Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Читать еще:  Методы лечения геморроя в домашних условиях у мужчин

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.
Читать еще:  Характеристики пульса и правила его измерения

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Восстановление речи после инсульта: этапы и методики

Перед началом восстановительного лечения проводится комплексная диагностика, которая помогает правильно оценить состояние компонентов речи пациента:

  • понимание обращенной речи, в том числе сложных лексико-грамматических конструкций, объем восприятия речи на слух;
  • степень самостоятельности и произвольности при построении речевого высказывания, возможность удерживаться в речевой деятельности;
  • состояние активной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов;
  • наличие или отсутствие дефектов номинации (называния, выбора нужного слова из семантического поля);
  • наличие или отсутствие дефектов внутренней речи, трудностей в формулировании высказывания;
  • состояние произносительной стороны речи;
  • степень контроля за собственной речью;
  • состояние счетных операций, навыков чтения и письма.

Основные направления работы логопеда: методики и приемы

Первый этап

Выявленные отклонения могут иметь разную степень выраженности, некоторые функции могут полностью сохраняться при частичном или полном нарушении других. На первом этапе работа логопеда по восстановлению функций речи может включать следующие упражнения и приемы.

  1. Создание условий, в которых пациент вынужден обрабатывать поступающую информацию. Устранение «режима молчания», каждые 15 минут (интервал может увеличиваться в зависимости от общего состояния) специалист обращается к пациенту с вопросами даже в том случае, если он не в состоянии ответить. Короткими простыми фразами в медленном темпе говорит на любую бытовую тему, обращая на себя внимание и призывая пациента слушать речь. Удержание зрительного контакта.
  2. Использование альтернативных вопросов. Специалист строит вопрос таким образом, чтобы пациент не мог ограничиться жестом. Например, не подходит вопрос: «Будете ли Вы воду?» Следует спросить: «Вы будете воду или сок? Что Вы будете пить?».
  3. Называние предметов. Пациенту показывают карточки с изображениями предметов и объектов окружающего мира и просят его называть увиденное. Используя карточки, можно просить пациента выбирать правильное название среди нескольких предложенных вариантов.
  4. Узнавание знакомых лиц. Задание похоже на предыдущее, однако в качестве рабочего материала используются фотографии из семейного альбома.
  5. Называние букв и цифр. Пациенту показывают расположенные произвольно ряды букв или цифр (размер и количество элементов зависят от степени поражения речевой функции и общего состояния пациента) и просят называть их.
  6. Ответы с использованием слов из вопроса. Можно предложить пациенту отвечать на вопросы, повторяя слова и меняя их порядок.
  7. Работа с рядами. Часто пациент в состоянии называть привычные ряды (алфавит, дни недели, месяцы). Следует использовать такую возможность и предлагать воспроизводить ряды в обратном порядке (считать, например, от пяти до пятнадцати и обратно, считать двойками, перечислять родственников или сослуживцев и т.д.).
  8. Чтение и письмо. В том случае, если навыки чтения или письма не нарушаются, их активно используют для скорейшей реабилитации. Пациента просят медленно читать вслух отдельные слова, фразы или фрагменты текста, задавая вопросы по содержанию прочитанного.
Читать еще:  Средства для медикаментозного лечения геморроя: самые лучшие и эффективные

Второй этап

Когда состояние пациента улучшается, предлагаются более сложные задания.

1. Восстановление связей между словом и образом (в том числе между зрительным образом и словом), исправление дефектов номинации. Способность произвольно удерживать заданную речевую конструкцию. Самостоятельное построение фраз, исправление дефектов внутренней речи.

  • Демонстрация картинок и называние изображенных на них предметов; выбор правильного названия предмета или действия с опорой на карточку; подбор карточки к слову и слова к изображению;
  • ответы на вопросы с использованием слов из вопроса;
  • работа с сюжетными картинами и сериями картин с последовательным сюжетом; составление рассказа с заранее заданным количеством слов, предложений;
  • подбор слов согласно заданному признаку;
  • работа с ритмом, темпом, интонационной стороной высказывания;
  • работа со схемами предложений, составление плана речевого высказывания, пересказ текстов различной сложности с использованием опорных слов и изображений (с постепенным увеличением степени самостоятельности при построении высказывания);
  • чтение и письмо под диктовку и самостоятельно.

2. Понимание речи. Восстановление контроля над собственной речью.

  • Восстановление и уточнение пространственных представлений;
  • конструирование, воспроизведение заданных эталонов (в том числе речевых);
  • классификация и сортировка слов по значению;
  • построение высказывания с использованием опорных слов, имеющих пространственное значение, предлогов и союзов;
  • импровизации на заданную тему;
  • толкование сложных по смыслу слов;
  • счетные операции;
  • выполнение сложных инструкций.

3. Коррекция произношения. Преодоление инертности в речевом процессе. Восстановление артикуляции.

  • Работа с темпом, ритмом, интонационной стороной высказывания;
  • восстановление артикуляционных укладов;
  • вербализация действий;
  • работа с речевыми шаблонами (в том числе используются числовые и буквенные ряды, стихи, пословицы и поговорки);

4. Восстановление навыков счета, чтения и письма.

  • Узнавание и называние букв и цифр;
  • звукобуквенный анализ с использованием схем;
  • работа с техникой чтения и анализ прочитанного;
  • восстановление графических навыков.

Реабилитационные мероприятия проводятся по возможности сразу после инсульта, количество и частота встреч с логопедом зависят от степени тяжести нарушений речи и общего состояния пациента. Решение о необходимости логопедической коррекции и реабилитации принимается коллегиально совместно с неврологом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector