накопление знаний ,опыта- это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними ,отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели ,приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника- это развитие направленности воображения. У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все ,что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие ,но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное .Хорошо завести специальную папку или альбом ,куда помещались бы наиболее удачные рисунки ,сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений и развивать творческие способности.

1.Полуянов,Д. Воображение и способности/ Д. Полуянов.- М. : Знание ,1985-50с

2. Никитин,Б. Развивающие игры/ Б.Никитин.- М.: Знание ,1994

3 Палашна,Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике//Дошкольное воспитание -1989- №6-с.69-72.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки.

Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов. Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая выйти из состояния зажатости. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Читать еще:  Сценарий дня рождения девочки 10 лет: прикольный квест для праздника дома
Зачем нужно развивать творческие способности у дошкольников и младших школьников?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• стремление к открытиям;

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

1)Окружающий мир.

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для ребенка.

2)Развивающие игры и игрушки.

Следите, чтобы в «арсенале» вашего ребенка были только полезные игрушки и игры. Обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы одни и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.

3)Рисование.

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.

4)Лепка.

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

5)Чтение.

Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.

6)Музыка.

С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.

7)Аппликация.

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть ребенок их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Игры на развитие творческих способностей

• «Превращение» – нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.

• «Что там такое?» – положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.

• «Хорошо-плохо» – вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

• «Что будет, если…» – предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Полезные советы

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию.

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка.

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени.

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.

Заключение

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Инструктор по труду Савченко Екатерина Николаевна

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 7704 раза

Библиографическое описание:

Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 17.01.2020).

Читать еще:  Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [6].

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека.

Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творческих способностей. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.

Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности. Мы считаем, что многие педагоги-художники оказывают давление на создание детьми их творческих замыслов. Эксклюзивность (содержание, своеобразие) изобразительных решений детей часто недооценивается. На первое место выдвигают живописные моменты. Художественная ориентация педагога нередко мешает детскому творчеству и ограничивает его в непосредственности и искренности.

Доминирующий в настоящее время, личностно-ориентированный подход, в современной отечественной педагогике и психологии актуализировал две взаимозависимых проблемы, активно изучаемые и обсуждаемые в данное время в изобразительной дидактике: это развитие художественных, творческих способностей и индивидуализация обучения. Новаторские изыскания, проистекающие сегодня в психолого-педагогической науке и практике, учитываются в разработках программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Анализы, опубликованных на данный момент, программ дает возможность отобрать в области изобразительной деятельности и ее методике образовавшуюся общую тенденцию: поиск новых подходов и наиболее мягкое и осторожное внедрение прямых методов обучения.

Мы считаем, что изобразительной деятельности на занятиях можно противопоставить самостоятельную изобразительную деятельность. Она возникает как игра — по инициативе самого ребенка и осуществляется, в большей степени, в свободное от занятий время. В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы. Его проявление себя идентифицируется как субъект деятельности: самостоятельная постановка и средства достижения целей. Тем не менее, уровень самостоятельной изобразительной деятельности у детей различен. Корень проблемы в овладении деятельностью и субъективных условиях, в которых протекает развитие (отношения с взрослыми, качество получаемого обучения) и связанных с ними объективных возрастных психофизических возможностей.

Для того чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис или другими словами — фундамент, для предстоящей самостоятельной деятельности. К шести годам ребенок должен иметь четкое представление об определенных материалах для изобразительной деятельности, их отличительных особенностях и способах создания изображения. Владеть базовыми представлениями о цветоведении, основах пространственной перспективы и композиции; о специфике организации рабочего места. Так же ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь описать последовательность изображения, присваивать объектам характерные признаки; грамотно совмещать художественные способы для выражения замысла изображения.

Мы еще раз подчеркиваем, что ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Формирование впечатлений от окружающей его действительности, является залогом правильной самостоятельной изобразительной деятельности. Вследствие этого он может вносить в изображение элементы творчества; осуществлять собственный замысел; выполнять коллективную работу; использовать на организованных занятиях, знания и умения, приобретённые в процессе познавательно-практической и предыдущей самостоятельной изобразительной деятельности. При анализе природы самостоятельной изобразительной деятельности, формируется информация, которая помогает педагогу в определении характера познавательной деятельности ребенка на занятии. Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне. Помогая педагогу опустить этап сообщения детям готовых способов деятельности и знаний. И напротив, может обнаружиться, что в самостоятельной деятельности ребенок чувствует полную беспомощность в изображении явлений. В данном аспекте эта проблема является основой постановки должных учебных задач в дидактике.

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 208 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение.1991. — 93 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. — Москва, 1969. − С. 90–124.
  4. Комарова Т. С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1983. — С. 34–37.
  5. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений / Е. К. Брыкина, Г. Г. Григорьева, О. О. Дронова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина. — Москва: МГОПУ, 1997. — 98 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector